Курмангазы Сагырбайулы — выдающийся казахский домбрист и композитор. Его творчество стало неотъемлемой частью духовной культуры казахов. Жизнь автора кюев достойна уважения и почитания.
Жизненный путь Курмангазы
Кто такой Курмангазы Сагырбайулы? Курмангазы — известный казахский народный музыкант XIX века, домбрист, композитор, автор кюев, певец, основатель народной домбровой школы.
По разным данным, родился Курмангазы в 1818 или в 1823 году в Букеевской Орде (Западно-Казахстанская область, Бокейординский район) в семье бедняка Сагырбая. Он из рода байулы Младшего жуза. Мальчик с раннего детства увлекся игрой на домбре. Отец не одобрял такое занятие. Мать Алка, наоборот, поддерживала сына в его любви к музыке. В ее роду были знаменитые певцы, кюйши, акыны.
В 6 лет родители вынуждены были отдать сына в пастухи. Он не расстался с домброй и очень любил слушать заезжих в аул кюйши. Один из них, кюйши Узак, увидев особую заинтересованность мальчика в музыке, предсказал ему великое будущее.
В 18 лет Курмангазы начинает странствующую жизнь кюйши. Общение создателя-исполнителя со слушателем — условие существования и сохранения произведений традиционной музыки, подчеркивает Асель Арынова в статье «Домбровый кюй как жанр инструментальной музыки казахского народа».
Попутно Курмангазы обучался у известных в то время кюйши Байбакты, Шеркеше, Байжума, Есжана, Баламайсана. Вместе с Узаком участвовал в соревнованиях исполнителей и стал в один ряд с выдающимися домбристами.
Став очевидцем борьбы казахов за свободу и независимость, Курмангазы начал сочинять об этом собственные кюи. За критику власти и поддержку освободительного движения его преследовали и не раз арестовывали. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга, Иркутска. Часто приходилось скрываться. Но все это не сломило волю Курмангазы, он продолжал выражать протест в музыке и песнях.
В 1862 году он встретился с земляком, великим кюйши Даулеткереем. Они оказали влияние на творчество друг друга. Курмангазы начал исполнять кюй Даулеткерея «Булбул» («Соловей»).
В 1880 году Курмангазы, уважаемый аксакал, поселился под Астраханью, в городке Сахма, собрав вокруг себя учеников и преемников исполнительского искусства. Среди них был Ергали Есжанов, Дина Нурпеисова, Мамен, Махамбет Утемисов.
Сколько лет прожил Курмангазы Сагырбайулы? Он прожил 71 год (по другим источникам — 73 года). Могила Курмангазы находится в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области (РФ). В 1997 году на месте погребения построили мавзолей, куда перенесли прах кюйши.
В селе Алтынжар открыт музей кюйши и школа домбристов. Образ Курмангазы увековечен в бронзе в Астрахани и Актау. Установлен памятник в Атырау. Здесь в 2013 году кюи Курмангазы исполнил оркестр из тысячи музыкантов. Этот рекорд отмечен в казахстанской Книге рекордов Гиннесса.
Творческое наследие и память о музыканте
Как в народе называли Курмангазы? Его называли отцом кюев («куй атасы»), так как его творчество оказало огромное влияние на развитие национальной музыкальной культуры и казахской народной поэзии.
Чем известен Курмангазы Сагырбайулы? Он прославился прежде всего как автор кюев (инструментальных пьес для домбры), для которых характерна образная выразительность и совершенство форм. Также Курмангазы был виртуозным исполнителем.
До нашего времени дошли 60 кюев композитора. В число первых входит «Кишкентай» («Малый»). Кюйши стал свидетелем восстания казахов Букеевской Орды против хана Джангира. Курмангазы стал рупором народно-освободительного движения, за что попал в немилость власти. Кюй «Сары-Арка» называют вершиной его творчества. В нем тоска изгнанника по родному краю, широкий образ народной жизни, того лучшего, что заложено в народном характере, писал музыковед Ахмет Жубанов в книге «Струны столетий».
Содержание кюев Курмангазы разнообразно:
- произведения о настроении автора, его впечатлениях («Балбырауын», «Машина», «Адай»);
- автобиографические кюи, описывающие события из жизни домбриста («Ертен кетем», «Пабеске», «Турмеден кашкан»);
- рассказ об исторических событиях («Бушующий вал» — о наводнении в Приморском округе в 1879 году);
- кюи, посвященные родным и близким людям («Кайран шешем» — о маме, «Лаушкен» — о друге, уральском журналисте и поэте Никите Савичеве).
Сложно переоценить вклад Курмангазы в формирование национальной композиторской школы. Народные домбровые традиции, заложенные великим кюйши и подхваченные следующими поколениями музыкантов, дошли до нашего времени и дали начало новой музыке. Симфонический кюй генетически связан с народным кюем, отмечает Алиби Абдинуров в своей диссертации. Исследователь, этнограф Александр Затаевич, автор книги «1000 песен и кюев казахского народа», считал, что Курмангазы раскрыл симфоническое начало в казахской народной музыке.
Благодарные потомки чтут память о выдающемся народном композиторе. Его имя носит Казахский государственный академический оркестр народных инструментов, который хранит и популяризует кюи Курмангазы. Был издан сборник сочинений композитора «Кюи». В 1967 году Евгений Брусиловский написал симфонию «Курмангазы».
Произведения великого кюйши — шедевр народной музыки. Они повествуют о жизни, мечтах и борьбе казахов за свободу. Творчество Курмангазы передается из поколения в поколение как музыка души казахского народа. Потомки свято чтут бесценное наследие, вошедшее в мировую музыкальную культуру.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1739364-kurmangazy-sagyrbajuly-biografia/