Один из важных вопросов развития детей с ограниченными возможностями — образование. Это не только возможность получить документ и профессию. Это решение проблемы социализации детей с особыми потребностями. Для этого в Казахстане развивают инклюзивное образование.
Особенности инклюзивного образования, его реализация в РК
Согласно Конституции РК (ст. 30), все граждане страны имеют право на бесплатное среднее образование в государственных заведениях, а также в высших на конкурсной основе. Но до недавнего времени дети с ограниченными возможностями не могли учиться в обычных образовательных заведениях. Их отправляли на надомное обучение либо в специализированные центры, что не обеспечивало необходимый уровень социализации, адаптации детей в обществе. Проблема сдвинулась с мертвой точки с началом развития инклюзивного образования в Казахстане.
Что подразумевает инклюзивное образование? Инклюзивное образование — (фр. «inklusif» — ‘включающее в себя’) — совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями. То есть инклюзивное образование предполагает равные права и возможности для удовлетворения всех нужд и потребностей детей в образовании независимо от состояния их здоровья.
Какие принципы инклюзивного образования? Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
- Каждый ребенок особенный.
- Все дети равны в своих правах, в дружбе, в образовании, в праве на посещение кружков, концертов и прочего, а также перспектив дальнейшего социального развития.
- Каждый ребенок развивается в своем темпе, от этого он не становится лучше или хуже.
- Отношения между детьми строятся на доброте, отзывчивости, эмпатии.
- Взаимодействие детей расширяет их мировоззрение и развивает академический интеллект.
Как реализуется инклюзивное образование в Казахстане? Инклюзия должна дойти до положения нормы, стать гуманистической позицией общества. Законодательно этот вопрос решен. Президент РК Касым-Жомарт Токаев 26 июня 2021 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования».
Государство обязуется создавать детям с особыми образовательными потребностями условия для получения образования в пределах системы образования с учетом их индивидуальных особенностей развития (статья 8, п. 1–1). Для детей с ограниченными возможностями разрабатываются специальные учебные программы. Организации дошкольного и среднего школьного образования по закону должны принимать всех детей, которые проживают на территории их обслуживания, в том числе детей с особыми образовательными потребностями (статья 26, п. 2).
Чтобы инклюзивное образование стало нормой, нужно решить такие проблемы:
- неготовность педагогов, психологическая и профессиональная, работать с такими детьми;
- сложность для родителей других учеников принять факт обучения особенных детей вместе с их детьми;
- неподготовленность материально-технической базы садиков, школ и других учебных учреждений;
- опасения родителей детей-инвалидов из-за возможного психологического дискомфорта, социального остракизма (издевательства, насмешки), которые будут переживать их дети.
Для оказания психолого-педагогической и методической помощи учителям и родителям во многих областях (Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Западно-Казахстанской) были открыты региональные центры по внедрению инклюзивности.
Чтобы решить кадровую проблему работы специалистов с детьми с ограниченными возможностями (с ДЦП, слепыми, глухонемыми, с умственной отсталостью в легкой форме), в Казахстане расширили географию обучения специалистов-дефектологов. Сейчас их готовят в 17 вузах страны. Педагоги проходят переподготовку по этому направлению.
Все эти шаги призваны развить инклюзивное образование, чтобы большинство особенных детей в дальнейшем чувствовали себя не изгоями, а полноценными и полноправными участниками общества.
Перспективы инклюзивного образования в Казахстане и мировой опыт
Инклюзивное образование — запрос современной жизни и международный стандарт. В Казахстане более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в инклюзивном образовании. Только около 23% из них участвуют в таком образовательном процессе.
Чтобы идти в ногу со временем, на пути внедрения инклюзивного образования Казахстан преодолевает трудности и старается решать возникшие проблемы, в том числе с помощью внедрения международного опыта:
- По примеру зарубежных, в казахстанских школах введена должность педагога-ассистента — тьютора.
- Педагоги РК обучаются основам адаптивного спорта, совместно с французскими коллегами разрабатывают специальные программы для того, чтобы внедрить адаптивный спорт в школьную программу.
- Развивается направление обучения с помощью инклюзивных игр, в которых участвуют и обычные дети, и особенные.
- Благотворительные организации открывают кабинеты поддержки инклюзии, где детей обучают по методике прикладного анализа поведения.
Согласно Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы, к 2025 году 100% школ, детских садов и 70% колледжей и вузов должны создать условия для инклюзивного образования.
Инклюзивное образование — переворот в сознании современного человека и выбор открытых демократических государств. Инклюзивное образование — это глобальное движение, которое поддерживается рядом конвенций ООН, отмечается в издании «Обзор национальной политики в области образования».
Термин «инклюзия» и принципы инклюзивного образования были введены в международный обиход в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанке (Испания). В этом же году к международной программе «Образование для всех» присоединился и Казахстан.
В Великобритании дети-инвалиды получили право обучаться в обычных школах еще в 1976 году. В специальных учебных центрах учатся только те, у кого тяжелые формы нарушений. Для развития инклюзивного образования в Англии:
- государство выделяет средства, готовит специалистов;
- с раннего возраста и до старшей школы особенного ребенка сопровождают психологи и педагоги, формируют у него необходимые умения и навыки, консультируют родителей;
- разрабатывают специальные учебные программы;
- кроме учителя, у ребенка есть ассистент, который помогает ему осваивать учебный материал, решает психологические и социальные вопросы.
Эти меры позволяют детям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноценными участниками общества, развиваться и стать полезными окружающим.
Развитие инклюзивного образования — это развитие образования не только для детей с ограниченными возможностями, но и всей образовательной системы. Оно дает возможность обучаться всем на равных правах и в равных условиях.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1715660-inkluzivnoe-obrazovanie-v-kazahstane-i-za-rubezom/