Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Картины Рафаэля: 10 известных художественных произведений

Опубликовано:

Фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»
Фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»: Wikimedia

Рафаэль Санти — итальянский художник начала XVI века. Он принадлежит к величайшим мастерам эпохи Высокого Возрождения. В произведениях Рафаэля воплощены идеи ренессансного гуманизма.

Какие самые известные картины Рафаэля? Это «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Конестабиле», фрески «Афинская школа» и «Триумф Галатеи», портреты «Донна Велата», «Бальдассаре Кастильоне», «Автопортрет», классические картины на евангельские темы «Святое семейство» и «Преображение», «Святой Георгий и дракон».

«Сикстинская Мадонна» (1512–1513)

Какая самая популярная картина Рафаэля? Самая знаменитая из множества созданных художником образов Богоматери — «Сикстинская Мадонна», один из величайших шедевров западного искусства. Ценность картины так велика, что мир отметил 500-летие ее создания.

Рафаэль написал это огромное полотно (265х196 см) для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце. На нем изображена Богоматерь, спускающаяся по облакам и несущая людям своего сына. Ее образ торжественный и печальный, она осознает, какую жертву приносит. Как пишет журналист Илья Бузукашвили, в ней воплотились черты сотен женщин, любивших своих младенцев. С двух сторон от Мадонны изображены фигуры святого Сикста и святой Варвары, внизу — два ангела.

Позже картина попала в коллекцию Дрезденской галереи. В 1945 году она чуть не погибла в штольне, где были спрятаны картины от бомбежек. В составе коллекции она стала трофеем СССР, пока в 1956 году шедевры галереи не были переданы прежним владельцам.

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»
Рафаэль «Сикстинская Мадонна»: Wikimedia

«Мадонна Конестабиле» (1502–1504)

На этой картине Мадонна изображена в образе совсем юной женщины, почти девочки. Ее хрупкость подчеркивает фон картины — пейзаж с заснеженными горами и рекой. Композиционно небольшая картина (17,5×18 см) заключена в круг. Она была выполнена на дереве вместе с рамой, рисунок которой создал сам Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» считается последней юношеской работой художника.

Название картины связано с ее историей. Она принадлежала графу Конестабиле. При продаже он поставил условие закрепить в названии фамилию владельца в память о семейной реликвии. Сейчас картина хранится в Эрмитаже.

Рафаэль «Мадонна Конестабиле»
Рафаэль «Мадонна Конестабиле»: Wikimedia

«Автопортрет» (1504–1506)

Это самое известное изображение Рафаэля, созданное им самим. При современных исследованиях картины был обнаружен рисунок, который подтвердил подлинность автопортрета. Художник использовал его в зеркальном отражении во фреске «Афинская школа» для создания образа древнегреческого художника.

Картина находилась в частной коллекции. В 1682 году она перешла в коллекцию галереи Уффици во Флоренции.

Рафаэль «Автопортрет»
Рафаэль «Автопортрет»: Wikimedia

«Святое семейство» (1506)

Произведение относится к раннему периоду творчества художника. Это традиционное изображение Девы Марии с младенцем на коленях. Рядом с ними Иосиф Обручник. В его задумчивом образе передается переживание о судьбе приемного сына. Это редкое в иконографии изображение Иосифа без бороды, поэтому картина известна под вторым названием «Мадонна с безбородым Иосифом».

Картина изначально создана на дереве, это плохо сказалось на ее состоянии, и она была перенесена на холст. В конце XVIII века ее приобрели для галереи императорского Эрмитажа в России, где она с тех пор и находится.

Рафаэль «Святое семейство»
Рафаэль «Святое семейство»: Wikimedia

«Святой Георгий и дракон» (1506)

В картине использован сюжет о подвиге святого Георгия. По преданию святой Георгий победил змия, который в одном городе поедал детей.

При Екатерине II картина была куплена для Эрмитажа, но в советские времена, в 1920-е годы, была продана за границу, выставлялась в берлинских и лондонских галереях. Позже из частной коллекции была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

Рафаэль «Святой Георгий и дракон»
Рафаэль «Святой Георгий и дракон»: Wikimedia

«Афинская школа» (1510–1511)

Фреска «Афинская школа» была создана в Ватиканском дворце — официальной резиденции Папы Римского. Огромная картина размером 500х770 см впечатляла своей композицией и стала одним из лучших произведений эпохи Возрождения.

