Музыка домбры сопровождала кочевников всю жизнь. Народные кюи — пьесы для домбры — отображали их верования, взгляды, чувства и мечты. Кюи, зародившиеся в раннем фольклорном творчестве, приобрели традиционную форму благодаря плеяде композиторов XIX века. Их традиции продолжили следующие поколения.
Какие композиторы Казахстана играют на домбре? Создавали кюи и играли на домбре такие великие композиторы: Курмангазы Сагырбайулы, Даулеткерей Шигайулы, Жаяу Муса Байжанов.
Курмангазы Сагырбайулы
Кюйши-композиторы — творцы народной музыки Казахстана. У каждого особый стиль, интонации мелодии и исполнительская техника.
Курмангазы Сагырбайулы — известный композитор и исполнитель кюев XIX века. Родился он в 1818 году в Букеевской Орде (Бокейординский район Западно-Казахстанской области), в бедной семье. Игрой на домбре увлекся с раннего детства. Это не нравилось его отцу, но рвение сына поддерживала мать, которая и сама неплохо играла на инструменте. В 6 лет из-за нужды мальчика отдали в пастухи. Настоящим праздником для него было слушать заезжих кюйши. Один из них, кюйши Узак, заметив большой интерес Курмангазы к музыке, предсказал ему большое будущее.
В 18 лет юноша покинул родной аул и стал бродячим кюйши. Мастерству исполнения учился у домбристов Байжума, Есжан, Шеркеше. Позже участвовал в состязаниях наряду с Узаком и вскоре стал сам известным кюйши. Это были особо уважаемые люди. Кандидат наук Алиби Абдинуров вспоминает оценку исполнения кюя композитором, доктором искусствоведения Борисом Ерзаковичем. Он писал, что хороший кюй в исполнении хорошего домбриста ценится гораздо выше всякой песни, которую нетрудно перенять у другого. А вот виртуозная игра на домбре дается не сразу и не каждому.
Неординарные события в жизни подтолкнули Курмангазы к созданию собственных кюи. Один из первых — «Кишкентай» — он посвятил народному восстанию казахов (1836–1838) против хана Жангира. Сагырбайулы был очевидцем тех событий. Исследователь Елена Огольцова считает кюи «Кишкентай» одним из наиболее ярких произведений композитора.
За критику богатых Курмангазы начали преследовать. Он сидел в тюрьмах Уральска, Оренбурга, Иркутска. Пережив много испытаний, композитор создал кюи о любви к родной земле, независимости и свободе казахского народа.
В 1862 году Курмангазы встретился с другим великим кюйши, земляком Даулеткереем и включил в свой репертуар его кюй «Булбул».
Какими произведениями известен композитор Курмангазы Сагырбайулы? Вершиной творчества Курмангазы считают кюй «Сары-Арка» — светлое произведение о бескрайних просторах казахской степи. Также известны такие кюи, как «Балбырауын», «Алатау», «Демалыс», «Қайран шешем», «Қызыл қайың», «Түрмеден қашқан». Всего до нашего времени дошло 60 кюев композитора.
В 1880 году уважаемый в народе аксакал поселился в Сахме под Астраханью. Вокруг себя он собрал много учеников исполнительского искусства. Среди них была Дина Нурпеисова, Мамен Ергалиулы, Мендигали Сулейменов, Ергали Есжанов, Кокбала, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора. Они продолжили традиции народной домбровой школы, которую создал Сагырбайулы.
Умер Курмангазы в 1889 году (по другим данным — в 1896 году), похоронен в селе Алтынжар Володарского района Астраханской области России.
В память о великом домбристе Курмангазы в 1933 году в Алма-Ате впервые в истории казахского народа был создан домбровый оркестр. Имя композитора носит Казахский государственный академический оркестр, Алматинская государственная консерватория. В 2012 году в Алматы открыли памятник Курмангазы.
Даулеткерей Шигайулы
Домбрист и композитор Казахстана XIX века Даулеткерей Шигайулы родился в 1820 году в ауле Орда (село Хан Ордасы Бокейординского района Западно-Казахстанской области) в богатой аристократической семье. Его отец султан Шигай Нуралиев умер, когда сыну было 5 лет. Заботы о воспитании мальчика взял на себя двоюродный дядя султан Мендигирей Букейханов.
Грамоте Даулеткерей учился у муллы. Мальчик научился говорить, читать и писать по-русски. Игре на домбре его обучал домбрист Мусиралы Бердалы-улы. В Орду султаны приглашали русских артистов и музыкантов, поэтому Даулеткерей был хорошо знаком с русской и европейской музыкой, играл на балалайке, мандолине и гитаре. Знакомство с европейской культурой он продолжил в путешествии в Петербург, где присутствовал на коронации Александра II в 1855 году как представитель казахского народа.
