Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Что такое кластер и как он используется в обучении

Опубликовано:

Прием кластера
Использование кластера в обучении: Freepik

Современная система образования нацелена на развитие критического мышления у учеников. Для этого используют разные педагогические технологии. Одна из них — метод кластера.

Что такое кластер и в чем его особенности

Что такое кластер? В переводе с английского «кластер» означает ‘скопление’, ‘рой’, ‘кисть’. То есть это союз, объединение, группа однородных элементов с определенными свойствами, образующие некую самостоятельную единицу. В современной жизни термин «кластер» используется повсеместно в науках и отраслях. Его успешно применяют в школьном обучении прежде всего как технологию развития критического мышления.

В чем суть кластеров? Суть кластеров в структурировании любого материала, будь то близкие языки в лингвистике или галактики в астрономии. Выделяют смысловые единицы, между ними устанавливают логическую связь, дающую возможность объединить их в кластер. В педагогике метод кластера — графический способ организации материала, объясняет преподаватель Анастасия Никитина.

Учителю важно учитывать следующие принципы построения кластера:

  1. Модель кластера можно строить, как планету со спутниками (в центре тема, вокруг нее — крупные смысловые единицы, от них — более мелкие) или в виде грозди (вверху записывается тема, от нее вниз — смысловые единицы).
  2. Центральным выступает ключевой термин, понятие, мысль, идея. Это может быть слово, сочетание слов, предложения, даты, образы.
  3. Крупные смысловые единицы соединяют с основным термином прямыми линиями.
  4. От крупных единиц могут отходить более мелкие, но важные для полноценного раскрытия темы.
Составление кластера на доске
Модель кластера в виде грозди с картинками: iStockPhoto

Метод кластера применим на любом уроке при изучении самых разных тем. Он подходит для любой стадии критического мышления — вызова, осмысления и рефлексии, о чем пишет кандидат педагогических наук Ирина Муштавинская. Форма работы может быть коллективной, групповой или индивидуальной.

Кластерный метод имеет ряд преимуществ:

  • охватывается большее количество материала, и это менее утомительно, чем при обычной работе;
  • в мыслительный процесс вовлекаются все ученики;
  • появляется заинтересованность в уроке, поскольку каждый может высказать свою точку зрения без боязни ошибиться;
  • все мыслительные процессы получают наглядное графическое отображение;
  • визуальное представление информации запоминается лучше, чем обычная текстовая информация. Это повышает мотивацию к учебе, отмечает преподаватель Анастасия Никитина.

Из недостатков кластерного метода можно отметить такие:

  • ограниченность дискуссий из-за нехватки времени на уроке;
  • при обширности темы приходится укрупнять смысловые блоки, не вдаваясь в подробности;
  • контроль учителя за направлением развития темы, так как возможны отклонения.

Кластерный метод обучения повышает у детей интерес к обучению, учит их творчески мыслить и высказывать свою точку зрения. В условиях творческого сотрудничества и конкуренции воспитывается чувство собственного достоинства и уважение к другой точке зрения.

Как составить кластер?

Перед составлением кластера учитель продумывает, какую модель выбрать для данной темы и как лучше организовать работу класса. Также будет ли кластер создаваться индивидуально или коллективно, на отдельных листах или в тетрадях.

Чтобы составить кластер, важно действовать поэтапно:

  1. Посередине листа или доски напишите ключевое понятие, отображающее идею или тему.
  2. Вокруг ключевого понятия учащиеся самостоятельно или вместе записывают все, что знают по данной теме: ассоциативные слова, факты, образы, даты.
  3. Все, записанное коллективно или индивидуально, систематизируют и объединяют в группы, определяя крупные и более мелкие смысловые единицы.
  4. Так у ключевого понятия появляются «спутники», которые надо соединить с ним прямыми линиями. У «спутников» возникают свои «спутники», логическая связь между которыми также обозначается соединением.

В итоге получается структура, которая становится графическим отображением размышлений обучающихся и определяет информационное поле темы, отмечает старший преподаватель Государственного аграрного университета Северного Зауралья Наталья Бирюкова в статье «Метод кластера в профессиональном обучении студентов».

Вот еще некоторые советы по составлению кластера от преподавателя Чирчикского педагогического института Тухты Юлдашевой:

  • записывайте все идеи и мысли по теме, пока они не закончатся;
  • не ограничивайтесь заранее составленным планом, чтобы построить как можно больше связей;
  • обозначьте для большей наглядности элементы разными цветами.

На этапе обучения учитель может привести собственный пример кластера и попросить учеников его проанализировать. Оправдана будет помощь при выделении смысловых единиц.

Ученик составляет кластер на доске
Ученик выбирает смысловые единицы кластера из предложенных: YouTube/Образовательный канал

Существуют разные виды кластеров, которые можно применять на уроках.

Классический кластер

В классическом кластере учитель пишет на доске ключевое слово и просит учеников записать в тетради или на листочках все слова, которые они знают по данной теме. Затем из записей всех учеников составляют общий кластер и записывают его на доске.

Например, для младшей школы можно записать ключевое словосочетание «состав слова» и предложить детям записать вокруг все понятия и определения, имеющее отношение к этой теме.

Бумажный кластер

Учитель раздает ученикам карточки с написанными на них словами, предложениями или текстом и дает ключевое слово. Ученики должны приклеить карточки со словами вокруг главного, установив логическую связь между ними и центральным понятием.

Например, к теме «Образование и укрепление Казахского ханства» подойдут карточки с названиями племен, именами ханов, частями территорий. Ученики должны расположить их в логической связи.

Используют и другие виды кластеров: с нумерованными словами, картинками, обратный или групповой. Создание кластера — интересный и увлекательный метод изучения школьных предметов. Его преимущества перед обычным обучением значительны.

Метод кластера поднимает образовательный процесс на более высокий уровень. Это не простое запоминание выданной информации, а умение использовать уже известную, моделировать ее и делать собственные умозаключения.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1773379-cto-takoe-klaster-v-istorii/