Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Игровая терапия в обучении и воспитании детей: рекомендации психолога

Опубликовано:

Ребенок собирает кубики
Иллюстративное фото: Pexels.com

«Сказка! Прямо как в сказке! Сказочная жизнь!» - часто так восклицают взрослые, когда им что-то очень нравится. При этом речь идет точно не о детских сказках, а о том, что у кого-то все сложилось самым лучшим образом. Конечно, всем очень хочется, чтобы и в своей собственной семье все складывалось таким же чудесным образом, как у героев сказок.

Как известно, истоки жизненного пути человека – в детстве. Первые годы жизни ребенка до краев наполнены новизной ощущений.

Ребенок знакомится с нашим противоречивым миром. Миром, где есть не только доброта и радость, но жестокость и боль, где красота соседствует с убогостью, где сталкиваешься с проявлениями прекрасной любви, но также с огромными пластами страха и злости.

От того, какой след оставят в душе ребенка встречи с добром и злом, от того, научится ли ребенок преодолевать трудности, находить выход из самых неожиданных ситуаций, во многом будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Если ребенок научится доверять себе, своим внутренним силам и ощущениям, то тогда и феи ему не нужны. Детский нейропсихолог Лейсан Усачева в своем Instagram-блоге рассказывает о том, как этого достичь посредством особых техник и игровой терапии.

По словам специалиста, разговоры - не для детей. Язык ребенка - это символический мир. Если вы хотите, чтобы ребенок что-то усвоил, сначала освойте сами два прекрасных метода:

  • Сказкотерапия
  • Игровая терапия

«Любой родитель для своего ребенка и психолог, и педагог, и педиатр, и невролог, и весь мир. Поэтому основами игровой терапии обладать рекомендуется», - убеждена Лейсан Усачева.

Возможности игровой терапии:

  • Донести до ребенка какую-то мысль.
  • Дать ему инструменты разрешения проблемы.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Увидеть, в каком состоянии находится ребенок.️
  • «Услышать», что он хочет вам сказать, но по каким-то причинам не может.

В каких случаях полезна игровая терапия?

  • Если хотите рассказать о том, что «бить девочек нельзя», то поиграйте в это.
  • Если хотите рассказать, как нужно было поступить, то поиграйте в это.
  • Если хотите увидеть, в каком состоянии ребенок, минимизируйте свое участие, лишь задавая уточняющие вопросы.
  • Если хотите, чтобы ребенок снял свое эмоциональное напряжение, дайте ему проиграть социально неодобряемый сценарий: крушить, разрушать, кого-то бить, война, пушки, воображаемые кровь и кишки.

«Опережу ваши переживания: нет, он не будет делать так в жизни, раз вы разрешили ему играть подобным образом.

Наоборот, оставив свои агрессивные эмоции в игре, у него не останется потребности выражать их в реальности.

После нанесенного урона предложите вместе восстановить «ущерб», если ребенок захочет», - рекомендует специалист.

Важный принцип игровой терапии: зона игры - это внутренний мир ребенка, относитесь к нему с огромным уважением.️

Практические шаги для организации сказкотерапии:

Очень важно эмоционально и мысленно настроиться на эту совместную деятельность.

Это нужно для того, чтобы ребенок смог перенестись в волшебный мир, перевоплотиться в главного героя, прожить с ним сказочную ситуацию и т.д.

«Ритуал можете придумать, какой хотите. Но он должен быть один и повторяться из раза в раз», - советует Лейсан Усачева.

Эксперт предлагает несколько вариантов вхождения в сказку.

Ритуал входа в сказку:

  • Зажигаем свечку, читаем сказку при свете свечи.
  • Закрываем глазки и произносим: «сказка, приди».
  • Беремся за руки и шепотом произносим название сказки.

«Взрослый рассказывает сказку, расставляя акценты на местах нового приобретения. В процессе рассказывания сказки можно делать паузы и соотносить собственное поведение с поведением персонажей», - говорит психолог.

Примеры вопросов:

  • Тебе нравится то, какие решения принимает Иванушка?
  • На чью бы сторону ты встал?
  • Кому бы ты помог?
  • С кем бы стал дружить?

Важно принимать все ответы ребенка. Несогласие можете выразить в своем мнении: «Я думаю, что я бы встал(а) на сторону другого персонажа, потому что то-то и то-то».

Соотнесите сказку с реальной жизнью:

  • У тебя бывают подобные ситуации?
  • Действия какого персонажа тебе близки и понятны?
  • Стал бы ты в следующий раз в подобной ситуации поступать так, как Иванушка?

Важно - не обесценивайте ответы ребенка. Несогласие спокойно выразите в своем мнении: «я бы сделала, как Иванушка».

Ритуал выхода из сказки

Это важно для того, чтобы заякорить новый опыт и перенести новые инструменты в реальный мир. Ритуал выхода может быть обратный от ритуала входа. Например:

  • Задуваем свечу.
  • Закрываем глаза и произносим: «возвращаемся из сказки».
  • Беремся за руки и громко произносим новый личностный инструмент, который приобрели только что из сказки.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/1921235-igrovaya-terapiya-v-obuchenii-i-vospitanii-detey-rekomendatsii-psihologa/