Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

NUR.KZ удалось взять интервью у великой балерины Алтынай Асылмуратовой

Опубликовано:

Художественный руководитель балета «Астана Опера», педагог, ректор Казахской национальной академии хореографии, известная в мире балерина, отдавшая сцене почти четверть века, Алтынай Асылмуратова согласилась дать интервью NUR.kz

- Алтынай Абдуахимовна, сегодня вы являетесь художественным руководителем балета «Астана Опера», ректором Казахской национальной академии хореографии. Однако Вас знают и как прима-балерину ведущих театров мира: Мариинского театра, Английского Королевского балета, Марсельского балета, как народную артистку России, как художественного руководителя Академии русского балета им. Вагановой. Как вас удалось завлечь в столицу Казахстана?

- Мой первый приезд в Астану состоялся благодаря приглашению руководства театра «Астана балет». Тогда я впервые увидела этот театр, увидела город и впервые в Казахстане, поставила небольшой отрывок из балета. Чуть позже мне предложили стать художественным руководителем балета театра «Астана Опера». Сразу дать согласие было трудно, поэтому я решила для начала «попробовать всю эту кухню». Окунулась в столичную атмосферу, с удовольствием начала работу с ведущими солистками над партией Зарема в балете «Бахчисарайский фонтан». Самое главное, я почувствовала их отдачу, и желание перенимать мой опыт, мои знания. В такие моменты ты хочешь лишь отдавать себя вдвойне…

- Какие балетные спектакли с Вашим приходом были поставлены в столичном театре?

- «Собор Парижской Богоматери», «Манон», «Дон Кихот», «Баядерка» и несколько концертных гала-программ.

- Правообладатели спектаклей «Собор Парижской Богоматери» и «Манон» не каждому театру разрешают их ставить. Каким образом вам удалось организовать постановку шедевров Пети и Макмиллана в «Астана Опера»?

- Это правда. Большую роль здесь сыграло то, что в Марселе и Лондоне меня знают с хорошей стороны, поэтому и доверили. Если говорить о «Соборе», то какое-то время я проработала в Марселе с Роланом Пети (французский танцовщик и хореограф один из признанных классиков балета XX века – прим. NUR.KZ) и Луиджи Бонино, который в фонде Р. Пети является основным «переносчиком» его балетов. С ним у нас сложились доверительные отношения, поэтому он с радостью согласился прилететь в Казахстан. Для начала я ему показала труппу и ведущие солисты станцевали три красивых дуэта. Луиджи Бонино окунулся в творческую атмосферу и принял решение о постановке. Со спектаклем "Манон" ситуация была идентична. Карл Барнетт, также побывав здесь, дал свое согласие работать с балетной труппой «Астана Опера».

- А как публика встретила эти постановки?

- Очень хорошо. Я считаю, что это – шедевры. Это лучшее, что было создано за последние 100 лет.

- Считаете ли вы, что балет в Казахстане может сам себя окупать?

- Балет редко себя окупает. Это не бизнес и в него необходимо вкладывать деньги. Балет - это не шоу, это искусство…

- В реализации Ваших планов ощущаете ли Вы поддержку министерства культуры?

- Не могу пожаловаться. На сегодняшний день все мои грандиозные планы свершились. Я даже не думала, что будет такая оперативная отдача. Хотела «Собор» - поставили «Собор»…

Мне очень нравится, что в Казахстане большое внимание уделяется развитию культуры. И в этом плане Министерство культуры и спорта оказывает достойную поддержку театрам, в том числе и «Астана Опера», за что мы благодарим министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы.

- У вас есть зарубежный опыт. Как ситуация обстоит там?

- Интересный вопрос… Везде есть свои особенности. Но мне нравится, что в Казахстане на искусство денег не жалеют даже, несмотря на кризис. Доказательством этому служит шикарная Казахская академия хореографии, возведение такого потрясающего театра и постановка лучших спектаклей. Наши требования не остаются без ответа. Могу точно сказать, что в Казахстане лучше, чем в других местах.

- Каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

- Планов достаточно. Но боюсь сглазить, поэтому говорить о них я пока не буду…

- Что вы можете сказать по поводу утверждения репертуара? Вы сами его определяете как художественный руководитель или все-таки учитываете мнение руководства?

- Наши желания всегда сходятся, поэтому никакого давления нет. Руководство хочет пополнить репертуар солидными постановками. К примеру, сейчас необходимо пополнить репертуар спектаклями для детей и осуществить постановку национального спектакля. Мы с руководством мыслим в одном направлении.

- Есть ли в Казахстане отечественная школа балетной критики?

- С балетной критикой дела во всем мире обстоят не совсем хорошо. Вот в ХХ веке были сильные критики. Были профессионалы, которые знали, о чем пишут, знали, как и что с чем сравнивать. А в нынешнее время весь этот процесс перетекает в журналистику, охватывающую общее впечатление и тенденции. Короче говоря, передают информацию, не вникая глубоко в смысл постановки.

Критики как таковой в Казахстане еще нет. Нужно развивать это направление. Но тут все должны понимать, что критика – это не критиканство. Критика – это способ объяснить и научить нас понимать искусство, детально разбираться в нем.

- Мне довелось побывать на вашей репетиции и ощутить особую атмосферу спокойного и полного погружения в процесс работы. При этом отчетливо видна полная отдача от ваших учеников. Что вы можете о них сказать? Есть ли все-таки талантливая молодежь в Казахстане?

- Есть (улыбается). Молодежь есть. Талантливые ребята и артисты есть. Я считаю, что в Казахстане не только есть полезные ископаемые, но также живет очень много талантливых людей, которые находятся в процессе роста. И это не может не радовать.

- Алтынай Абдуахимовна, как ректор Казахской национальной академии хореографии, что вы можете сказать о будущем поколении казахстанского балета? Какая ситуация будет через 5-10 лет?

-Думаю, что благодаря Президенту Казахстана, реализующему программы по формированию духовного развития нации, модернизации сознания населения, через 5-10 лет Казахстан ждут большие положительные изменения.

Что касается нашей академии, то у нас достаточно большой педагогический коллектив, который работает только на результат. Несмотря на то, что у педагогов большой опыт образования, все зависит от многих составляющих. Может быть хороший преподавательский состав, но при этом не быть хорошего материала. И наоборот: может быть хороший материал, но отсутствие толковых преподавателей. А от этого зависит качество.

На сегодняшний день мы стараемся привезти все в баланс, где и детки, отобранные по всему Казахстану, будут талантливыми, где педагоги будут любить и отдаваться делу на 100%.

Ко всему прочему наша академия предоставляет шикарные условия для обеих сторон. Осталось вот только…

- Привести все в баланс…

- Верно… (улыбается)

Спасибо большое за интервью. Я желаю, чтобы ваши планы и цели реализовались успешно. Чтобы спектакли прошли без сучка – без задоринки.

-Спасибо.

Автор статьи: Аяна Кунаева

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1523461-nur-kz-udalos-vzyat-intervyu-u-velikoy-bal/