Среди казахстанской молодежи распространилось опасное увлечение спайсами
Опубликовано:
Очередной «бич» современности – спайсы. Молодежь нашла новый вид «расширения сознания», причем ранее не являвшийся чем-то запретным. Некоторое время курительные смеси не были вне закона, за что получили второе название – «легалка».
Заведующий отделения ЛРЦ «Импульс» врач-нарколог Нуржан Битимбаев в интервью корреспонденту NUR.KZ отметил, что на сегодняшний день снижается количество зависимых от героина, зато в геометрической прогрессии растет число тех, кто зависим от спайсов.
Обращений в последние три-четыре года стало очень много, отмечает врач. И самое страшное, что «подсаживаются» на наркотик совсем молодые ребята – от 18 лет. Поведение спайсовых зависимых шокирует – только за лето этого года казахстанцы увидели, как минимум, два видеоролика, герои которых не просто вели себя неадекватно, но еще и не побоялись сесть за руль. Один из них под воздействием нарковещества даже совершил ДТП. К счастью, обошлось без жертв.
Нуржан Толемисович, расскажите, пожалуйста, что входит в состав спайсов?
Во-первых, я не химик, состав не скажу. Во-вторых, модификаций очень много. На сегодняшний день, насколько я знаю, существует около 300 модификаций.
Спайсы - в народе называемые «легалка», из-за того, что раньше они не входили в список наркотических веществ, - это курительные смеси, основными составляющими которых являются синтетические каннабиоиды. У этих синтетических каннабиоидов есть аббревиатура JWH, по автору, который синтезировал такой наркотик - Джон Хоффман, американский химик. Он первый синтезировал вещество, и производится оно, насколько я знаю, в КНР.
Каннабиоиды – это те вещества, которые содержат тетрагидроканабиол - вещество, содержащееся в природных наркотиках: марихуана, гашиш. Вещества действуют на каннабиоидные рецепторы, стимулируя их, и, тем самым, вызывая опьянение. Также действуют и спайсы. Их готовят из различных трав, пропитывая синтетическими каннабиоидами. Вещество представляет собой порошок от белого до коричневого цвета, предварительно оно растворяется в этиловом спирте, потом этим раствором пропитывается любая трава. В основном, используют табак. Спирт испаряется и наркотик остается в траве. Потом ее «забивают» и курят. Это поначалу. Потом начинают курить в чистом виде - кристаллы «забивают» в пипетку и курят.
Можно ли визуально определить человека, который употребляет спайсы?
Можно заподозрить, но точный диагноз ставится после лабораторных исследований. Есть тесты, которые показывают, что человек употребляет вещества. Это иммунохромографические тесты, которые определяют присутствие синтетических каннабиоидов в моче.
Внешне в первую очередь появляются аффективные расстройства - раздражительность, нервозность, вплоть до выраженной агрессии, в отношении даже самых близких родственников. Человек может скандалить, крушить, ломать, наносить физические увечья. Во-вторых, бывают суицидальные попытки, депрессия – то есть эмоциональное расстройство.
Появляется психомоторное возбуждение. Человек становится неусидчивым, агрессивным, бывают внезапные перепады настроения, от плача до эйфории и хохота. Все это случается в период абстиненции. В период опьянения, со слов пациентов, вещество вызывает торможение центральной нервной системы; человек не вступает в вербальный контакт, а после – постепенно восстанавливается, потом появляются аффективные и эмоциональные нарушения.
Кроме того, при курении спайсов присутствует жажда, нарушается сон, снижается аппетит. По этим признакам собирается анамнез, опрашиваются близкие родственники – так называемый объективный анамнез. Тогда можно вынести предположительный диагноз, а окончательный ставится только после тестов.
После диагностики, по согласию, в первую очередь, пациента, назначается лечение. Но добиться согласия очень сложно, потому что снижается также критика к своему состоянию.
Кто больше подвержен появлению зависимости от спайсов?
Такой зависимости подвержены подростки, потому что они дезинформированы тем, что от употребления таких наркотиков якобы никаких последствий не бывает. А также тем, что наличие вещества в организме не выявляется, якобы не существует тестов. В интернете я видел ролики, в которых показаны тесты THC, а они именно марихуану не показывают. Есть другие тесты – К2, THC К2. Эти тесты как раз и выявляют синтетические каннабиоиды.
Подростки думают, что ничего не будет, пробуют, через некоторое время снова пробуют и постепенно подсаживаются. Никто силой не заставляет, это все из-за того, что интересно человеку ощутить, что это такое. Те люди, которые употребляют синтетические каннабиоиды, уже марихуану не курят, даже если начинают с этих вещей. Есть единичный случай, когда у пациента и марихуана положительно показала, и К2 - он пропитывал марихуану этим веществом.
