40 дней ребенку от рождения у казахов: правила и значение обряда
Опубликовано:
Кырқынан шығару — особенный казахский обряд приветствия новорожденного. У него тысячелетняя история. Как его правильно организовать и провести? Детали раскрыл этнограф Болат Бопаулы.
Из этого материала вы узнаете:
- О значении традиции.
- Как выбрать дату для қырқынан шығару.
- О выборе участников омовения.
- Правила приготовления купели.
- О посткупельных ритуалах.
- Какие подарки готовят на праздник.
Значение традиции қырқынан шығару
Қырқынан шығару в переводе с казахского языка означает ‘выведение из сорока дней’ или ‘праздник сороковин’. Считается, что до него ребенок находится между двумя мирами, в пограничном состоянии. На момент ритуала в него вселяется душа, завершается процесс очищения и адаптации к этому миру. Малыш становится полноценным членом семьи, общества. Представители рода запрашивают для него защиту предков.
Қырқынан шығару — второе рождение. По древнему казахскому обычаю до 40 дней ребенка никому не показывают. Ему не стригут волосы и ногти, так как это ослабляет защиту и делает его более уязвимым перед темными силами. На праздничном мероприятии новорожденного официально представляют собравшимся и проводят обязательные ритуалы.
Определение даты праздника для мальчиков и девочек
С какого дня считать 40 дней ребенку? Официально дату проведения қырқынан шығару считают от дня рождения, прибавляя к нему сорок дней. На практике дату праздника назначают по определенным правилам. Канат Тасибеков, автор книги «Ситуативный казахский: Мир казахов», описывает их так:
- Для мальчиков — 37–39 день.
- Для девочек — 41–43 день.
Религиозное издание Kazislam.Kz ссылается на мнение этнографа Болат Бопаулы. Он называет срок 37–39 (мальчики) и 40–41 день (девочки). Ритуал, проведенный в срок, сделает мальчика сильным, смелым и здоровым. Девочка после него станет нежной, заботливой и покладистой.
Если сроки омовения смещаются, то это негативно сказывается на будущем ребенка, его характере и жизненных ценностях. При соблюдении сроков обряда мужчина заплатит меньший калым за будущую невесту, а женщина получит большее вознаграждение от будущего жениха.
Выбор участников омовения
В старину на қырқынан шығару приглашали все женское население аула. Семья новорожденного выбирала наиболее достойных, чтобы привлечь их к участию в обряде. В настоящее время в омовении ребенка участвуют специально приглашенные женщины. Это дамы разного возраста, которые пользуются уважением и доброй славой.
Главную женщину называют «кіндік шеше» или ‘пуповинная мать’. Ее обязанности схожи с ролью крестной матери в православном обряде крещения. Она проводит обряд купания в символической ‘ложке воды’, а две другие женщины остригают волосы и ногти.
Выбор кіндік шеше — ответственный шаг, как и решение о принятии на себя этой обязанности. Она принимает участие в воспитании и важных событиях в жизни ребенка. По данным областного издания Аtr.kz в давние времена ее выбирали еще до рождения малыша, чтобы она заботилась о беременной. Раньше кіндік шеше перерезала пуповину во время родов. Поговорка гласила: «Кто пуповину перережет, на него ребенок будет похож». Поэтому выбор пуповинной матери был особенно тщательным.
Приготовление купели
Чтобы провести ритуальное омовение, необходимо подготовить купель. Кызылординская областная интернет-газета описывает ритуал так:
- Ванночку с теплой водой ставят на белую ткань. В воду добавляют соль, чтобы ребенок рос сильным и крепким.
- В ритуальную чашу кладут 40 монет и 40 фасолин — символ достатка и долголетия. Можно добавить к ним драгоценные украшения, бусинки и игральные кости. Используют серебро, символ честности и чистоты, а также золото.
- Женщины, участвующие в обряде, по очереди набирают в чашу 40 ложек воды. При этом приговаривают добрые пожелания. Что пожелать на 40 дней ребенку у казахов? Используйте фразы «Өмірлі бол», «Өнерлі бол», «Өркенді бол».
После подготовки купели малыша опускают в ванну, поливают водой из чаши, заряженной позитивными пожеланиями, осыпают монетами и фасолью. Затем ребенка обтирают полотенцем и надевают новую распашонку. Мулла читает молитву и трижды произносит на ухо ребенку его имя.
Посткупельные ритуалы
Теперь можно провести первое остригание. Это делают три женщины, участвующие в обряде. Ногти и волосы зашивают в мешочек, хранят на полке с вещами или прикалывают к одежде ребенка. Это амулет для нового человека.
Нередко данное действо проводят символически и завершают после ухода гостей. Тогда же разбираются с водой из купели:
- Ее не выливают, а сохраняют, так как вода после ритуала считается священной. Если малыш беспокоен или болен, воду из купели используют для умывания лица и протирания тела.
- Фасоль достают из воды и бросают в сторону гор. Ее нельзя топтать, чтобы не разрушить силу ритуала.
Допускаются отступления от правил. Номинал монет в чаше уже не имеет особого значения. Омовение ребенка в ванночке можно сделать заранее, ограничившись лишь подготовкой ритуальной чаши.
Подарки гостям
В старую распашонку «ит көйлек», которую младенец носил 40 дней, заворачивают сладости для приглашенных детей. Ее дарят бездетной женщине, мечтающей о малыше. Родители одаривают гостей и участников мероприятия. Особые подарки достаются трем женщинам, проводившим ритуал.
Что дарят на 40 дней ребенку у казахов? Пуповинная мать приносит на праздник подарки для ребенка и мамы (деньги, игрушки, одежду, постельное белье и полотенца). Гости приподносят коржын — корзины с подарками для родителей и малыша, а уносят с собой сладости, сувениры и полезные мелочи.
Всем участницам ритуала дарят украшения и монеты из чаши. Пуповинная мать забирает ритуальную чашу с ложкой. Ей могут подарить ковер, ювелирные украшения, красивую сумку. Праздник завершают обильным застольем с традиционными казахскими блюдами. На стол подают казы и бешбармак, баурсаки, сладости и фрукты, кумыс и шубат, горячие лепешки.
Ритуал қырқынан шығару — один из главных в жизни новорожденного. Традиции его проведения передаются из поколения в поколение. Современные семьи, которые ему следуют, проявляют уважение к традициям предков и сохраняют свое культурное наследие.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/interesting/1719719-40-dnej-rebenku-u-kazahov-pravila-i-znacenie-obrada/