Первые произведения Даулеткерей создал в сороковых годах, пишет Ахмет Жубанов в книге «Струны столетий». Одно из ранних сочинений — кюй «Кыз-Акжелен» — о девушке-домбристке Акбале. Его поразило, с каким достоинством девушка вела себя в феодальном обществе, которое не очень жаловало женщин, стремящихся к самовыражению.
Чем известен композитор Даулеткерей Шигайулы? Даулеткерея считают родоначальником лирического направления в казахской инструментальной музыке. Поражает мастерство его лирических пьес. Интересен кюй «Кос-алка» («Пара серег»), который передает звуки покачивания серег, кюи «Кос шек», «Джумабек», «Булбул».
Большое влияние на творчество Даулеткерея оказала встреча с «отцом кюи» Курмангазы в 1862 году. Они долго играли друг для друга свои произведения, заимствуя элементы исполнения. Курмангазы очень понравился кюй Даулеткерея «Булбул», и он начал исполнять его наряду со своими. Покровительство же Шигайулы как представителя власти не раз выручало Курмангазы.
Даулеткерей был прогрессивным правителем (в 1861 году Даулеткерей был назначен правителем рода в Кызылкурт), видел и понимал стремление народа к свободе. Об этом его пьесы «Топан», «Жигер», «Кара-кожа».
В начале 60-х годов он отходит от должностных дел, поняв, что как бы хорошо он ни относился к своим подчиненным, народ, испивший не одну чашу горя, не может ответить ему тем же. Композитор погружается в творчество. За доброе отношение к людям и прекрасную музыку его прозвали «бапас» — ‘отец’. Умер Даулеткерей 4 мая 1887 года.
Жаяу Муса Байжанов
Временем расцвета казахской инструментальной музыки стал XIX век. Это связано с изменением социального уклада жизни, пробуждением масс, самосознанием личности, протестами против социальной несправедливости, отмечает кандидат искусствоведения Балдырган Байкадамова. Изменения всколыхнули творчество кюйши. Они отошли от канонизированных образов. Их произведения начали отображать живую жизнь народа.
Одним из ярких представителей кюйши этого периода был Жаяу Муса Байжанов. Родился будущий композитор в 1835 году в Баянаульском районе Павлодарской области Казахстана в бедной семье. В раннем детстве умерла его мать, а мачеха невзлюбила маленького Мусу. На воспитание его забрал бездетный брат отца мулла Тайжан.
С 7 лет Муса учился грамоте у муллы. С детства слушал певцов и кюйши, которые заходили в аул. Вскоре и сам начал играть на домбре и кобызе. Когда в 1851 году переехал в Петропавловск, учился игре на сырнае и скрипке. В городе он стал частым посетителем выступлений певцов и оркестров. Впоследствии это все оказало влияние на его творчество. В своих песнях и пьесах он использовал не только элементы казахской народной музыки, но и русской народной песни, городские мотивы, танцевальные ритмы и формы марша.
В 1854 году Жаяу Муса учился в Омской русской школе. Демократических веяний композитор набирался из периодических изданий, которые были в городской библиотеке Омска. В этот период он написал свое первое большое произведение «Қыздарай» (‘Ох, девушки’).
Вернувшись в родные места, Байжанов активно участвовал в общественной жизни и занимался музыкой. За выступления Жаяу Муса против притеснения бедняков в 1860 году отправили в ссылку.
Какими произведениями известен композитор Жаяу Муса Байжанов? В первую очередь, это песни о социальном неравенстве, протесте против несправедливости: «Ақ сиса», «Плач узника», «Хау-лау», «Толғау», «Суюнык», «Плач теленка», «Шолпан», «Гаухар қыз».
Кроме социальных песен и кюи, он писал произведения другого характера:
- лирические любовные песни («Сурша қыз», «Шолпан», «Cәлем қыздар», «Гаухар кыз»);
- о природе родного края («Баянаул», «Летний день», «Летний том», «Улытау», «Сарын»);
- юмористические песни («Кулбай», «Девушки Казани»).
В творческом наследии Байжанова также есть басни, дневниковые записи в стихотворной форме. Он автор музыки на стихи Ирбая Алтынсарина «Давайте, дети, учиться».
Жаяу Муса Байжанов умер в возрасте 93 года в 1929 году, но его музыка продолжает звучать со сцены в операх «Қыз Жібек», «Ер Тарғын», «Біржан - Сара», «Бекет». О великом акыне написан роман «Жаяу Мұса» Зейтина Акишева.
Пьесы кюйши не только показывали жизнь казахов, но и формировали их национальное самосознание. Это культурный код народа, который продолжает жить в современной интерпретации бесценного наследия.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1739450-znamenitye-kompozitory-kazahstana-dombra/