Обращаются, в основном, родственники, которые бьют тревогу по причине личностных изменений. При этом обращаются в период абстиненции, когда есть синдром отмены, в момент опьянения еще пока не обращались, потому что он очень короткий - 15-20 минут.
Как часто требуется зависимому «доза»?
Это зависит от стадии привыкания, наркологические заболевания протекают постадийно. Те психоактивные вещества, которые вызывают физическую зависимость, сначала вызывают психологическую зависимость, то есть выраженное влечение к этому психоактивному веществу. На первой стадии. На второй стадии уже появляется абстинентный синдром - синдром отмены. Это стадия физической зависимости.
При синдроме отмены спайсов бывают озноб, потливость, ломота в теле. Ухудшается сон, появляется депрессия. В зависимости от стадии частота употребления, доза нарастают, снижается так называемый количественный контроль за счет того, что увеличивается устойчивость организма к этому психоактивному веществу, увеличивается так называемая толерантность. Со временем спайсы начинают употреблять в чистом виде, о чем я говорил ранее.
Можно ли спайсы назвать тяжелым наркотиком?
На сегодняшний день спайсы – один из самых сильных наркотиков, который очень быстро вызывает пристрастие и личностные изменения. В целом, любое психоактивное вещество со временем вызывает изменение личности, но спайсы делают это очень быстро и вскоре доводят до слабоумия; развивается так называемая деменция.
Они провоцируют эндогенные заболевания. Это психические заболевания, которые заложены у человека и проявляются в разном возрасте, но когда человек употребляет спайсы, это происходит быстрее. Если ранее человек внешне был здоров, то когда он начинает употреблять спайсы, у него развивается так называемый манифест – первые клинические признаки. Например, шизофрения. Если шизофрения есть у человека, но клинически она не проявлялась, то зависимость от спайсов эту болезнь выявляет. Мы это наблюдали на практике неоднократно.
Например, один пациент бегал обнаженным по берегу Капчагайского водохранилища. Со слов родителей, он выбросил свою одежду и телефон, его кое-как нашли, привезли. Он находился в состоянии психоза и была выраженная агрессия.
Есть и другие примеры. У парня, который учился за рубежом, внезапно начался бред преследования. Он стал звонить родителям, говорить, что его собираются изнасиловать, убить, просил, чтобы забрали. Они его привезли в Казахстан и обратились к нам.
Находясь под воздействием спайсов, осознает ли человек свои действия, и помнит ли о них после окончания периода опьянения?
При употреблении спайсов, опять же со слов больных, они испытывают так называемый кайф, душевное удовлетворение, человека ничего не интересует, кроме этого наркотика, пропадает страх на какое-то время. К примеру, когда употребляют тот же героин, он обладает обезболивающим эффектом, устраняет страх. Человеку кажется, что он все может, работоспособность повышается. На самом деле, работоспособность, конечно, не повышается, но такие явления бывают.
Также я читал статьи, что якобы спайсы обладают галлюциногенным действием, но от своих больных я такого не слышал. Просто душевный комфорт, так сказать, и все. Развивается психическое влечение. После того, как проходит опьянение, тянет еще покурить. И это очень быстро развивается, особенно, по сравнению с марихуаной.
Возможна ли передозировка?
Передозировка возможна при воздействии любого психоактивного вещества. Химические агенты действуют на внутренние органы, в первую очередь, на центральную нервную систему, то есть на головной мозг. Если, например, передозировка опиатами приводит к нарушению дыхания, то спайсами - к отравлению головного мозга. При передозировке бывает рвота, часто она бывает и при первом употреблении. Это проявление отравления головного мозга. Поэтому спайсовая зависимость сначала была отнесена к токсикомании. Но это не просто токсические вещества, это наркотик. Бесследно употребление не проходит, поражаются внутренние органы, органы дыхания, и последствия, конечно, плохие.
Какое время занимает лечение?
Все строго индивидуально. Лечение проводится комплексное, в первую очередь, происходит купирование абстинентного синдрома и устранение компульсивного - непреодолимого – влечения. Этот этап занимает 10-14 суток. Второй этап – так называемое закрепление. Назначаются препараты, которые являются антагонистами каннабиоидных рецепторов, и если больной употребляет каннабиоиды, то они просто-напросто не действуют. Это делается для того, чтобы не было срывов.
