Дрезденская картинная галерея — сокровищница мировой культуры. В ней собраны исключительные шедевры кисти искусных мастеров. Знаменитые полотна не теряют культурной и материальной ценности веками.
Что посмотреть в Дрезденской картинной галерее? В ней собраны выдающиеся работы художников Западной Европы, среди которых «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Динарий кесаря» Тициана, «Блудный сын в таверне» Рембрандта, «Сводница» и «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеера, «Спящая Венера» Джорджоне, «Прекрасная шоколадница» Лиотара.
Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» (1512–1513)
Какая самая известная картина Дрезденской галереи? Особое место в коллекции и в экспозиции галереи занимает огромное полотно (265×196 см) Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Самая известная картина входит в ядро Галереи старых мастеров, считается одним из величайших шедевров западного искусства.
Полтысячелетия поражает зрителей образ Мадонны с сыном на руках, несущей его людям. Образ торжественный и печальный. Мадонна осознает, какую жертву она приносит. Равновесие в композиции составляют фигуры святого Сикста и святой Варвары, расположенные с двух сторон.
Выдающийся художник Возрождения Рафаэль Санти написал картину по заказу Папы Римского Юлия II для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце. Более чем два века спустя, в 1754 году, обедневшие монахи продали полотно королю Августу III, собирающему коллекцию старых мастеров.
Картина в числе других шедевров в 1945 году чуть не погибла в штольне, потом стала трофеем СССР. Доктор культурологи, профессор Александра Балаш пишет, что доступ к этим шедеврам в СССР был закрыт, пока их не передали в 1956 году прежним владельцам в Германии.
Тициан «Динарий кесаря» (1516)
Художник эпохи Возрождения Тициан написал картину по заказу герцога Феррары Альфонсо д'Эсте. В XVIII веке ее приобрели для дрезденского королевского собрания.
Произведение создано на евангельский сюжет, когда фарисеи хотели уличить Христа в противостоянии кесарю. В фигурах Христа и фарисея нет открытого драматизма, нет мелких деталей — все внимание сосредоточено на противостоянии благородства и человеческой низости.
Кандидат наук Александр Медведев отмечает в картине духовную победу Христа над фарисеем. Его образ одухотворенный и сдержанный, тогда как фарисей — воплощение грубости, вульгарности и коварства.
Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635)
Самый известный из нидерландских художников Рембрандт создал эту картину по мотивам библейского сюжета о блудном сыне. Известно, что он писал полотно в период своего успеха и счастливой личной жизни. Картина имеет и другое значение — как автопортрет художника со своей женой Саскией.
Блудный сын изображен проматывающим состояние, полученное от отца. Они с женщиной богато одеты, пиршествуют в таверне, на столе видно блюдо с павлином — символом тщеславия. Но на стене висит грифельная доска, как напоминание, что за все придется платить.
Ян Вермеер «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657)
Ян Вермеер относится к нескольким художникам, творчество которых стало вершиной голландского искусства золотого века. Полотно создано в ранний период творчества этого мастера бытовой живописи и жанрового портрета.
В картине с девушкой у окна ощущается скрытый эротический подтекст, символ которого отражен в яблоках и персиках на переднем плане. Открытое окно воспринимается, как желание героини вырваться из тесного пространства.
В ХХ веке была сделана рентгенограмма картины, которая выявила первоначальное изображение картины в картине — на стене висел купидон. Это подтвердило мнение, что письмо было любовное. Картина была восстановлена, а девушка теперь не кажется покинутой и одинокой.
Ян Вермеер «Сводница» (1656)
Это еще одна картина голландского мастера в коллекции Галереи старых мастеров. Это жанровая сцена из жизни дома терпимости. Яркая фигура в центре — женщина, которую соблазняет монеткой солдат. Сводница хитро улыбается из-за его плеча. Человек в черном берете и стаканом пива в руке многими исследователями воспринимается как сам автор картины. Почти треть полотна на переднем плане занимает искусно написанный яркий ковер.
Джорджоне да Кастельфранко «Спящая Венера» (1508–1510)
Картина итальянского художника периода Ренессанса Джорджоне имеет и другое название — «Дрезденская Венера». Закончить ее автор не успел — умер от чумы в Венеции в 1510 году. Дописал пейзаж его друг Тициан, с которым они работали в одной мастерской.
Картина новой эпохи обращалась к мотивам античного искусства. Богиня любви Венера изображена спящей в саду, где царит вечная весна. Такой стиль позже был назван «галантным празднеством».
Художественная особенность Джорджоне — тело богини, одновременно идеализированное и чувственное, соединило в себе идеал небесной красоты и эротику. Нагота его естественная и лишена лицемерия, которого чуждались художники Возрождения.
Жан-Этьен Лиотар «Прекрасная шоколадница» (1743–1745)
Жан-Этьен Лиотар — швейцарский художник XVIII века. В технике пастели он изобразил служанку, несущую на подносе горячий шоколад и стакан воды. Сложилось несколько легенд о создании этой знаменитой пастели:
- Эту девушку встретил один аристократ в венской кофейне. Она стала его любовью с первого взгляда, на которой он женился.
- Художник был покорен красотой камеристки императрицы Марии-Терезии.
Подлинную личность модели так и не установили. Художник создал не портрет девушки, а скорее жанровую сцену. Простота этого изображения воспринималась как откровение после условностей и манерности большинства мастеров XVIII века. Изображение девушки, углубленной в свое повседневное занятие, современниками Лиотара воспринималось как шедевр. В качестве такового пастель и приобрели в 1765 году для Дрезденской галереи.
Интересно, что в XIX веке американская торговая фирма, торгующая шоколадом, приобрела права на это изображение. Оно сделало картину старейшей в мире торговой маркой.
Коллекция Дрезденской галереи собрана в основном в XVIII веке. Сейчас галерея стала один из самых популярных туристических маршрутов в Европе.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1783564-znamenitye-kartiny-drezdenskoj-galerei/