Дать ребенку новые знания, интегрировать и помочь обрести друзей — все это делает учитель в инклюзивном классе. Педагог Зухра Макеева делится опытом, как эффективно организовать работу в классе.
- Педагог Зухра Макеева делится опытом эффективной организации работы в инклюзивном классе, используя различные методики, включая личностную ориентацию, игровые технологии и здоровьесберегающий подход.
- Автор подчеркивает важность дидактических игр и здоровьесберегающих технологий в обучении, а также применение развивающего и проблемного обучения для формирования у детей необходимых компетенций.
- В статье даются рекомендации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями, включая индивидуальный подход, создание ситуаций успеха и важность сотрудничества с родителями для закрепления навыков, приобретенных в школе.
В предыдущей публикации я рассказывала о том, какие дети нуждаются в особенном внимании и помощи во время учебы в школе, и о том, как можно разнообразить и сделать более интересным процесс обучения. Мы говорили о необходимости, кроме усвоения нового материала, двигательного развития, работы с памятью и мышлением, о пользе игр.
Напомню, что главное в инклюзивном образовании — это любовь и внимание ко всем детям. Принимая и стараясь понять каждого ребенка, мы, учителям, не только даем всем им знания, а помогаем понять мир и комфортно чувствовать себя в компании других детей.
Методики, которые используют для обучения детей с особенностями развития
Для формирования у детей необходимых для жизни в обществе компетенций я использую личностную ориентацию, информационно-коммуникативные и игровые технологии, педагогику сотрудничества, развивающее обучение и здоровьесберегающий подход.
Я, как учитель, помогаю ребенку с общим и речевым развитием в коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, поведении. На уроках я расчленяю материал на части. Это находит свое отражение в структуре урока, который состоит из звеньев. В каждом звене я передаю информацию, проверяю ее усвоение и корректирую.
Дидактические игры
Также я применяю игровые технологии. Обучая посредством игры, я учу ребенка не так, как нам удобно дать учебный материал, а как ребенку удобно и естественно его получить. Дидактическая игра — эффективное средство, с помощью которого можно вызвать интерес ребенка к уроку. У таких игр две цели: обучающая, которую преследует учитель, и игровая, ради которой действует ребенок.
Игры я использую для освоения новых понятий, тем и даже целых разделов учебного предмета. В качестве введения, объяснения, закрепления или упражнения для контроля мы можем играть, например, в слова. Играя, дети учатся сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание и стремление к знаниям.
Выбирая дидактическую игру, необходимо основываться на теме урока, его цели и содержании. Чтобы игра не была утомительной, я разделяю ее на части. В начале занятия можно провести игры, которые повысят активность ребенка, заинтересуют его. Это может быть игра «Отгадайте, кто к нам пришел?», «Что в мешочке?» и так далее.
В середине урока я провожу игры, которые соответствуют его теме. Важно, чтобы все дети в классе были вовлечены в игру и чтобы у детей с особыми образовательными потребностями появилось желание играть и выигрывать. Ошибки, которые ученики могут допустить, мы после игры анализируем. Поощрения и подбадривания — необходимые эмоциональные моменты.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии я применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Такой подход предусматривает четкое чередование видов деятельности. Я выбираю физминутки в зависимости от того, чем дети заняты на уроке. Если письмом, то упражнения для кистей рук снимут общее или локальное утомление. Если мы заняты чтением, то делаем гимнастику для глаз, если дети слушают и говорят, то проводим гимнастику для слуха и дыхательную. Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. Мы записываем и комментируем пословицы и поговорки о здоровье.
Когда мы занимаемся индивидуально, я учу детей работать самостоятельно развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником. Всегда можно исправить ошибки и отметить его успехи.
Развивающее и проблемное обучение
При использовании технологии проблемного обучения ребенок учится мыслить научно, логично и творчески. Добытые знания превращаются в убеждение. Учащийся испытывает чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах.
Технология развивающего обучения предполагает формирование у ребенка познавательного интереса, желания получать информацию. В работе с особенными детьми нужно многократно повторять материал.
Интегрированные уроки
Хорошей практикой считаются интегрированные уроки, объединяющие в себе одновременно несколько дисциплин. Таким образом, у ребенка создается широкое и яркое представления о мире, мы приобщаем его к разговору с человеком, природой, культурой, искусством. На таких уроках развиваются творческие качества, способности самостоятельно мыслить, планировать. У ребенка формируются коммуникативные навыки, развиваются личностные качества: доброта, умение сопереживать, самоуважение.
Методически ценно задавать детям на уроках вопросы и задачи, предлагать рассуждать для поиска ответов. Объяснения я совмещаю с визуальной демонстрацией. Это дополняет вербальное описание, дает зрительный образ.
Рекомендации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Если вы родитель особенного ребенка или педагог, у которого в классе есть дети с особыми потребностями, запаситесь большим терпением и стальными нервами. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но ни на секунду не забывайте, что это дети особенные.
Спрашивайте у ребенка о трудностях, которые он испытывает. Выясните, какую информацию он не воспринимает, и предложите другой способ. Если ребенок не может читать, объясните устно, если не воспринимает на слух — подайте информацию в письменном виде.
Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми. Создавайте субъективное переживание успеха. Здесь может помочь снятие страха («Ничего страшного…»), скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), авансирование («У тебя получится…», «Ты сможешь…»).
Говорите искренне и уверенно, помогайте ребенку почувствовать свою состоятельность, отмечайте его достижения, а не неудачи. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением, формируйте веру в успех. Дайте ребенку возможность делать выбор, высказывать свою точку зрения.
Чтобы достичь хороших результатов в работе с детьми особыми образовательными потребностями необходимо, как писал Василий Сухомлинский, «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…».
Работая в школе, я, как педагог, решаю сложную задачу найти индивидуальный подход к ребенку, сбалансировать его умения и навыки. Важно подстроиться к ученику, ведь особенные дети раскрываются только тогда, когда принимают ситуацию и впускают педагога в свое личное пространство.
Впрочем, эта работа может не принести желаемого результата без помощи родителей. Каждый навык, приобретенный в школе, становится устойчивым только после того, как родители закрепляют его дома. У каждого ребенка с ООП свой потолок возможностей, учитель должен его почувствовать и попытаться при помощи семьи его поднять. Это сложная задача, но ее можно и нужно решить ради счастливой жизни ребенка.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/children/2187506-igrat-i-berech-zdorove-sekrety-uspeshnogo-obucheniya-detey-s-osobennostyami-razvitiya/