Бии — судебные и политические деятели казахского народа. Они стояли у истоков формирования законов общества. Бии выстраивали внутреннюю и внешнюю политику государства. Что о них известно?
Роль биев в истории и жизни казахов
Кто такой бий у казахов? В период с XIV по XVIII вв. роль судей в казахском обществе выполняли бии. В переводе с древнетюркского «бий» означает ‘знать’, ‘править’. В переводе с казахского — ‘судья, избранный народом’.
Академик, историк и востоковед Василий Бартольд считает, что слово «бий» связано с тюркским «бек» и отвечает арабо-персидскому «эмир», то есть ‘повелитель’, ‘вождь’. Это звание получал человек, обладающий авторитетом у народа, красноречивый, знающий нормы права. Бий — второй человек после хана, к мнению которого прислушивался правитель. Одновременно он и административное лицо, судья, военачальник и представитель степной аристократии. Еще при дворе Чингисхана на службе состояли 11 биев-советников.
Что делали бии? Бии казахских улусов пользовались особыми правами. В пределах подвластных им родов только ханам и биям принадлежала административная, судебная и военная власть, пишет кандидат юридических наук Карлыгаш Усеинова. Бии выступали связующим звеном между институтом государства и племенами, народом и политической властью. Они решали судебные споры, объединяли казахские роды в борьбе с врагами.
При правлении Тауке-хана бии вошли в высший законодательный совет свода законов «Жеті жарғы». Суды были открытыми. Перед тем как начать слушание, бий предлагал примирение. В случае отказа начинался суд. Свидетелями не могли быть родственники истца и ответчика, женщины, дети и сумасшедшие.
Если одна из сторон считала решение несправедливым, оно могло быть обжаловано у других биев или в ханском суде. Историк и фольклорист Чокан Валиханов в книге «Страна шести городов. Дневник путешествия на Иссык-Куль» отмечал, что суды биев были лишены формальностей и бюрократических проволочек. Все решалось на месте.
Передача звания бия по наследству не была закономерностью. Это было возможно только в том случае, если сын бия имел необходимую для этого репутацию. Судебная власть возникла раньше института государственности, пишет доктор юридических наук, профессор Савелий Фукс. Непререкаемый авторитет биев был гарантом исполнения судебных решений.
Одной из предпосылок формирования Казахского ханства как такового стала смерть Акжол бия, после чего в ханстве Абулхаира начался раскол из-за ряда несправедливостей, которые последовали за этим. Керей и Жанибек не смирились с ситуацией и основали отдельное Казахское ханство.
Институт биев в кочевом казахском обществе — уникальное явление. Их установки миролюбия, мирного сосуществования и единства помогли сохранить казахское государство на земле предков.
Известные бии, оставившие след в истории
Бии — лучшие представители кочевого казахского общества, которые пользовались авторитетом как у верхов, так и низов. Известны случаи, когда авторитет биев был выше авторитета хана.
Майкы би
Кто считается отцом всех казахских биев? Отцом всех казахских биев, их родоначальником стал Майкы би (1105–1225) из древнего казахского родового объединения уйсын, входящего в Старший жуз, пишет кандидат юридических наук Светлана Вареникова. Он был авторитетным советником при Чингисхане и его потомках, доверенным по Кипчакской степи.
Майкы би стал основоположником норм казахского обычного права, которые использовали бии при рассмотрении судебных споров. «Слова и сила справедливости — основы решения конфликта» — правило Майкы би, принятое другими биями.
Нормы были направлены на обеспечение мира и стабильности кочевников. Если бию удавалось доказать, что его решение принято в соответствии с правилами Майкы бия, оно тут же признавалось сторонами и примиряло их.
Толе би
Толе би был не только главным судьей Старшего жуза, но и блестящим оратором, поэтом. Его считали сторонником пророссийской партии казахской элиты, которая была у власти. Однако он не спешил в подданство к русскому царю. Напротив, так выстраивал внешнюю и внутреннюю политику государства, чтобы оно сохранило суверенность границ. Он советовал казахам оставить кочевой образ жизни, заниматься земледелием и перенимать все полезное у соседей.
Казыбек би
Казыбек би начал свою карьеру в 18 лет как дипломат посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве. Он выступал за цивилизованные отношения между соседями, прекращение вражды, кровавой борьбы ханов за власть и единение народа.
Благодаря яркому таланту дипломата и доказательным выводам Казыбек би переговоры между враждующими ханствами завершились перемирием. Вот что сказал на переговорах бий джунгарскому хонтайджи: «Ты — джунгарин, я — казах, схлестнемся — быть беде: ты — железо, я — огонь, расплавишься в огне. К тебе, в твой край я прибыл с распахнутой душой, к несчастью ведут вражда и разбой. Ты — тигр, я — лев, к чему кровавая сеча? Коль дружбы желаешь — верного друга найдешь, коль надумал враждовать — бури пожнешь», цитирует Карлыгаш Усеинова.
Выдающийся деятель заслуженно стал главным судьей Среднего жуза. Он участвовал в изменении законов «Жеті жарғы» в разделе международных отношений, семейных, наказаний за преступления, земельных вопросах.
Айтеке би
Айтеке би уже в 20 лет прославился как мудрый и честный судья. С 30 лет возглавил Младший жуз и стал советником хана. Вместе с другими биями боролся за сохранение казахской государственности в период от Тауке-хана до Абылая, выступая за справедливое общество и объединение казахского народа. Айтеке би прилагал значительные усилия, чтобы все три жуза жили в согласии и единении. Жестокие расправы и кровную месть между племенами он заменил на законное наказание. Айтеке би участвовал в организации отпора джунгарским завоевателям, проявив свои военные таланты.
Высокие нравственные качества биев, их борьба за справедливость предотвращали споры и вражду. Но главная их заслуга — в единении казахского народа.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1772533-velikie-kazahskie-bii-i-ih-rol-v-zizni-kazahov/