Яркий пример остросоциальной прозы, где рассматривается судьба «маленького человека», — «Человек в футляре». Краткое содержание произведения поможет проникнуть в драму индивидуальности. Насколько безопасно жить в придуманном мире без эмоций? И почему людям свойственно избегать потока чувств? Ответы на эти вопросы дал Антон Чехов.
«Человек в футляре»: краткое содержание
Рассказ «Человек в футляре», краткое содержание которого знакомо каждому, поднимает ряд волнующих вопросов, которые не теряют своей актуальности и для наших современников. По сути, Антон Павлович Чехов лаконично описал непростое социальное явление «футляризма», которому свойственны замкнутость, зацикленность на устаревших догмах и мнимое ощущение безопасности.
Рассмотрим рассказ «Человек в футляре» кратко:
Экспозиция
Экспозиция рассказа «Человек в футляре» короткая и фрагментарная. Автор красочно рисует унылую обстановку сарая старосты Прокофия, стоявшего на самом краю деревни Мироносицкое. Именно в этом месте остановились двое путников, запоздалых охотников, возвращающихся с добычей. Ими были:
- ветеринарный доктор Иван Иванович Чимша-Гималайский;
- учитель городской гимназии Буркин.
Теплая обстановка сарая, приглушенный свет и усталость путников сподвигла мужчин на разговор об одиноких людях. Речь Буркина все больше персонализировалась и со временем обогатилась реальными примерами.
Завязка
В контексте философских задушевных размышлений друзей Буркин вспомнил о Мавре — жене старосты, у которого путники остановились на ночлег. Мавра:
- имела высокий рост, крупное телосложение;
- была здоровой и ладной;
- имела ограниченный кругозор и никогда не выезжала из деревни.
В последнее время Мавра и вовсе перестала выходить из избы, просиживая весь день за печью и выбираясь на свежий воздух исключительно, когда смеркалось.
Развитие сюжета
Полностью углубившись в воспоминания, Буркин вспоминает о забавном персонаже Беликове, образ которого подробно описан в развитии сюжета рассказа «Человек в футляре». Герои постепенно восстанавливают детали его жизни. Буркин работал с ним в гимназии, поэтому знает массу подробностей.
Его коллега Беликов обожал спокойное времяпрепровождение и свой особенный, тихий ритм жизни. Для него было важно не отступать от собственных правил и придерживаться порядка, а все новое для персонажа становилось причиной стресса и беспокойства. Открытие театра или чайной студии герой характеризовал лишь одной фразой: «Это все хорошо, но как бы чего не вышло».
Но тут рассказ «Человек в футляре» приобретает неожиданный поворот — на горизонте появляется призрачная возможность женитьбы. Избранницей педанта стала Варенька, милая девушка-преподаватель, которая переехала в город вместе со своим братом Михаилом Саввичем Коваленок. Все тут же заприметили, что бойкая девушка оказывает знаки внимания Беликову и нашептали ему, что было бы неплохо наконец устроить свою личную жизнь.
Конечно же, это сильно выбило из колеи главного героя, поскольку ситуация для него была волнующая и непривычная. Но Беликов отважился и все больше проводил времени с семьей Коваленок. Брат Вареньки эти отношения не одобрял, но и не мешал возлюбленным строить личное счастье.
Кульминация
Ярко выраженной кульминации в произведении нет, но читатель все равно может наблюдать один эмоционально напряженный момент, от которого пострадал Беликов. «Человек в футляре» продолжается рассказом об одной провокационной ситуации, которая напрочь выбила из колеи главного героя.
Один из гимназистов нарисовал карикатуру на влюбленных преподавателей. Рисунок быстро разошелся между учительским составом и оказался в городской канцелярии. У Беликова событие вызвало шок и смущение. Общественные пересуды привели его к болезни, Беликов впервые пропустил работу.
Беликов считал Вареньку недостойной и распущенной особой, ведь она позволяла себе кататься на велосипеде. В мозгу педанта подобные вещи были несовместимы с благочестием. Решив прояснить этот момент с Михаилом Саввичем, Беликов попал на ответную агрессию — его спустили с лестницы. Вскоре учитель умер и, наверное, только после смерти обрел вожделенный покой и стабильность.
