Объем импорта продукции машиностроения составляет 40% от общего импорта Казахстана, в денежном выражении это – 13 млрд долларов. Для сравнения на эту сумму можно построить 2,5 тыс. школ или около 200 новых больниц. Депутат мажилиса парламента, председатель правления союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев дал оценку развития отрасли в стране, передает корреспондент NUR.KZ.
Экономика Казахстана поступательно развивается, несмотря на трудности, имеющие глобальную природу. Как отметил в своем послании Глава государства Касым-Жомарт Токаев, с начала года показатели экономического роста превышают среднемировые значения. Не секрет, что машиностроение является ведущей отраслью экономики и драйвером индустриализации Казахстана.
«В настоящее время отрасль машиностроения производит огромное количество продукции, начиная от запасных частей до высокотехнологичного современного оборудования, она также производит тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, трансформаторы, а также другое сложное оборудование. Машиностроение является отраслью, которая способствует развитию всей казахстанской экономики», - отметил председатель правления союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.
Машиностроение обеспечивает экономику страны средствами производства, содействует развитию всех остальных обрабатывающих производств, топливно-энергетического, транспортно-логистического, добывающего секторов экономики и сельского хозяйства.
«Говоря о вызовах нового времени это прежде всего мировые тренды как Индустрия 4.0, развитие искусственного интеллекта, роботизация. Большую роль будет играть набирающий обороты искусственный интеллект. Мир кардинально поменяется и поменяют его машины. Искусственный интеллект — это просто еще одна индустриальная революция», - поделился председатель правления союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.
Он также добавил, что одним из важнейших вопросов развития отрасли является обеспечение качественным собственным сырьем.
«На сегодняшний день ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн из них литья 300 тыс. тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл в России и Китае. В случае, если мы построим хотя бы один литейный завод, мы смогли бы частично обеспечить поковкой, литьем отечественных производителей. В конечном итоге, наша задача снизить себестоимость продукции – увеличить конкурентоспособность», - заявил Пшембаев.
При этом не следует забывать, что сейчас мир стремительно меняется и Казахстану необходимо использовать новые технологии. Председатель правления союза машиностроителей в качестве примера привел компанию Mechanica AI, которая использует искусственный интеллект для плавки стали.
«По традиционной технологии закидывается металлолом, у него может быть разный химический состав, и в зависимости от состава нужно добавлять разное количество легирующих элементов для того, чтобы получить сталь нужного качества. Раньше это нужно было оценивать в режиме реального времени, и всегда кидали больше легирующих элементов, чем нужно и тратили много дорогостоящего металла. Сейчас, благодаря искусственному интеллекту, можно экономить легирующие примеси. Таким образом новейшие технологии значительно экономят производственный процесс, тем самым повышая конкурентоспособность продукции», - пояснил он.
C 2000 года объем производства машиностроения Казахстана увеличился в 24 раза, составив по итогам 2018 года 1,1 трлн тенге. Отрасль перешла от производства комплектующих и запасных частей к производству конечных видов продукции: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны, грузовые и легковые автомобили, автобусы, зерноуборочные комбайны, насосное оборудование, лифты.
«Наиболее развитые сектора: железнодорожное машиностроение, нефтегазовое машиностроение, производство электрооборудования. Учитывая выгодное географическое расположение Казахстана между рынками Китая, России и Европы, занятие определенной ниши на рынке электрооборудования, нефтегазового машиностроения для отечественных игроков может стать долгосрочной стратегией ведения бизнеса», - рассказал Депутат мажилиса парламента.
Одним из основных факторов привлечения дополнительных инвестиций может служить наличие рынков сбыта. Как известно, на сегодняшний день для производителя гораздо важнее не просто произвести продукцию, но и затем успешно ее реализовать. Учитывая, что импортная емкость рынка электрооборудования Казахстана составляет порядка 3 млрд долларов, цель выхода на экспортные направления стоит во главе угла. Помимо стран Евразийского экономического союза, для Казахстана приоритетными направлениями могут стать рынки макрорегиона.
«Если говорить об уровне развития и конкурентоспособности отрасли, то в 2017 году немецкая компания Fraunhofer провела анализ состояния отечественных производителей. Согласно их заключению можно говорить, что в обрабатывающей промышленности Казахстана сложилась группа компаний наиболее готовых к внедрению элементов Индустрии 4.0, и такие компании представлены во всех отраслях промышленности. Многие уже внедряют отдельные элементы, в первую очередь, программное обеспечение, вроде ERP-систем, и современное технологическое оборудование, автоматизированные и полуавтоматизированные производственные линии», - уточнил он.
Эти направления осваиваются казахстанскими компаниями более активно, чем, скажем, самые наукоемкие в Индустрии 4.0 — роботы и роботизированные линии, киберфизические системы, системы, построенные на использовании сенсоров и так далее. Мейрам Пшембаев отметил, что в Казахстане это также встречается, но в исключительных случаях. Однако и тот уровень, который достигнут, позволяет казахстанским предприятиям быть готовым к дальнейшему технологическому развитию. Внедрение продвинутого программного обеспечения — важный шаг по дороге от автоматизации к цифровизации.
«Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан совместно с союзом машиностроителей Казахстана была разработана дорожная карта, она представляет собой документ со стратегическим видение развития отрасли машиностроения на среднесрочную перспективу. Главная его цель – повысить конкурентоспособность отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли», - резюмировал депутат мажилиса парламента, председатель правления союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев.
Следует отметить, что машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики. Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны. На сегодняшний день в казахстанском машиностроении существуют системные проблемы, связанные с недостаточным уровнем инвестиционной привлекательности отрасли, низким уровнем конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, дефицитом квалифицированных кадров. Сегодня в структуре машиностроительного производства Казахстана преобладают горно-металлургическое, сельскохозяйственное, нефтегазовое, военное и транспортное производства.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/nurfin/economy/1829294-psembaev-nasa-cel-povysit-konkurentosposobnost-otecestvennyh-masinostroitelnyh-predpriatij/