Трехъязычие должно стать нормой в Казахстане. Это предложение правительства вызвало неоднозначную реакцию общества. Одни считали это отличной идеей, другие отнеслись к инициативе с осторожностью. Остается дискуссионным вопрос, чем станет для казахстанцев трехъязычие — пропуском в большой мир или угрозой национальной идентичности.
Трехъязычие: что это, плюсы и минусы
В современном мире нет страны, в которой все граждане владели бы только одним языком. Тот, кто хорошо знает несколько языков, комфортно чувствует себя в глобализованном мире, ему доступен колоссальный информационный поток. Это расширяет возможности в учебе и работе. Вот почему полиязычие в Казахстане изначально рассматривалось как коммуникативная адаптация граждан.
Трехъязычное образование в Казахстане — веление времени. Идея о его внедрении связана с расширением знаний и навыков, а также развитием взаимопонимания между людьми, чего невозможно достичь без знания языков.
Проект впервые обсуждался в 2006 году, а до конца прошлого года его реализация осуществлялась согласно «Дорожной карте развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы».
Как и любая новая идея, трехъязычие в Казахстане сразу же приобрело сторонников и противников, которые определили ее преимущества и недостатки.
В чем плюсы трехъязычного образования для Казахстана?
Часть населения расценила предложенную языковую политику как хорошую идею, которая открывает перспективы для молодежи:
- Казахи, которые будут свободно говорить на родном, английском и русском языках, повысят свою конкурентоспособность на мировом рынке труда.
- Одновременно сохранится и укрепится многовековая культурная традиция народа, связанная с развитием казахского языка.
Кроме того, изучение иностранных языков в целом имеет положительное воздействие на развитие интеллекта и умственных способностей человека. Например, об изменении в структуре способностей при интенсивном обучении иностранным языкам сообщают авторы О. М. Кочкина и М. В. Воронова.
В чем минусы трехъязычия в школах для Казахстана?
Другие казахстанцы связали трехъязычие с угрозой культурной целостности страны. Люди высказали опасения, что преподавание на иностранном языке обернется уменьшением значимости родной речи. Все это, по их мнению, может привести к потере национальной идентичности.
Кроме того, был высказан ряд сомнений относительно организации и результатов такого обучения, а именно:
- Возможно, ученик, который одновременно учит несколько языков, не сможет ясно выражать свои мысли ни на одном из них.
- Даже если дети будут справляться с возросшими учебными объемами, есть опасения, что, изучив предмет на английском, они не смогут грамотно объяснить его на казахском.
- Учителям может быть сложно справляться с нагрузкой, особенно с учетом острой проблемы с квалифицированными кадрами. Возник вопрос, смогут ли преподаватели объяснять детям сложные темы на английском языке.
Повышение требований к педагогам рассматривалось как одна из наибольших сложностей. Однако уже сейчас можно познакомиться с результатами внедрения программы, которые свидетельствуют о положительном опыте.
Кроме однозначных сторонников и противников данного проекта, были и те, кто его поддержал, но с определенными оговорками. Вначале были непонятны многие организационные моменты, но со временем они прояснились.
Многие казахстанцы согласны с важностью английского языка, но не думают, что необходимо повышать его уровень таким способом. Им близко мнение, что сначала все граждане должны хорошо освоить казахский и русский языки, а потом только браться за речь Туманного Альбиона.
Кто прав, а кто нет — рассудит время, с которым придет опыт. Однако с уверенностью можно сказать, что образование Казахстана нуждается в переменах.
Трехъязычие: языковая политика
Язык — это не только средство общения, но и душа народа, хранитель традиций и культуры. Языковая политика в Казахстане всегда была направлена на сохранение многообразия и мирного сосуществования разных языков и их носителей на территории страны.
Это подтверждает Закон «О языках в Республике Казахстан». В нем указано, что каждый язык в стране — национальное достояние.
Первый Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев всегда отмечал важность сферы образования для развития страны. Он считал, что все школьники должны изучать казахский, русский и английский языки.
В чем заключается языковая политика трехъязычия в Казахстане? Эта тема долго обсуждалась, в результате чего было предложено ввести в школах систему образования на трех языках по таким принципам:
- Часть дисциплин преподавать на государственном языке, часть — на русском и часть — на английском.
- Целенаправленное изучение казахского языка обеспечить большим количеством учебных часов.
Цель такой языковой политики состояла в интеграции Республики в мировое сообщество. Ее внедрение было обосновано возможностями для подъема науки, экономики и социально-культурной составляющей в стране.
Новое трехъязычное образование рассматривается и сейчас как эффективный инструмент для повышения конкурентоспособности казахстанцев на мировой арене. Эта реформа вошла в программу «Казахстан-2030», согласно которой запланировано, что 20% населения смогут свободно использовать английский язык.
Почему необходимо изучать английский? Ответы таковы:
- Он широко применяется во всем прогрессивном мире.
- Это язык науки и технологий.
- На нем ведут большую часть исследовательских проектов в экономике и бизнесе.
- Владение английским языком открывает перед человеком большие перспективы.
Русский язык также остался в приоритете, так как многие казахи говорят на нем и понимают его.
Есть мнение, что политика Казахстана в отношении языков ущемляет родную речь. Однако это не так:
- Концепция трехъязычия в Республике Казахстан предусматривает создание условий для изучения казахского языка другими народами, которые проживают на территории страны.
- Для этого планируется обеспечить педагогическую и методическую помощь. Будут привлечены квалифицированные педагоги, в совершенстве владеющие родной речью.
- Разрабатываются технологии, которые позволят ученикам выучить основы казахского в кратчайшие сроки.
Усовершенствование системы образования начнут с управления образовательным процессом. Обучение должно носить творческий, деятельный и коммуникативный характер. Акцент сделают на системном подходе к преподаванию.
Получая трехъязычное образование, учащийся должен принимать более активное участие в процессе, а преподаватель станет для него наставником. Такая форма сотрудничества повысит степень ответственности школьника, разовьет его способности к самообучению. От учителя требуется высокая степень квалификации и хорошее знание английского языка.
Трехъязычие — это перспективная идея, но, чтобы в ней не разочароваться, нужно грамотно продумать план реализации. В стране есть профессионалы, которым эта задача по плечу.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1618075-trekhyazychie-kak-propusk-v-bolshoy-mir/