В школах Казахстана учатся разные дети, в том числе с особенностями развития. Как педагоги помогают таким детям получать знания наравне с другими школьниками, рассказывает учитель Зухра Макеева.
- Инклюзивное образование позволяет детям с особыми потребностями учиться в обычных школах, адаптируя процесс обучения под их нужды.
- Учитель Зухра Макеева рассказывает о методах работы с такими детьми, включая развитие мелкой моторики, ориентации в пространстве, памяти и мышления.
- По словам Макеевой, ключевым фактором успешного инклюзивного образования является любовь, внимание и терпение педагогов к особым потребностям детей.
В современном обществе мы все чаще слышим термины «инклюзия», «инклюзивное образование». Что же это такое?
Очень часто слово «инклюзия» понимают превратно, как способ просто привести особого ребенка в обычный класс. Это — удар как для ребенка, так и для среды. Инклюзия — другое, когда абсолютно любой ребенок может войти в класс, но ровно настолько, насколько он готов психологически, физически, эмоционально, интеллектуально. Кто-то может просидеть в классе минуту, а кто-то — целый урок.
Инклюзивное образование — это процесс, при котором все дети, независимо от особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин имеет латинское происхождение: «include» — 'заключаю, включаю'. В рамках инклюзивного образования не ребенок должен приспосабливаться к процессу обучения, а характер и темп обучения подстраиваются под нужды ребенка.
Адаптация детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах проходит лучше, чем в специализированных, поскольку дети получают еще и социальный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают толерантность и ответственность, становятся самостоятельнее.
Что такое инклюзивное образование и для кого оно
Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) — это дети, которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования. Психолого-педагогическое сопровождение предоставляется детям:
- с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами, проблемами внутри семьи и в детско-родительских отношениях.
- с барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера. Это могут быть дети с так называемой педагогической запущенностью, из семей социального риска, с трудностями адаптации в обществе.
- с особенностями развития: нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, эмоционально-волевыми расстройствами.
Ребенку с особыми образовательными потребностями при поступлении в школу необходимо иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями для построения процесса обучения. В остальном пакет документов не отличается от того, что предоставляют по другим детям.
Особенность адаптированной программы в индивидуальности. Ученик получает такое же образование, как и его одноклассники, но овладеть знаниями помогают специальные методы. Требования к уровню подготовки, содержанию и объему учебной нагрузки прописаны в госстандарте общего среднего образования.
При полной инклюзии дети с особенностями учатся наравне со сверстниками, но иногда требуется помощь тьютора — педагога, который помогает на уроках и на переменах. Он может доступно объяснить сложный материал, поддержать при взаимодействии со сверстниками, помочь с передвижением по школе. При частичной инклюзии дети большую часть времени обучаются по коррекционной системе, а на занятия в обычном классе отводится несколько часов.
Для тех, кому некомфортно в шумной школьной среде, предусмотрена обратная инклюзия: ребенок обучается в коррекционном классе, но на некоторые занятия приходят дети без особенностей развития. Это может быть совместный урок рисования, пения или труда.
Инклюзивное образование также помогает приобрести социальные навыки, освоить принятые в обществе правила и нормы. Пример сверстников — лучшая мотивация и, находясь в обычном классе, ребенок начинает копировать поведение других учеников и стремится повторить их достижения.
При такой системе обучения учителю важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности, в каждом ребенке видеть личность.
Как проходят уроки для детей с особыми потребностями
На своих уроках я создаю условия, в которых дети могут контактировать друг с другом. Все ученики по мере своих возможностей вовлекаются в коллективную деятельность. Содержание и методику работы я определяю с учетом личностных качеств и возраста ребенка.
Для двигательного развития, укрепления мышц кистей рук, развития мелкой моторики мы лепим из глины и пластилина, сжимаем резиновые мячики или груши, развязываем узелки, прокалываем картон по точкам и пунктирным линиям, штрихуем и раскрашиваем.
Для развития ориентации в пространстве рекомендуется определять правую и левую стороны у себя, с помощью изображения в зеркале или на картинке. Можно определять координаты предмета по отношению к ребенку, ориентироваться на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине). Можно также симметрично зарисовывать предметы, воспринимать «зашумленные» предметы, буквы и цифры, составлять фигуры из палочек или полосок по образцу и по памяти.
Для развития памяти полезны игры. Ребенок может искать фигуры или предметы в числе других, выкладывать узоры по памяти, повторять слова и цифры. Развитию мышления способствуют занятия рисованием, лепка, аппликации и конструирование. Такие занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательные интересы. Все это помогает особенным детям в обучении, делает уроки более интересными, стимулирует интерес к знаниям и даже укрепляет отношения между детьми в классе.
В следующей публикации я расскажу о том, какие можно использовать технологии и методы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Мы поговорим о личностной ориентации, обучающих играх, развивающем обучении и педагогике сотрудничества.
Но главное, что вам нужно — это любовь. Общение и тем более обучение особенных детей требует внимания и большого терпения. Но с любовью и пониманием к потребностям ребенка, результат не заставит себя ждать.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/2187473-inklyuzivnoe-obrazovanie-kak-deti-s-osobennostyami-razvitiya-hodyat-v-obychnye-shkoly/