Способы счета в уме были известны еще во времена древних цивилизаций. И сейчас это эффективный метод развития детей. Педагоги и психологи назвали плюсы и минусы ментальной арифметики.
Ментальная арифметика как метод интеллектуального развития
Почти 5 тыс. лет назад в Китае и Японии возник способ быстрого счета, основой которого были простые счеты абакус. Схожим методом пользовались в античных цивилизациях Европы, в Индии. В наше время на своей родине этот метод стал обязательным предметом в школе и популярен более чем в 50 странах. В 1993 году было сформулировано понятие «ментальная арифметика».
Что такое ментальная арифметика? Это способ развития интеллекта с помощью быстрого счета в уме. Главным в ментальной арифметике считается комплексное развитие интеллектуальных способностей, а умение быстрого устного счета рассматривается как дополнительный полезный навык.
Как научиться ментальной арифметике? Программа обучения по этому принципу строится на такой общепринятой схеме:
- Механические упражнения пальцами на счетах абакус.
- Счет в уме с опорой на визуализацию действий на счетах и образное вычисление. Сами счеты убирают.
- Упражнения на концентрацию внимания и логику.
Видимым результатом занятий становится умение делать быстрые вычисления. Но при этом преследуется более важная цель — гармоничное развитие мозга. Наблюдается такая связь этих процессов:
- Главный упор при изучении всех предметов делают на развитие логики, рационального мышления. За это отвечает левое полушарие мозга, которое и получает большее развитие. Правое полушарие, которое отвечает за воображение и творчество, начинает отставать в развитии.
- Занятия ментальной арифметикой помогают совместить логическое, рациональное обучение и творческий подход. При этом значительно наращивается количество нейронных связей между обоими полушариями головного мозга.
Гармоничное развитие обоих полушарий мозга повышает общий уровень познавательных процессов и интеллекта в целом. Группа ученых, которые изучают влияние ментальной арифметики на интеллектуальное развитие, утверждает, что дети при этом не только лучше успевают по предметам математического профиля, но и по гуманитарным, творческим и техническим предметам.
Плюсы и минусы ментальной арифметики
Как любой метод развития, ментальная арифметика пристально изучается специалистами. При этом становятся очевидными как положительные стороны метода, так и возможные негативные последствия. Положительные стороны обучения ментальной арифметике:
- Развитие логического мышления, обучение быстрому счету, которое развивает левое полушарие мозга.
- Мелкая моторика пальцев при работе на счетах стимулирует развитие обоих полушарий.
- Активизируется работа правого полушария, особенно на этапе отказа от абакуса. При этом развивается способность совмещать как минимум два вида деятельности — создание образов и соблюдение правил вычисления.
В результате занятий ментальной арифметикой у детей формируются качества, которые способствуют успешной учебе:
- Повышается концентрация внимания, устраняется рассеянность.
- Улучшается память, развиваются сразу несколько ее видов (кратковременная, долговременная, зрительная).
- Развивается абстрактное мышление, благодаря чему легче усваиваются другие науки.
- Решение нестандартных задач тренирует смекалку, воображение, творческий подход к решению проблем.
В целом у детей повышается интерес к учебе, успеваемость. В дальнейшем это даст уверенность в своих силах, позволит избегать стрессов на экзаменах. Усвоенные навыки быстрого счета в уме имеют большое практическое значение в жизни.
Негативных сторон обучения ментальной арифметике меньше, но они есть, их следует учитывать:
- Стремление быстро считать может привести к поспешности и невнимательности. Ребенок в азарте может забывать вдумываться в задание, допускать ошибки.
- Освоение только механического счета может привести к не вполне правильным математическим представлениям.
Кроме того, сами занятия требуют регулярных тренировок, приводят к большой затрате сил и времени. Их интенсивность может перегрузить ребенка, вызвать усталость и даже потерю интереса к занятиям.
Как и когда осваивать ментальную арифметику
Занятия ментальной арифметикой эффективны для интеллектуального развития и успешного обучения. Они учат доводить начатое до конца, каждый раз достигать результата, а это важно для формирования характера и личности в целом. Это способствует формированию социальных навыков, развивает привычку быть успешным, что позволит многого добиться в жизни.
Самый подходящий период для освоения приемов ментальной арифметики, как считают педагоги и психологи, — это возраст от 4–5 лет до 12–14. В это время в головном мозге еще активно формируются нейронные связи, он работает интенсивно, позже интенсивность снижается.
Многие родители выбирают для своих малышей школы ментальной арифметики. Группа исследователей рекомендует следить при этом, чтобы малыши занимались ментальной арифметикой от 2 до 4 часов в неделю, причем эффект последует не сразу, он проявится через несколько месяцев.
Занятия ментальной арифметикой не могут заменить изучение обычной классической математики в школе. Умение только быстро делать вычисления не поможет в решении многочисленных и разнообразных школьных задач, где требуются другие знания и логические построения. Но сами методы быстрого счета станут отличным дополнением и полезным навыком при решении задач.
Родителям придется освоить приемы быстрого счета, чтобы помогать детям. Можно ли самому научиться ментальной арифметике? Изучить принципы ментальной математики можно самостоятельно. Но научить им ребенка, если не имеете специального образования и знаний, будет сложно. Подспорьем в домашнем обучении станут соответствующие учебные материалы.
В интернете предложены упражнения, тестовые задания для мысленных вычислений, которые помогут в овладении ментальной арифметикой. Взрослым людям также несложно освоить широко применяемые методы ментальной математики.
Освоение быстрого устного счета эффективно не только для развития детей. Людям среднего и даже пожилого возраста такие занятия дают возможность продлить активную работу мозга, избежать возрастных проблем или отодвинуть их. Они служат профилактикой против заболеваний нервной системы (болезни Паркинсона, Альцгеймера, рассеянного склероза).
Занятия ментальной арифметикой становятся популярным способом развития детей. Но само умение быстро считать лишь подспорье в учебе и полезный навык в практической жизни.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1714830-mentalnaa-arifmetika-cto-eto-takoe/