Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Ибрай Алтынсарин: книги, наследие и факты из жизни

Опубликовано:

Ибрай Алтынсарин (портрет)
Ибрай Алтынсарин (портрет): YouTube/Айгүл Сағымбайқызы

Ибрай Алтынсарин — выдающаяся личность в истории казахской культуры, образования и науки. Он оставил богатое литературное наследие. Идеи нравственного воспитания Алтынсарина актуальны в наше время.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
close
Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
  • Ибрай Алтынсарин - выдающийся казахский просветитель, педагог и писатель 19 века, посвятивший жизнь развитию образования среди казахского народа.
  • Он основал светские школы нового типа, создал учебники на казахском языке, в том числе знаменитую "Казахскую хрестоматию", и оставил богатое литературное наследие, включающее стихи, рассказы и этнографические очерки.
  • Педагогические идеи и литературное творчество Алтынсарина, направленные на просвещение и нравственное воспитание, оказали большое влияние на развитие казахской культуры и образования и остаются актуальными до сих пор.

Факты биографии Ибрая Алтынсарина

Будущее своего кочевого народа Ибрай Алтынсарин видел в грамотности и образованности. Этому он посвятил свою недолгую жизнь. Просветитель открывал школы и училища, создавал национальные учебники и пособия, обеспечивал книгами библиотеки.

Ибрай Алтынсарин, как отмечается на портале государственных органов GOV.kz, национальная гордость казахов, выдающийся просветитель, педагог, талантливый писатель и поэт. Он известен как ученый-этнограф и фольклорист.

Педагог родился на земле кипчаков Среднего жуза 20 октября (1 ноября) 1841 года. Его родина — Аракарагай (Алтынсаринский район, Костанайская область). Мальчик рано осиротел, его воспитывал дед, знатный бий Балгожа Жанбуршин. На портале о жизни и деятельности просветителя «Ыбырай Алтынсарин» пишут, что Балгожа был влиятельным и образованным человеком. Дед владел искусством красноречия, был знатоком казахского фольклора, сам писал стихи. Позже они с внуком часто переписывались стихами.

В 1850 году дед определил внука в школу-интернат для детей степной знати в Оренбурге. Мальчик проявил тягу к знаниям, оказался трудолюбивым, много занимался самообразованием. Он самостоятельно изучал классиков мировой литературы, читал произведения Шекспира, Гете, Байрона, Фирдоуси, Низами, Навои. В 1857 году он окончил школу с отличием.

После школы юноша служил писарем у своего деда-бия и переводчиком в Оренбургском областном управлении. В это время там работали ученые-востоковеды Василий Григорьев и Николай Ильминский. Они оказали влияние на молодого Алтынсарина как на будущего исследователя-этнографа.

Вскоре Ибрай Алтынсарин занялся педагогической деятельностью, которая стала главным делом его жизни. В 1860 году ему поручили открыть школу для казахских детей в Тургае и стать там учителем русского языка. В 1864 году при его участии на собранные народом средства была открыта первая народная школа.

С 1879 года и до конца жизни Ибрай Алтынсарин служил инспектором казахских школ в Тургайской области. Он стал основателем светского образования, что было связано с большими трудностями, о чем пишут на сайте культурного центра им. Н. Рериха в Алматы «Сердце Азии». Тогда для казахов существовала сеть мусульманских школ (медресе). Обучение там велось преимущественно на татарском языке, ученикам давали низкий уровень знаний.

Что сделал Ибрай Алтынсарин? Как отмечается на Литературном портале, по его инициативе как инспектора открывались такие учебные заведения:

  • двухклассные русско-казахские школы в 4 уездах и 5 волостных школ;
  • училища, в которых готовили специалистов по экономике, сельскому хозяйству, художественным ремеслам;
  • училища для детей русских поселян;
  • школы-интернаты для обучения девочек в Тургае, Костанае, Актобе;
  • учительская школа в Омске для подготовки казахских учителей.

При школах Алтынсарин открывал библиотеки, сам выписывал для них книги из больших городов, следил за педагогическими новинками. Наряду с организацией школ Ибрай Алтынсарин выполнял и другие обязанности. Он 4 раза был уездным судьей в 1868–1874 годах и помощником начальника Тургайского уезда.

Как умер Ибрай Алтынсарин? Его жизнь оказалась короткой — меньше полувека. Он умер 17 (29) июля 1889 года. Причина смерти осталась неизвестной.

Творческое и научное наследие

Ибрай Алтынсарин оставил большое творческое наследие, в которое вошли более 115 произведений разных жанров. Среди них до нашего времени дошло 21 стихотворение, 47 рассказов, 8 басен, 11 фольклорных произведений. Это те произведения, которые были опубликованы. Как отмечает портал «Ыбырай Алтынсарин», это позволяет считать Алтынсарина создателем казахского литературного языка.

Ибрай Алтынсарин придавал большое значение обучению детей на родном языке. Какие самые известные книги Ибрая Алтынсарина? Он создал учебник «Казахская хрестоматия». По оценке авторов информационно-методического журнала «Открытая школа» этот учебник стал педагогическим памятником, богатейшим вкладом в казахскую культуру, сводом знаний народной мудрости, казахской энциклопедией.

Алтынсарин писал книги в помощь учителям:

  • «Начальное пособие по обучению казахов русскому языку».
  • Учебное пособие «Основы исламского вероучения».

Просветитель создал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов. Ибрай Алтынсарин известен и как ученый-исследователь народного быта и традиций. Он написал этнографические очерки обычаев при сватовстве и свадьбе, при похоронах и поминках. Они написаны как яркие литературные зарисовки, в которых выражен колорит народа. Он активно участвовал в общественно-политической жизни, писал не только образовательные статьи, но и по искусству, религии.

Открытая книга собрания сочинений
Издания произведений Ибрая Алтынсарина: YouTube/А.С. Пушкин атындағы ШҚО кітапханасы

Художественные произведения Ибрая Алтынсарина оказали влияние на формирование казахской литературы. Он создавал сказки для детей на основе казахских фольклорных сюжетов и сказаний европейских и восточных народов:

  • «Счастливый человек»;
  • «Три вора»;
  • «Мудрый судья»;
  • «Золотой чуб».

Произведения «Кара-батыр» и «Жанибек-батыр» основывались на исторических сюжетах. Алтынсарин писал рассказы и новеллы с гуманистическими мотивами: «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Ценная трава», «Мать и сын», «Чистый родник».

Как обращение к юношеству остались стихи Алтынсарина «Наставление», «Народы со знаниями и науками», «Эй, джигиты!» и актуальное до сих пор стихотворение «Давайте, дети, будем учиться».

***

Знаний увидев свет,

Дети, в школу идите!

В памяти крепко, навек

Прочитанное сохраните.

Дело пойдет успешно,

Радости будет — вдвойне…

Знайте: неграмотный бродит,

Словно слепой во тьме.

Дети, будем учиться!

***

В стихах о природе («Весна», «Осень») Ибрай Алтынсарин впервые в казахской поэзии рисует реалистичные пейзажи. А в произведении «Любовь матери» звучит простой, подлинно народный казахский язык.

Ибрай Алтынсарин вошел в историю страны как основатель образования, педагог, писатель и поэт. Его педагогические идеи продолжают жизнь в современном образовании.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1631262-ibraj-altynsarin-biografia-literatora/