Дуальное обучение — форма подготовки технических специалистов в развитых странах. Обучение, в котором совмещена теория с практикой, зарекомендовало себя как один из ведущих механизмов развития экономики страны. Дуальное обучение реализуется и в Казахстане.
Особенности и преимущества дуального обучения
Век технического прогресса требует быстрой адаптации специалистов любой сферы к меняющимся требованиям производства. Этого возможно достичь при надлежащем уровне инвестиций в образование и тесной взаимосвязи образовательных процессов с рынком труда. Для обеспечения этих условий многие развитые страны внедрили дуальное обучение в сфере технического профессионального образования (ТиПО).
Что такое дуальное обучение? Дуальное обучение (ДО) предусматривает получение не только теоретических знаний в процессе освоения образовательных программ в учебном заведении, но и практических знаний, навыков и умений на реальном производстве.
Как проходит дуальное обучение? При дуальном обучении около ⅓ знаний обучающихся составляет теория, ⅔ — практическое умение справляться с задачами производства. Например, 1–2 дня студенты учатся в колледже или лицее, изучая теорию, а 3–4 дня осваивают производственные задачи на практике на рабочем месте под руководством наставника.
Учебные учреждения тесно сотрудничают с работодателями, которые дают запрос, какие специалисты им нужны и частично или полностью финансируют их подготовку. С работодателем заключается договор, по которому студент получает зарплату за отработанные часы, пользуется социальными льготами. По окончании учебы молодой специалист приходит работать на то предприятие, которое оплатило его обучение.
Какие преимущества дуального обучения? Плюсы дуального обучения в следующем:
- после завершения учебы специалисту не надо думать о трудоустройстве, у него уже есть работа;
- работодатель получает квалифицированного специалиста, который готов приступить к обязанностям без стажировки и дополнительного обучения;
- на рынок труда выходят востребованные специалисты;
- учебные заведения имеют возможность сэкономить на закупке оборудования, необходимого для обучения по техническим специальностям.
Инициатором и основателем дуального обучения считают Германию. Немецкий государственный и частный бизнес вкладывает солидные средства в подготовку кадров для своих предприятий. На постсоветском пространстве при переходе предприятий в частную собственность взаимосвязь вуз — колледж — производство нарушалась. Специалистов готовили по старинке, у работодателя не спрашивали, какие кадры ему нужны.
В результате накопился целый ряд проблем:
- дефицит инженерно-педагогических кадров и мастеров производственного обучения;
- устаревшая материально-техническая база учебных заведений;
- оторванность работодателей от системы образования;
- несоответствие подготовки кадров рынку труда;
- низкий рейтинг технических специальностей в обществе.
Как показывает успешный опыт зарубежных стран, дуальному обучению под силу решить все эти вопросы, в том числе повысить рейтинг технических специальностей благодаря их востребованности и достойной заработной плате.
Как отмечает политолог, эксперт ИМЭП Айман Жусупова, у стран с лучшими системами ТиПО самые высокие показатели экономического развития. Эту систему взяли за основу и другие государства, в частности Казахстан. Учитывая зарубежный опыт, РК вырабатывает собственную национальную модель развития дуального обучения.
Продвижение дуального обучения в Казахстане
Правительство Казахстана в корне поменяло подходы к развитию образования. Инвестиции в эту сферу воспринимают как экономические. Вложения в человеческий капитал обеспечат страну прогрессивной, адаптируемой производительной рабочей силой, которая сможет поднять экономику страны на более высокий уровень. Одна из наиболее необходимых сфер развития — техническое профессиональное образование.
Правительство РК отмечает острую нехватку профессиональных инженеров, технических специалистов, руководителей среднего звена на производстве. Решение этой проблемы — развитие технического профессионального образования (ТиПО) путем дуального обучения.
Как реализуется дуальное обучение в Казахстане? Процесс дуального обучения в РК был запущен в 2012 году. В Послании народу «Стратегия ‘Казахстан-2050’: новый политический курс состоявшегося государства» Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что профессионально-техническое и высшее образование должно заботиться об удовлетворении потребностей экономики в специалистах. Он поручил законодательно закрепить обязательную производственную практику на предприятиях, начиная со второго курса обучения в вузе.
В Трудовой кодекс ввели понятие «дуальное обучение» (ст. 116) и особенности его реализации (ст. 119):
- дуальное обучение осуществляется на основе типового договора о ДО, который утверждает орган образования;
- на производственном обучении студент подчиняется правилам трудового распорядка;
- производственная практика засчитывается в трудовой стаж и может оплачиваться;
- за обучающимся закрепляют наставника.
Доли ответственности обучающихся, предприятия и учебного заведения одинаковы.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» помогает разрабатывать учебные программы, содействует трудоустройству выпускников, мониторит потребности предпринимателей в кадрах.
С 2017 года внедрено бесплатное обучение по техническим специальностям. Повышение стандартов технического и профессионального образования стало одной из главных задач системы образования и казахстанской экономики в целом.
В 2018 году дуальным обучением было охвачено 12% студентов ТиПО. К 2025 году показатель планируют увеличить до 35% (106 тысяч человек). В 2019 году 88% выпускников ТиПО были трудоустроены, говорится в Национальном докладе о состоянии и развитии системы образования РК (по итогам 2019 года). Около 65% колледжей внедрили основные принципы ДО.
До 2025 года 70% госзаказа будет отдано на технические специальности, сообщает директор Департамента технического и профессионального образования МП РК Насымжан Оспанова. Впервые в 2022 году 8 тысяч студентов поступили на грант по заявкам предприятий с обязательством трудоустройства.
Развитие ТиПО в РК крайне важно по ряду причин:
- Сокращение безработицы среди молодежи.
- Курс на индустриально-инновационное развитие страны.
- Острая нехватка квалифицированных кадров технических специальностей.
- Низкое качество подготовки технических специалистов.
Одной из главных проблем ДО в Казахстане стал факт, что предприниматели не готовы вкладывать средства в подготовку кадров, пишет Баян Ашыралиева. Чтобы изменить ситуацию, важно разработать мотивационную систему для предприятий, как это сделали за рубежом. В Канаде, например, такие предприятия имеют налоговые льготы, во Франции — компенсационные выплаты.
Основательная практическая подготовка казахстанских студентов в условиях реального производства обеспечит рынок востребованными квалифицированными специалистами. Ускорит этот процесс преподавательский состав из практиков, идущих в ногу с техническим прогрессом.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1718369-cto-takoe-dualnoe-obucenie-v-kazahstane/