Не только психотерапия способна помочь увидеть проблемы в своих отношениях. Озарение может прийти после просмотра фильма или сериала. Специалисты указывают на абьюз и другие проблемы в любимых картинах.
«Секс в большом городе» (1998–2004)
В нашумевшем в свое время телесериале «Секс в большом городе» тема токсичных отношений — одна из ведущих. Зрителям было интересно наблюдать, как героини справляются с вызовами. Сериал стал своеобразной группой поддержки при проблемах в отношениях, пишет блог «Sassy Psychology», потому что аналогичные ситуации были у многих: бесчувственные мужчины, давление общества, клише в отношениях и бесконечные неудачные свидания.
Героини разрешают втягивать себя в токсичные отношения, да и поведение их самих сложно назвать образцовым. Саманта (Ким Кэттролл) изрекает: «Отношения между мужчиной и женщиной строятся на нагромождении лжи и изощренного притворства». И отношения ее подруг действительно соответствуют этому. Шарлотта (Кристин Дэвис) боится начистоту поговорить с Треем (Кайл МакЛахлен), Кэрри скрывает свои отношения с Бигом (Крис Нот) от Эйдана (Джон Корбетт), Миранда (Синтия Никсон) врет о своей работе. Мистер Биг манипулирует чувствами Кэрри.
Саманта выступает в фильме примером того, как нужно относиться к себе и к своим желаниям. В любой ситуации ее поведение демонстрирует позицию «я буду делать то, что хочу». В какой-то момент и Кэрри (Сара Джессика Паркер) осознает, что в любых отношениях важно оставаться собой: «Самые потрясающие, самые важные, самые сложные отношения — это отношения с самим собой. И если ты встретишь того, кто полюбит тебя такой, какой ты любишь себя, то это великое счастье». И она права. Ведь токсичные отношения угнетают человека, а открытые, честные и равноправные приносят счастье.
«Привет семье!» (2005)
Фильм «Привет семье!» задумывался как рождественская комедия, но получилась почти трагедия, которая если и вызывает смех, то смех сквозь слезы. Чинная семья профессора колледжа Келли (Крэйг Т. Нельсон), на первый взгляд, отличается единением и взаимопониманием. На рождественские каникулы к Стоунам приезжают все пятеро взрослых детей. Их горячо любимый старший сын Эверетт (Дермот Малруни) привозит и свою невесту — бизнес-леди Мередит Мортон (Сара Джессика Паркер). Вся дружная семья разворачивает мощное ополчение против девушки, потому что она, по их глубокому убеждению, ему не подходит. У их матери онкозаболевание, но они тратят время на травлю.
Фильм транслирует проблему семейного принятия и стремление к самоидентификации, пишет клинический психолог Юстина Запольска. Вместе герои переживают катастрофическое Рождество, наполненное личными оскорблениями, неудачами и несчастьями. Все было бы по-другому, если бы семья приняла выбор сына и отнеслась к девушке с уважением. К тому же, как объясняет психолог, если бы Эверетт любил Мередит такой, какая она есть, он бы встал на ее защиту, пресек нападки близких и продемонстрировал чувство гордости за себя и за свою возлюбленную. Но этого не произошло, и Мередит поняла, что встречается не с тем мужчиной.
«С меня хватит!» (2002)
Драматический триллер «С меня хватит!» с Дженнифер Лопес в главной роли рассказывает о жертве нарциссических отношений, домашнем насилии и пути преодоления проблемы.
Выросшая без родителей, Слим работает официанткой. Девушка зависима от подруги, которая уничтожает ее самооценку фразами типа «кто на тебя клюнет с твоей внешностью?» И вдруг она знакомится с богатым посетителем Митчем (Билли Кэмпбелл) и вскоре выходит за него замуж. Ей кажется, что она нашла свое счастье. Поведение Митча посылает ей предупреждающие тревожные звоночки, но влюбленная Слим не обращает на них внимания.
