Частные услуги могут предоставляться по предоплате. Но иногда исполнители не выполняют свои обязательства. Вернуть свои деньги казахстанцы могут почти в полном объеме, согласно закону, сообщает NUR.KZ.
Предоплата обычно требуется при заказе различных частных услуг: в случае фотосъемки, маникюра, организации туров в горы и так далее.
Эта сумма денег играет роль гарантии для обеих сторон:
- исполнитель – получает уверенность, что клиент точно воспользуется услугой в установленный срок;
- заказчик – предоплата гарантирует, что исполнитель окажет услугу именно ему в назначенное время.
При этом обычно стороны заключают договор возмездного оказания услуг, в котором также обсуждается размер предоплаты. Однако заказчик или сам исполнитель могут внезапно отказаться от сделки.
Как сообщает Telegram-канал "Право знать", в обоих случаях предусмотрен возврат суммы предоплаты с некоторыми нюансами (включая потерю части денег).
Если договор разрывает заказчик
"Согласно Гражданскому Кодексу РК (статья 686), заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Например, турфирма приобрела невозвратные билеты для заказчика", – отмечается в источнике.
При этом исполнитель должен доказать, что он действительно понес определенные расходы, сумму которых может удержать из предоплаты. Однако эти удержания не должны превысить 30% от стоимости услуг, согласно статье 8-1 закона РК "О защите прав потребителей".
Исключение из этого правила составляют договоры на туристическое обслуживание и договоры приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам.
Если услуги не предоставил исполнитель
Исполнитель также может отказаться от сделки по различным причинам. Но, как отмечается в источнике, гражданский кодекс предусматривает при этом полное возмещение заказчику убытков, причиненных расторжением договора, кроме случаев, когда это произошло по вине заказчика.
"В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законами или договором.
В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, например, природное бедствие, то заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы", – отмечается в Telegram-канале "Право знать".
В то же время указывается важный нюанс – исполнитель не может ставить условия о невозвратной предоплате. Это является нарушением прав заказчика. Дело в том, что закон в такой ситуации не учитывает упущенную выгоду, а только фактически понесенные расходы.
Поэтому, даже если исполнитель указывает в договоре или публикует условия в социальных сетях подобное требование, ссылаясь на то, что в альтернативе мог бы прийти другой клиент и воспользоваться услугой, он должен будет вернуть предоплату по указанным ранее особенностям.
Если отказываются вернуть деньги
В случае, когда исполнитель не хочет возвращать предоплату, казахстанцы могут воспользоваться одним из трех способов возврата своих денег:
- обратиться в Департамент торговли и защиты прав потребителей – адрес местного отдела можно найти в Интернете;
- подать обращение через сервис eOtinish – нужно авторизоваться через ЭЦП, выбрать услугу "Подать обращение" (вид кодекса "иное", госорган "Департамент торговли и защиты прав потребителей"), в котором описывается суть жалобы и прикрепляются доказательства (например, скрин чека о предоплате);
- обратиться к исполнителю с досудебной претензией – в ней излагается суть жалобы и требования заказчика. И если исполнитель не вернет средства в срок, установленный претензией, то можно подать исковое заявление в суд.
Другими словами, при неполучении услуг по каким-либо причинам казахстанцы все равно могут вернуть свои деньги, внесенные в качестве предоплаты.
При этом исполнитель может удержать лишь до 30% от этой суммы за фактически понесенные расходы (кроме исключений в виде договоров на туристическое обслуживание и приобретение авиабилетов по невозвратным тарифам).
А условия с невозвратностью предоплаты будут являться нарушением.
Ранее мы рассказывали, как вернуть деньги за неиспользованный подарочный сертификат.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/personal/2073414-kak-vernut-predoplatu-za-neokazannye-uslugi-v-kazahstane/