Для многих школьников конец августа превращается в период страданий и отрицания действительности. Они не хотят возвращаться к необходимости рано вставать и сидеть за партой. Как справиться с подобным и настроить ребенка на учебу, рассказала педагог Елена Гончарова и доктор медицинских наук Герд Шульте-Керне.
С какими трудностями сталкивается ребенок в школе
Школа ― место, где дети и подростки проводят львиную долю своего времени. В процессе обучения они приобретают необходимые для жизни знания и социальный опыт, но сталкиваются при этом с рядом трудностей.
Впервые открывая двери школы, малыши вынуждены адаптироваться к новой жизненной сфере. Часто первоклашки не понимают специфической позиции учителя в классе и его профессиональной роли. У многих младших школьников возникают сложности с общением и взаимодействием со сверстниками.
На этом трудности детей и подростков в школе не заканчиваются. Загруженность на уроках, умственные перегрузки, отсутствие мотивации, хроническая усталость ― малая часть школьных проблем. Частым явлением во время учебного года считают:
- Разный уровень развития способностей. У каждого школьника свой предел возможностей, уровень развития мышления, памяти, силы воли, внимания. Некоторые дети схватывают материал на лету, а другие прилагают огромные усилия для получения и освоения знаний.
- Завышенные требования к успеваемости и страх наказания за плохие отметки. Многие родители хотят, чтобы ребенок получал в школе только хорошие оценки. Высокие требования к школьнику часто сочетаются с критикой, недовольством взрослых и различными формами наказания за их невыполнение. У ребенка создается ощущение, что родители любят его только за хорошие оценки.
- Отсутствие интереса к учебе. Если на уроках ребенку скучно или сложно, у него пропадает мотивация к обучению. С этой проблемой часто сталкиваются ученики средней и старшей школы. Важно разнообразить формы подачи информации и не превращать учебу в скучную рутину.
- Неумение подчинять свое поведения правилам школы. Некоторые дети не приучены к правилам и не умеют соблюдать требования взрослых. Другие школьники страдают от гиперактивности, нарушения внимания или, к примеру, неврологических заболеваний. Они просто не могут контролировать свое поведение.
- Комплексы из-за социального неравенства. В комментариях порталу «Летидор» педагог-психолог Елена Гончарова рассказывает, что состоятельные родители покупают детям дорогие гаджеты, брендовую одежду. Дети из менее обеспеченных семей чувствуют себя обделенными, а школьники с дорогими гаджетами и одеждой кичатся финансовыми возможностями своей семьи. По словам экспертов проекта CDC (Division of Adolescent and School Health), ощущение социального неравенства проявляется и у детей с отличным от большинства цветом кожи, религиозными и сексуальными предпочтениями.
- Перегруженность. Современная школьная программа усложняется с каждым годом. Она предполагает, что малыш приходит в первый класс уже подготовленным. Первоклассник должен знать буквы и уметь считать, хотя раньше подобные знания давали именно в школе. Если ребенок подготовлен слабее одноклассников, в процессе обучения он начинает отставать от сверстников.
- Отсутствие друзей и буллинг. Нередко школьники испытывают недостаток общения. У них нет друзей ни в своем классе, ни в параллельном. Сверстники подшучивают над ними и подвергают травле. В результате ребенок чувствует себя изгоем, впадает в депрессию.
Как утверждает доктор медицинских наук Герд Шульте-Керне, 10–20% школьников также страдает от дефицита внимания, переизбытка стресса, депрессии, тревожных расстройств. Это приводит не только к серьезным проблемам в процессе учебы, но и угрожает их психическому здоровью.
Как настроить ребенка на учебу
Мысль о приближении учебного года вызывает у многих школьников отторжение и негативные эмоции. Дети и подростки только начинают развивать в себе чувство ответственности, поэтому переход от свободы и вседозволенности летних каникул к напряженным занятиям становится для них настоящим испытанием.
Как настроить первоклассника на учебу в школе? Клинический психолог Ирина Тимченко утверждает, что первый школьный год становится для малыша годом познания неизвестного и новых знакомств. В этот период ребенок готов учиться просто потому, что ему это интересно.
Столкнувшись с необходимостью соблюдать режим и школьную дисциплину, первоклассник может потерять интерес. Чтобы этого не случилось, родителям необходимо организовать малышу стабильный распорядок дня, приучать ребенка к самостоятельности. К началу учебного года он должен под присмотром взрослых собирать портфель, надевать школьную форму и содержать в порядке свои вещи.
Как настроить ребенка на учебу? Чтобы подготовить школьника к школе и безболезненно настроить на продуктивную работу, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Скорректируйте режим дня ребенка. С началом августа смените распорядок дня школьника, ориентируясь на привычное расписание уроков и ранние подъемы.
- Используйте приемы тайм-менеджмента. Чтобы мягко и без давления приучить ребенка к распорядку, составьте вместе с ним план мероприятий на неделю. Сочетайте в нем легкие подготовительные занятия (к примеру, учить таблицу умножения) с досугом. Составление и выполнение такого недельного плана может превратиться для ребенка в интересное развлечение.
- Добавьте в жизнь школьника активности. Во время учебы у детей есть обязательные физические нагрузки, в расписании предусмотрено по 2–3 урока физкультуры в неделю. Летом большинство школьников о такой активности забывает. С приближением сентября постарайтесь изменить ситуацию. Сходите с ребенком в бассейн или на пляж. Организуйте совместное катание на роликах. Подтолкните проводить больше времени на улице, играя с друзьями.
- Старайтесь поддерживать интерес к наукам. Почерпнуть знания из школьной программы можно не только из учебников. Сводите ученика в планетарий, ботанический сад или в музей естествознания или, к примеру, расскажите запомнившийся эпизод из всемирной истории.
- Вместе купите школьные принадлежности. Дети обожают процесс выбора и покупки неотделимых для школы вещей. Они будут счастливы самостоятельно выбрать дневник, тетради или ранец и захотят быстрее приступить к занятиям.
Важно правильно мотивировать ребенка. Школьник должен понимать смысл и цель учебы. Он ходит в школу и учит уроки не для того, чтобы угодить родителям, а чтобы получить образование и в будущем достичь собственных целей.
С приближением первого сентября многие школьники впадают в уныние. Они не хотят возвращаться к урокам и школьной дисциплине. Подготовьте их к началу учебного года, мягко корректируя режим дня, добавляя активности и приучая жить по расписанию.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1821121-skola-kak-prazdnik-sovety-kak-nastroit-rebenka-na-horosee-otnosenie-k-skole/