Все меняется, когда у пары рождается дочь. Муж всячески дает понять, что он получил все, что хотел, и жена ему не нужна. Митч не скрывает, что у него есть другие женщины, бьет и унижает Слим.
В фильме показан классический пример нарциссизма и абъюза в отношениях. Вначале абьюзер очаровывает, чтобы жертва попала от него в зависимость, а потом сбивает с ног, объясняет терапевт по вопросам брака и семьи Моше Ратсон. Митч проявляет нарциссическое поведение, возвышает себя и с презрением относится к мыслям, чувствам и состоянию своей жены.
Девушка не обращается за помощью, чтобы вернуть свою жизнь и быть с дочерью, а решает физически уничтожить абъюзера-мужа. В жизни такие кардинальные меры решения проблемы неприемлемы, и нужно искать другие способы, помощь и поддержку, чтобы выбраться из зависимых отношений. К сожалению, жертва абъюза далеко не всегда находит силы бороться с насилием и обращаться за помощью, в том числе психологической.
«В постели с врагом» (1991)
Фильм «В постели с врагом» с Джулией Робертс в главной роли раскрывает скрытую проблему домашнего насилия, жизнь жертвы с психопатом и абьюзером.
Внешне пара Лоры и Мартина (Патрик Бергин) производит прекрасное впечатление: красавица жена и любящий муж. Но когда никто не видит, муж всецело подчиняет себе девушку, третирует ее и унижает. Она боится, когда супруг выходит из себя, потому что в такие моменты он может ее избить. Лора старается выполнять все требования мужа, чтобы не вызвать вспышки гнева. Но поводом для физического насилия становится его беспочвенная ревность.
Домашнее насилие способно заставить людей поверить, что они никогда не смогут выйти из-под контроля обидчика. Они могут постоянно пребывать в таком сильном состоянии настороженности, что никогда не могут полностью расслабиться, пишет ресурс об отношениях Very Well Mind.
Лора имитирует свою смерть и уезжает в маленький городок. Муж-абьюзер находит ее, но Лора уже вдохнула свободу, стала уверенной в себе и решила больше не принимать роль жертвы. Героиня фильма терпела издевательства 4 года. В жизни это может тянуться десятки лет, а иногда продолжается всю жизнь. Страх и подавленность не дают поднять жертве голову.
«С широко закрытыми глазами» (1999)
Фильм «С широко закрытыми глазами» с Томом Крузом и Николь Кидман в главных ролях поднимает тему супружеских отношений — верности, доверия, открытого общения.
Нью-йоркский врач Билл и его жена Элис испытывают кризис в отношениях из-за того, что в них нет страсти. Они решают взять ее извне, изменив друг другу. Жизнь подкидывает им испытание за испытанием, соблазн за соблазном, но пара не переходит черту. В откровенном разговоре с Биллом Элис сознается в тайных сексуальных желаниях. Вместо того чтобы решать проблемы и строить прочные отношения с супругой, основанные на доверии, взаимопонимании, безопасности и близости, как советует сексолог Судхир Бхола, Билл ревнует Элис к этим мыслям и уходит бродить по улицам ночного города, натыкаясь на соблазны. В итоге они решают, что это было испытание их брака, поэтому все надо забыть и строить отношения друг с другом. Понимание желаний партнера помогло вернуть страсть в их отношения. Фильм имел успех, но актеры Том Круз и Николь Кидман после съемок расстались.
Фильмы — интеллектуально насыщенный опыт. После просмотра может остаться ощущение, что нас просветили, бросили вызов или сбили с толку, а наши ценности, убеждения, социальные рамки вывернуты наизнанку, пишет Support the workers в статье «Психологические эффекты фильмов». В то же время фильмы дают возможность строить свою жизнь по лучшему сценарию, приняв во внимание горький опыт героев кино.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/relationship/2141451-toksichnyy-seks-v-gorode-kak-nezdorovye-otnosheniya-pokazany-v-lyubimyh-serialah-i-filmah/