Шакарим Кудайбердиев стал олицетворением казахской интеллигенции. Его имя после забвения возвращено потомкам. Жизнь писателя — трагическая страница в истории национальной гуманитарной мысли.
Страницы жизни Шакарима Кудайбердиева
Кто такой Шакарим Кудайбердиев? Это казахский философ-мыслитель, поэт, писатель и переводчик. Он был учеником и духовным преемником Абая, стал представителем новой литературы, основанной учителем.
Родился литератор 11 (23) июля 1858 года в Кен-Булаке Семипалатинского уезда (ныне Абайский район ВКО). Семья относилась к местной знати, все предки мальчика главенствовали в роду Тобыкты Среднего жуза. Глава семьи Кудайберды и великий Абай были братьями: у них был один отец, но родили их разные матери.
При рождении сыну дали имя Шахкарим, но мать называла его Шакарим (‘милый’, ‘сладкий’), прозвище осталось на всю жизнь. С пяти лет мальчик изучал арабскую и персидскую грамоту у местного муллы. В семь лет он остался сиротой, его взял под свое попечительство влиятельный дед Кунанбай, а наставником стал дядя Абай. Будущий поэт и мыслитель формировался в атмосфере почтения к искусству слова, науки и образованности. В подростковом возрасте он стал писать стихи, находился под влиянием Абая.
В 20 лет юноша был вовлечен в политику, стал волостным правителем и надолго оставил литературные занятия. На этом месте ему открылись нужды народа, гнет царского правительства. Он прослыл справедливым правителем, стремился упорядочить отношения между родами и примирить их.
Лишь в 40-летнем возрасте Шакарим Кудайбердиев полностью вернулся к творчеству, стал изучать литературу Востока и Запада, самостоятельно освоил арабский, персидский, турецкий и русский языки. В 1906 году он совершил хадж в Мекку, его целью было познать новые научные достижения восточных ученых-мыслителей. Одновременно писатель посетил Египет и Стамбул. Он везде приобретал ценные книги и пересылал их домой.
Социалистическую революцию Кудайбердиев принял с надеждой. Он не был революционером, но от установления новой власти ожидал победы справедливости. Благодаря своей огромной популярности он некоторое время работал народным судьей, но социалистическую идеологию и государство, державшееся на силе, принять не мог.
С 1922 году писатель жил уединенно в горах Чингистау, занимался охотой в местности Шакпан. В начале 1930-х начались народные волнения, связанные со всеобщей конфискацией скота, которые в Семипалатинской области переросли в восстание против советской власти. Баи стремились втянуть в это движение Шакарима Кудайбердиева, обращались к нему за советами. Но он не поддержал намерения бунтовщиков, убеждал, что центральную власть не победить, а народ пострадает.
Как умер Шакарим Кудайбердиев? Сведения о гибели писателя противоречивы. Он мог случайно наткнуться на отряд милиции, или они вышли на него около его сторожки, приняли за бандита и застрелили или схватили и расстреляли позже. Официально его стали считать врагом народа.
В 1940–1950-е началась борьба за реабилитацию Кудайбердиева и его творчества. В 1958 году он был реабилитирован, но произведения оставались под запретом. Лишь в 1988 году состоялась полная реабилитация, начали публиковать его произведения и научные статьи о писателе.
Творческое наследие Шакарима Кудайбердиева
В период управленческой деятельности Кудайбердиев не оставлял литературных занятий. Это время он описал в автобиографической поэме «Жизнь забытого», вышло также несколько отдельных книг с его произведениями.
Еще в юности Шакарим Кудайбердиев освоил несколько музыкальных инструментов, в том числе игру на скрипке. Под влиянием своего дяди и наставника Абая он написал более 20 песен — стихи и музыку, — проявив еще и композиторский талант.
В начале ХХ века Шакарим Кудайбердиев стал знаменитым автором. В 1911 году он издал книгу «Казахская летопись», которая до сих пор имеет познавательное значение. Какие самые известные произведения Шакарима Кудайбердиева? Это философский труд «Три истины», а также поэтические произведения:
- «Лейли и Меджнун»;
- «Нартайлак и Айсулу»;
- «Смерть Кодара»;
- «Дума».
Писатель создавал и прозу: роман «Адиль и Мария», сборник рассказов «Сад роз». Известны его басни, афоризмы, загадки.
Кудайбердиев был известным переводчиком. Непревзойденными были его переводы на казахский язык поэзии Хафиза. Поэтические переводы прозы Александра Пушкина («Дубровский», «Метель») у казахского читателя имели особый успех. Он перевел книгу Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» и рассказы Льва Толстого.
Особое место в наследии Кудайбердиева заняли его философские труды — трактаты «Мусульманство» и «Родословная». В произведении «Сад подснежников» он изложил мысли о важности воспитания молодежи: считал, что если с детства не прививать навыки нравственного поведения, ставя в пример правильные моральные поступки, то позже никакие внушения разума не помогут изжить дурные навыки.
Многие произведения поэта воспевают нравственные качества человека: главной наукой для людей он считал науку совести. В современном Казахстане на основании произведений писателя проводят уроки добропорядочности «Заповеди Шакарима — зеркало честности».
Одно из главных достижений Шакарима Кудайбердиева как философа-мыслителя — его труд «Три истины», созданию которого было посвящено 30 лет жизни. Он рассуждает о смысле жизни, о предназначении человека и его душе. Бессмертие души философ видел в следовании трем истинам — скромности, справедливости, доброте, которые он объединил в понятие «совесть». В этой работе он призывал мыслящих людей искать пути избавления человечества от пороков через нравственное воспитание. Мыслитель был убежден, что для построения нового общества необходимо нравственное очищение людей.
Шакарим Кудайбердиев оставил богатое литературное наследие. Долгие десятилетия оно было недоступно читателям. Но сейчас имя писателя и его произведения возвращены народу.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1689426-shakarim-kudayberdiev-biografiya-fil/