Современная система образования нацелена на развитие критического мышления у учеников. Для этого используют разные педагогические технологии. Одна из них — метод кластера.
Что такое кластер и в чем его особенности
Что такое кластер? В переводе с английского «кластер» означает ‘скопление’, ‘рой’, ‘кисть’. То есть это союз, объединение, группа однородных элементов с определенными свойствами, образующие некую самостоятельную единицу. В современной жизни термин «кластер» используется повсеместно в науках и отраслях. Его успешно применяют в школьном обучении прежде всего как технологию развития критического мышления.
В чем суть кластеров? Суть кластеров в структурировании любого материала, будь то близкие языки в лингвистике или галактики в астрономии. Выделяют смысловые единицы, между ними устанавливают логическую связь, дающую возможность объединить их в кластер. В педагогике метод кластера — графический способ организации материала, объясняет преподаватель Анастасия Никитина.
Учителю важно учитывать следующие принципы построения кластера:
- Модель кластера можно строить, как планету со спутниками (в центре тема, вокруг нее — крупные смысловые единицы, от них — более мелкие) или в виде грозди (вверху записывается тема, от нее вниз — смысловые единицы).
- Центральным выступает ключевой термин, понятие, мысль, идея. Это может быть слово, сочетание слов, предложения, даты, образы.
- Крупные смысловые единицы соединяют с основным термином прямыми линиями.
- От крупных единиц могут отходить более мелкие, но важные для полноценного раскрытия темы.
Метод кластера применим на любом уроке при изучении самых разных тем. Он подходит для любой стадии критического мышления — вызова, осмысления и рефлексии, о чем пишет кандидат педагогических наук Ирина Муштавинская. Форма работы может быть коллективной, групповой или индивидуальной.
Кластерный метод имеет ряд преимуществ:
- охватывается большее количество материала, и это менее утомительно, чем при обычной работе;
- в мыслительный процесс вовлекаются все ученики;
- появляется заинтересованность в уроке, поскольку каждый может высказать свою точку зрения без боязни ошибиться;
- все мыслительные процессы получают наглядное графическое отображение;
- визуальное представление информации запоминается лучше, чем обычная текстовая информация. Это повышает мотивацию к учебе, отмечает преподаватель Анастасия Никитина.
Из недостатков кластерного метода можно отметить такие:
- ограниченность дискуссий из-за нехватки времени на уроке;
- при обширности темы приходится укрупнять смысловые блоки, не вдаваясь в подробности;
- контроль учителя за направлением развития темы, так как возможны отклонения.
Кластерный метод обучения повышает у детей интерес к обучению, учит их творчески мыслить и высказывать свою точку зрения. В условиях творческого сотрудничества и конкуренции воспитывается чувство собственного достоинства и уважение к другой точке зрения.
Как составить кластер?
Перед составлением кластера учитель продумывает, какую модель выбрать для данной темы и как лучше организовать работу класса. Также будет ли кластер создаваться индивидуально или коллективно, на отдельных листах или в тетрадях.
Чтобы составить кластер, важно действовать поэтапно:
- Посередине листа или доски напишите ключевое понятие, отображающее идею или тему.
- Вокруг ключевого понятия учащиеся самостоятельно или вместе записывают все, что знают по данной теме: ассоциативные слова, факты, образы, даты.
- Все, записанное коллективно или индивидуально, систематизируют и объединяют в группы, определяя крупные и более мелкие смысловые единицы.
- Так у ключевого понятия появляются «спутники», которые надо соединить с ним прямыми линиями. У «спутников» возникают свои «спутники», логическая связь между которыми также обозначается соединением.
В итоге получается структура, которая становится графическим отображением размышлений обучающихся и определяет информационное поле темы, отмечает старший преподаватель Государственного аграрного университета Северного Зауралья Наталья Бирюкова в статье «Метод кластера в профессиональном обучении студентов».
Вот еще некоторые советы по составлению кластера от преподавателя Чирчикского педагогического института Тухты Юлдашевой:
- записывайте все идеи и мысли по теме, пока они не закончатся;
- не ограничивайтесь заранее составленным планом, чтобы построить как можно больше связей;
- обозначьте для большей наглядности элементы разными цветами.
На этапе обучения учитель может привести собственный пример кластера и попросить учеников его проанализировать. Оправдана будет помощь при выделении смысловых единиц.
Существуют разные виды кластеров, которые можно применять на уроках.
Классический кластер
В классическом кластере учитель пишет на доске ключевое слово и просит учеников записать в тетради или на листочках все слова, которые они знают по данной теме. Затем из записей всех учеников составляют общий кластер и записывают его на доске.
Например, для младшей школы можно записать ключевое словосочетание «состав слова» и предложить детям записать вокруг все понятия и определения, имеющее отношение к этой теме.
Бумажный кластер
Учитель раздает ученикам карточки с написанными на них словами, предложениями или текстом и дает ключевое слово. Ученики должны приклеить карточки со словами вокруг главного, установив логическую связь между ними и центральным понятием.
Например, к теме «Образование и укрепление Казахского ханства» подойдут карточки с названиями племен, именами ханов, частями территорий. Ученики должны расположить их в логической связи.
Используют и другие виды кластеров: с нумерованными словами, картинками, обратный или групповой. Создание кластера — интересный и увлекательный метод изучения школьных предметов. Его преимущества перед обычным обучением значительны.
Метод кластера поднимает образовательный процесс на более высокий уровень. Это не простое запоминание выданной информации, а умение использовать уже известную, моделировать ее и делать собственные умозаключения.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1773379-cto-takoe-klaster-v-istorii/