Развязка
В финале рассказа «Человек в футляре» Чехов приводит философские размышления Ивана Ивановича Чимши-Гималайского на тему одиночества, замкнутости и иллюзии стабильности. Вопрос «футляризма» поднимается и в контексте жизни социума, если учитывать реалии того времени.
«Человек в футляре»: анализ произведения
Теперь знаете, кто написал «Человек в футляре» и какую цель при этом преследовал Антон Павлович Чехов. Он создал остросоциальный рассказ на злобу дня, а вопросы, заданные в произведении, не теряют актуальности. Поможет понять художественные особенности рассказа «Человек в футляре» анализ:
История создания
История создания «Человек в футляре» непримечательна, но это ни в коей мере не преуменьшает значение произведения. «Человек в футляре» — часть известной «Маленькой трилогии» автора. Антон Павлович Чехов уже знал о своем смертельном заболевании (туберкулезе) и стремился оперативно закончить книгу.
Он написал рассказ в 1889 году и в том же году опубликовал его в журнале. Талант Чехова как тонкого психолога в полной мере выражен в произведении. Рассказ понравился многим читателям и критикам, стал примером психологической прозы.
Тема и конфликт
Рассказ «Человек в футляре» наполнен деталями описания жизни главных героев. Автор поступил таким образом, чтобы читатель мог создать четкий психологический портрет каждого из действующих лиц. В произведении поднимается сразу две важных темы:
- «маленького человека»;
- «футляризма».
Они нашли отражение при раскрытии проблематики «Человека в футляре»:
- Конфликт замкнутого человека и общества. Нужно помнить, что люди — существа социальные, для полноты жизни им нужно пребывать на виду, иметь друзей и недругов, влюбляться и расставаться. Специально ограничивая себя, человек становится равнодушным, апатичным и скучным.
- Конфликт проактивной и пассивной жизненной позиции воплощены в образах Михаила Саввича Коваленок и Беликова. Оптимизм, отвага и смелость в выражении мыслей и чувств сталкивается с замкнутостью и страхом осуждения. В итоге Беликов проигрывает битву, попадая в футляр, который навсегда скроет его от посторонних глаз.
Особенности композиции и жанр
«Человек в футляре» — яркий пример рассказа в рассказе, поскольку он является частью знаменитой «Маленькой трилогии». Этому определению также способствуют некоторые признаки:
- лаконичность изложения;
- динамичность сюжета;
- отсутствие четкой кульминации (акцент на психологическом состоянии героя);
- главный герой лишь один, ему и посвящено повествование.
Композиционно рассказ состоит из небольших смысловых эпизодов, которые делают изложение логичным и поступательным, все больше и больше завлекая читателя и погружая его в конкретную проблему.
Характеристика главных героев
Для лучшего понимания идеи произведения следует более детально охарактеризовать главных героев:
Беликов
Беликов — удивительно скучный человек:
- даже в хорошую, солнечную погоду мужчина не выходил на улицу без резиновых сапог, зонта и пальто на вате;
- он работал преподавателем греческого «мертвого» языка, изо дня в день покорно спешил в гимназию;
- каждая вещь педантичного мужчины была на своем месте, имела свой футляр. Казалось, что даже лицо Беликов «упаковывал» под маску равнодушия.
Михаил Саввич Коваленок
Коллега Беликова, преподаватель географии в гимназии, Михаил Саввич:
- полный антипод Беликова, проактивный и смелый человек;
- подвижный, катается на велосипеде;
- любознательный и ироничный;
- открытый, не боится осуждения, обладает внутренней силой.
Варвара Саввишна Коваленок
Она преподаватель гимназии:
- красивая 30-летняя девушка;
- очаровательно поет и ведет активную жизнь;
- не боится осуждения, жизнерадостная хохотушка.
Скучное и унылое существование Беликова служит гиперболой бессмысленной замкнутой жизни в футляре. Важно быть готовым к неожиданным поворотам судьбы, принимая все изменения и метаморфозы как данность.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1881158-celovek-v-futlare-kratkoe-soderzanie-i-analiz/