Плюс необходимо проводить психологическую реабилитацию. Мы назначаем препараты, которые нормализуют эмоциональную сферу, рекомендуем психотерапию. Желательно находиться под наблюдением длительное время. Также родственники должны избавиться от так называемой созависимости.
Даурен – один из тех, кто курил спайсы неоднократно. В какой-то момент он стал зависим, но, к счастью, вовремя остановился. Молодому человеку повезло вдвойне – он смог избавиться от своей зависимости самостоятельно, а сейчас он ведет практически здоровый образ жизни. Он решился вспомнить прошлое и рассказать о своем нелицеприятном опыте корреспонденту Nur.kz. имя его изменено по этическим соображениям.
«Началось все в 2011 году. Тогда еще «легалка» продавалась в фирменных пакетиках, на которых был написан состав, название, эффект, граммы. Потом фирменные пакетики быстро вытеснили самодельные, которые продавались немножко дешевле. На самом деле, я не собирался ничего пробовать, но однажды пришел к друзьям, а они там курили это вещество. Я затянулся всего один раз и подумал, что, наверное, этого мало, и попросил еще. Но тут же я понял, что мне достаточно. Три часа я сидел и трясся, боясь, что вот-вот умру. Может, у меня голова взорвётся или сердце остановится. В общем, было плохо».
Никакого удовольствия Даурен от спайсов не получил.
«В первый раз кажется, что эффект длится очень долго, время словно замедляется. Может быть, потому что тебе становится плохо. Потом, с каждым разом «приход» становится все меньше и длится 10-20 минут. Потом кажется, что нужно еще и ты снова куришь. «Кайфа» от него никакого, почему к нему тянет, непонятно. Есть какая-то психологическая зависимость, постоянно охота, и думаешь, что вот покурю последний раз и брошу. Но сколько бы его не брал, только покурил, только начало «отпускать» – куришь еще и еще. Дозу постоянно нужно повышать – потому что эффект от нее все меньше и меньше. С каждым разом дозировка должна быть больше. Зачем вообще нужно все это – непонятно. Поднимается давление, начинает сжиматься что-то в голове, мозг чуть не вырывается, а сердце выпрыгивает».
Даурен тоже отметил отсутствие аппетита, а также полное нежелание общения.
«Кушать не охота, общаться тоже. Мы просто сидели, зависшие, молча, и смотрели в одну точку. Это страшно. Тогда я понял, что мы не просто баловались травкой, мы уже выглядели и по сути являлись наркоманами. Со временем я заметил, что стал дерганным, нервным, раздражительным. Обычные чувства притупились, дела, повседневные обязанности отошли на второй план. Куда важнее было «покурить».
Еще не раз молодого человека, которому, к слову, тогда было 23, посещали мысли о том, чтобы бросить, однако, практически каждая встреча с друзьями заканчивалась одинаково.
«Как-то я пришел к друзьям, опоздал, и они уже все скурили. Но в пепельнице, где они разводили порошок, осталось совсем чуть-чуть. Соскребли остаток визиткой, его практически не было видно – так мало было. Выкурили вдвоем с другом… Потом также вдвоем висели на балконе, потому что было плохо. После того, как «отошли», решили, что больше спайсам нет места в нашей жизни. Кто кому позвонил на следующий день, не помню. Но взяли еще».
Но один раз все же стал поворотным моментом. Даурен и двое его друзей снова встретились, снова покурили наркотик, и тут молодому человеку стало так плохо, что он распрощался с жизнью.
«Я помню, играла музыка, она очень сильно напрягала, буквально «царапала» мозг. Сначала я попросил сделать музыку тише, а потом около получаса сидел на кухне, а друзья меня убеждали, что я не умру. У меня же было ощущение, что это конец».
Такое бывало и раньше, говорит Даурен, но в тот раз особенно сильно. Тогда-то он окончательно решил, что бросит спайсы. Если выживет.
«Если быть до конца честным, этот раз стал поворотной точкой, я перестал его постоянно курить. С тех пор прошло три года, в первый год я еще пару раз пробовал спайс, а потом перестал совсем. Потому что жить-то охота. Многие в моей компании «завязали», но есть и те, кто втянулся. Они очень сильно деградировали, не видят ничего, кроме этой штуки, и курят ее в чистом виде, потому что иначе эффекта нет. Потом лежат или сидят, словно в коме, так, как показывают наркоманов в фильмах. Та доза, которую они используют, я думаю, может убить здорового человека. Я много чего пробовал в жизни, но такого я еще не встречал. Это очень жестко, сильно, и… абсолютно не нужно…»
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/854124-sredi-kazakhstancev-rasprostranilos/