Картина передает жизнь знаменитой Академии в Афинах, созданной древнегреческим философом Платоном. Фигуры ученых и их учеников подчеркнуто монументальны, скомпонованы в отдельные выразительные группы. В центре картины сам Платон, дискутирующий со своим лучшим учеником Аристотелем. В его образе находили портретное сходство с Леонардо да Винчи. В фигуре на переднем плане передано сходство с Микеланджело.

Во всех группах, изображенных на картине, ведутся оживленные дискуссии или ученики углублены в работу, что в целом передает характер жизни и учебы в Академии. На портале Web Gallery of Art подробно рассмотрены все фигуры огромной фрески Рафаэля.

Рафаэль «Афинская школа»
Рафаэль «Афинская школа»: Wikimedia

«Триумф Галатеи» (1511)

Эта фреска была создана Рафаэлем на римской вилле его богатого покровителя. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Галатее. Эта нимфа влюбилась в простого пастуха. Циклоп, влюбленный в Галатею, устранил соперника, раздавив его огромным камнем. Галатея превратила возлюбленного в прекрасную реку. На фреске изображен апофеоз мифа, когда нимфа несется по реке в колеснице из раковины, запряженной двумя дельфинами. Ее окружает процессия мифических морских божеств.

Рафаэль «Триумф Галатеи»
Рафаэль «Триумф Галатеи»: Wikimedia

«Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515)

В начале XVI века Рафаэль стал самым известным портретистом в Риме. Созданные им портреты вызывали восхищение, стали новым словом в этом виде искусства, повлияли на портретную живопись всех последующих художников, в том числе на Тициана, Рембрандта. Рафаэль в своих работах художественными средствами блестяще и захватывающе исследовал характер изображаемых людей.

Лучшим в этом жанре признан портрет Бальдассаре Кастильоне — известного писателя и дипломата, друга художника. На портрете его лицо почти фронтально повернуто к зрителю, передана утонченность, ранимость и чувствительность человека. Картина хранится в коллекции Лувра.

Рафаэль «Портрет Бальдассаре Кастильоне»
Рафаэль «Портрет Бальдассаре Кастильоне»: Wikimedia

«Донна Велата» (1516)

Другое и более распространенное название картины — «Женщина под покрывалом». Известно, что здесь изображена возлюбленная и натурщица Рафаэля Форнарина. Она стала прототипом многих женских образов в творчестве художника. О Форнарине распространялось много противоречивых легенд, особенно в XVIII–XIX веках. Но ее прекрасный образ навсегда остался в искусстве.

На картине лицо женщины обрамлено накидкой, подчеркивающей ее красоту и напряженный взгляд. Мастерски написана художником игра линий в складках ткани.

Рафаэль «Донна Велата»
Рафаэль «Донна Велата»: Wikimedia

«Преображение» (1516–1520)

Одно из самых знаменитых полотен Рафаэля создано для алтаря собора во Франции, сейчас хранится в Ватикане. Сюжеты картины взяты из евангельских преданий, изображены два последовательных эпизода:

  • Вверху — картина преображения Иисуса на горе Фаворской.
  • Внизу изображена попытка апостолов изгнать нечистого духа из отрока, который обращается к Христу.

В целом картина утверждает исцеляющую силу преображенного Христа. Она признана самой прекрасной из работ Рафаэля.

Рафаэль «Преображение»
Рафаэль «Преображение»: Wikimedia

Сколько картин у Рафаэля? За свою 37-летнюю жизнь художник создал более 180 живописных картин, портретов, холстов для алтарей и фресок. В его наследии множество рисунков и эскизов.

Картины Рафаэля хранятся в знаменитых коллекциях в разных странах. Все они вошли в мировую сокровищницу, принадлежащую человечеству.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1817421-sikstinskaa-madonna---sedevr-vozrozdenia-simvoly-zasifrovannye-v-kartine/