Культура древнего Казахстана многолика и разнообразна. Ее зачатки начали формироваться еще до нашей эры и легли в основу национальных обрядов и традиций. Каждый обычай современных казахстанцев уходит корнями в древние верования казахов.
Верования древних казахов
Во что верили кочевники древнего Казахстана? Саки, гунны, уйсуны, кангюи, сарматы обожествляли силы природы и верили в Солнце, силу вождя, защиту и очищение огнем, помощь умерших предков. В основе религиозных взглядов было язычество и тенгрианство.
Культ Солнца
Жизнь кочевых племен во многом зависела от Солнца. Поэтому древние люди наделяли его божественной силой. Солнце — центр Вселенной — они отождествляли с конем. На шапке вождя из захоронения в Иссыкском кургане изображены два золотых крылатых коня. Этот образ повторяется у многих народов. У греков, например, в колесницу солнечного бога Аполлона были запряжены крылатые кони.
Культ огня — продолжение культа Солнца. Как пишет кандидат исторических наук Ю. И. Романов, хотя нет письменных доказательств культа огня у древних народов Казахстана, исторические находки свидетельствуют о его существовании. В Семиречье, например, археологи нашли храмы огня у саков (скифов), в которых приносили жертвы. Об этом в своей работе написала археолог, кандидат исторических наук Галина Терновая.
Культ вождя и царя
Во главе кочевых племен в I тысячелетии до н. э. стоял царь. Он считался избранником богов, посредником между небом и землей. Вождь, как и Солнце, — в центре Вселенной. Об этом свидетельствуют находки в древних захоронениях.
По окружности шапки сакского вождя в Иссыкском кургане изображены «золотые горы» и деревья — символ картины мира, над которой возвышается Солнце и вождь. Расположенное в центре шапки изображение — золотые крылатые кони с козлиными рогами и четырьмя стрелами, которые торчат из их спин — символ власти над миром. Мироздание представлено небом (крылья), землей (конь), подземным миром (козел) и четырьмя частями света (четыре стрелы).
Культ Тенгри
Тенгри — это бог, творец мира и сам мир. Ему подчиняются умершие, духи и люди. Культ небесного Духа-хозяина сформировался в последних столетиях до нашей эры.
В луче света (белый свет), который появился из хаоса-океана, образовалось золотое яйцо, в котором спал Тенгри. Он проснулся, вышел из яйца, создал небо и землю, Полярную звезду, которая разделила эти сферы. Ветры и облака — это дыхание Тенгри, голос — гром. Правый глаз — Солнце, левый — Луна. Поверье гласит: когда гремит гром и сверкает молния, Тенгри убивает злых духов.
Ответственность за судьбу человека также была возложена на бога. Он решал, когда человеку родиться, как жить и когда умереть.
Культ предков
Древние кочевники почитали предков и верили, что после смерти они переходят в мир духов и защищают род. Живые должны помнить о них, почитать и делать жертвоприношения: баранов, быков, верблюдов, лошадей. От этого будет зависеть жизнь предков в мире духов и то, как они смогут помогать живым.
Шаманизм, тенгрианство, буддизм, ислам, христианство
На формирование религиозных верований древних казахов влияли религиозные течения. Как пишет группа авторов под руководством кандидата исторических наук, доцента М. Ж. Сулейменова, самой ранней формой религии был шаманизм, тенгрианство. Шаманы занимались лечением людей и считали животных своими предками. В основе тенгрианства был культ бога Тенгри.
Смешиванию разных религий способствовал Великий шелковый путь. Вместе с товарами на территорию Казахстана торговцы завозили книги, кочевники распространяли идеи буддизма и ислама. Неподалеку от древнего торгового пункта Великого шелкового пути Испиджаба найден буддистский монастырь. Памятники буддизма обнаружены при раскопках городища Суяб, остатки христианского храма найдены во время археологических раскопок в Таразе.
В IX веке юг Казахстана и Семиречье приняли ислам, а христианские церкви превратили в мечети. Единство человека и природы в мировоззрении казахов-кочевников было близко концепции исламизма. В XV веке ислам стал официальной идеологией Казахского ханства, отмечает Наиль Янборисов в научной статье.
Обычаи древних казахов
Какие обычаи связаны с культурой древнего Казахстана? К культовым обрядам и обычаям племен, населявших древний Казахстан, относят обряды почитания огня, обряды захоронения и преклонения перед умершими.
Обряд захоронения
Обряд захоронения связан с культом предков и верой в загробную жизнь. Возле каждой зимовки кочевников археологи обнаруживают родовое кладбище. В Центральном Казахстане умерших хоронили в грунтовой яме, в Семиречье – в каменном ящике или срубе. В могилу укладывали личные вещи умершего, оружие и его умерщвленного коня. Женщинам клали одежду, украшения, посуду. В книге «История древнего Казахстана» упоминается Большой Берельский курган, в котором кони были похоронены вместе с усопшими в полном боевом снаряжении.
Чем выше ранг погребенного, тем более грандиозна конструкция захоронения и богаче инвентарь. После смерти вождь сохранял свое могущество: с ним хоронили все регалии и лошадей, как, например, в Шиликтинском кургане.
Веря в защитную силу предков, кочевники давали на могилах клятвы, просили благословения перед долгой дорогой или битвой. Путники устраивались на ночевку вблизи курганов, веря, что от нападения злодеев их защитят души умерших.
К могилам особо почитаемых вождей возвращались для поклонения, за советом и перед принятием ответственного решения, перед битвой и после ее окончания. Курганы для древних племен были источником силы и разума.
Древнее поклонение умершим находит свое отображение в современном мире казахстанцев. Они совершают паломничество к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави, могиле его дочери Гаухар, посещают пещеру Чапак-ата. Женщины отправляются на поклонение к могиле Домалак Аны — жены батыра Байдибека. К его могиле и захоронению Арыстан-Баба ездят мужчины.
Обряды почитания огня
Древние люди верили в защитную и очищающую силу огня. Это отображалось в таких традициях и ритуальных действиях:
- При перекочевке с зимовки на высокогорные пастбища кочевники разводили два огромных костра, между которыми проходили люди и скот. Так место очищалось от влияния злых духов.
- Невеста, которая приходила в жилище мужа, обязана была поклониться очагу.
- Мать жениха перед приходом новой хозяйки приносила огню (богиням Умай и От-Ана) жертву — лила масло. Сейчас сохранились элементы этого обряда: невестка, вступая в жилище мужа, приносит жертву, поливая маслом домашний очаг.
- Брачное ложе молодых супругов очищали огнем: обходили вокруг с зажженными факелами, чтобы избежать сглаза и влияния злых сил.
- Когда рождается ребенок, разводят яркий огонь, с факелом обходят жилище.
- Огнем от злых сил очищали колыбель младенца.
- Первые 40 дней жизни новорожденного возле колыбели горела свеча или лампадка. Считалось, что огонь защитит малыша от нечистой силы и болезней.
- Когда человек заболевал, дом очищали огнем.
Верования и обряды древних казахов легли в основу мировосприятия и традиций современного Казахстана. Казахи уважительно относятся к предкам, верят в покровительство духов, защитную силу огня и одушевленность природы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1720741-kultura-drevnego-kazahstana-obycai-verovania/