Суюнбай Аронулы стал символом тюркского духовного мира. Его произведения вошли в золотой фонд культурных ценностей казахов. Жизненный и творческий путь Суюнбая Аронулы были неразрывны.
Известные факты биографии Суюнбая Аронулы
Чем известен Суюнбай Аронулы? Это один из самобытных авторов XIX века, с которым связан расцвет искусства казахских акынов. Он оставил богатое поэтическое наследие. В историю культуры Суюнбай Аронулы вошел и как выдающийся импровизатор, победитель состязаний акынов — айтысов.
Суюнбай Аронулы родился в 1815 году в ауле Каракастек Старшего жуза Кокандского ханства Российской империи. Сейчас это аул имени Суюнбая в Жамбылском районе Алматинской области.
Будущий акын принадлежал большому и знатному роду Шапрашты, внутри него — роду Екей. Дед его Кусеп (1701–1791) и отец Арон (1750–1835) были известными сочинителями и исполнителями. Их талант передался одному Суюнбаю, хотя в семье отца были еще три сына. Мальчик рос с домброй в руках, с ранних лет запоминал наизусть поэмы, проникся их мудростью.
Суюнбай Аронулы писал, что способность стихосложения досталась ему не только от предков. Этот поэтический дар передал ему во сне Кызыр — святой старец, покровитель древних тюрков.
На сайте Библиотеки Первого Президента РК упоминаются факты биографии Суюнбая Аронулы:
- Его избирали бием в своем ауле, он 20 лет преданно служил народу, будучи всегда на стороне правды и справедливости.
- В своих поэмах, посвященных знаменитым батырам, он описывал то, что видел своими глазами, потому что сражался плечом к плечу со своими будущими литературными героями.
- Акын никогда не заискивал перед властью и богатством, всем говорил правду в глаза не только в своих произведениях. Это была его прочная гражданская позиция всю жизнь.
- Суюнбай Аронулы был основателем своей школы исполнителей, многие известные казахские акыны считали его своим учителем. Искусству импровизации учился у него знаменитый поэт-акын Жамбыл Жабаев.
Автор статьи о Суюнбае Аронулы Исмаилжан Иминов пишет, что многие мечтали получить в наследство домбру учителя, но он передал ее любимому ученику Жамбылу, в котором видел продолжателя своих творческих традиций.
Суюнбай Аронулы прожил долгую творческую жизнь. Он умер в родном ауле в 1898 году, прах его покоится в мавзолее. Здесь же, почти через век, в 1996 году, был открыт литературно-мемориальный музей, посвященный великому земляку. Сейчас в его экспозиции собрано более 7 тыс. предметов, рассказывающих о жизни и творчестве акына:
- портреты Суюнбая и его семьи;
- первые издания стихотворных сборников Аронулы;
- масштабная диорама, посвященная состязанию импровизаторов на озере Иссык-Куль;
- предметы одежды и быта Суюнбая.
Инициатором создания музей был праправнук знаменитого акына Султангали Садырбаев — доктор филологии, профессор, специалист в области фольклористики. Известен и другой его потомок — алматинский архитектор Габит Садырбаев.
Творчество Суюнбая Аронулы
Большая группа ученых-филологов утверждает, что в первой половине XIX века казахское устное народное творчество находилось на подъеме своего развития. Среди самобытных авторов этого периода находился и Суюнбай Аронулы. Он был из тех акынов, которые представили новое направление, отражавшее интересы и нужды трудового народа, разоблачали деспотизм феодально-байской верхушки.
Какое наследие оставил Суюнбай Аронулы? Акын написал много критических произведений против баев, султанов, религиозных деятелей. Создал ряд поэм в жанре героического эпоса. В лирических произведениях показывал внутренние переживания и моральные качества человека.
Широко известны образы народных героев, которые акын создал в произведениях, посвященных борьбе казахов против завоевателей. Это масштабные эпические работы:
- «Батыр Утеген»;
- «Батыр Суранши»;
- «Батыр Саурык».
Суюнбай стал в литературном искусстве поэтом-новатором. Он вышел за рамки батырских сказаний, стал общенациональной духовной личностью, заступником обездоленных. Он создавал остро сатирические разоблачительные произведения:
- «Четырем биям»;
- «Кто бы ни умер, но торе Сок не умрет»;
- «Максуту»;
- «Касыму»;
- «Четки в твоих руках»;
- «Биям Семиречья».
В творческом наследии Суюнбая остались и лирические произведения, дававшие читателям духовные ориентиры:
- «Разница между хорошим и плохим»;
- «Если восторжествует справедливость».
В произведении «Знамя мое с изображением волка» автор обратился к образу волка, который был тотемным покровителем рода Екей, символом могущества.
Наследие Суюнбая годами существовало только в устной народной традиции. Впервые его стихи были опубликованы в сборнике, изданном в 1935 году. В 1976 году был издан еще один сборник акына «Ак киик».
Суюнбай Аронулы прославился как непревзойденный мастер айтысов. Состязания были той школой, которую должны были пройти все, кто хотел называться акыном. В наследии Суюнбая сохранилось описание его поэтического поединка в известным акыном Катаганом. Это была ожесточенная дуэль двух мастеров, показавшая силу меткого слова и ставшая образцом блестящей импровизации.
Известен и поединок Суюнбая с Тезек-торе. Это был богатый султан Старшего жуза, правнук Абылай-хана. Он хотел едко посмеяться над бедным акыном, предложив ему в дар клячу. Но Суюнбай сохранил достоинство, высмеяв в ответ воровство и мошенничество своего противника.
Суюнбай Аронулы считается основоположником поэтической школы Жетысу, объединившей поэзию и исполнительское мастерство акынов. Писатель и литературовед Мухтар Ауэзов высоко оценивал поэзию Суюнбая, называл его золотым ядром акынов Семиречья.
Выдающийся акын-импровизатор Суюнбай Аронулы вошел в историю казахской литературы. Он стал учителем многих акынов прошлого и настоящего времени.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1711720-suunbaj-aronuly-biografia/