Аутсорсинг — распространенная бизнес-практика. Он решает множество производственных задач. Прежде чем воспользоваться аутсорсингом, следует узнать о рисках, с которыми сопряжен найм такой компании.
Для чего нужен аутсорсинг
Что такое аутсорсинг? По определению Кембриджского словаря, аутсорсинг — это процесс, при котором часть работы компании выполняется за плату другой компанией. Investopedia разъясняет, что аутсорсинг — это деловая практика найма сотрудников за пределами компании для оказания услуг или создания товаров, которые традиционно выполнялись бы персоналом компании — инхаусами.
Аутсорсинг — это практика, которую обычно применяют компании для сокращения затрат. Благодаря ему можно решить ряд производственных задач — от поддержки клиентов до производства и работы бэк-офиса.
Как работает аутсорсинг? Аутсорсинг заключается в передаче или делегировании каких-то функций или процессов сторонней команде. Компании используют аутсорсинг в тех случаях, когда сами не имеют достаточных компетенций, навыков, оборудования, технологий, ресурсов или времени, чтобы выполнить такие процессы самостоятельно. В таком случае сторонняя компания выполняет задачу за заказчика. Это может быть как замещение внутренних, так и внешних работ.
Hubspot выделяет пять основных видов аутсорсинга:
- Аутсорсинг бизнес-процессов. Предусматривает передачу конкретных бизнес-процессов поставщику услуг. Например, компания может передать на аутсорсинг продажи, обработку претензий или обслуживание клиентов.
- Профессиональный аутсорсинг. Компания нанимает эксперта или специалиста для выполнения задачи или проекта. Обычно это делается в ситуации, когда у самой компании нет опыта или навыков, чтобы справиться с задачей самостоятельно. Например, если в компании нет бухгалтера, она может передать решение бухгалтерских вопросов сторонней профильной фирме.
- Логистический аутсорсинг. Такая практика найма применяется для управления и координации транспортировки, складирования и распределения товаров. К ней прибегают компании, которые не могут себе позволить собственные склады, транспорт и штат менеджеров по логистике.
- Операционный аутсорсинг. Предполагает делегирование определенных операций в компании. Например, если компания по найму персонала хочет расширить спектр услуг, она может передать рекрутинг в новой сфере другой команде, которая лучше в ней ориентируется.
- Аутсорсинг производства. Такой вид предполагает найм для производства продукции бизнеса, если компания не в состоянии произвести ее самостоятельно. Это распространено в сфере крупной розничной торговли и электронной коммерции, где компании передают производство на фабрики в Китае, Индии или других странах с более доступной рабочей силой и материалами.
Согласно исследованию Deloitte, самыми популярными видами аутсорсинга в 2022 году стали сферы ИТ и кибербезопасности. Также востребован юридический, налоговый и финансовый аутсорсинг. Для малого бизнеса остается актуальным бухгалтерский аутсорсинг, аутсорсинг по кадровым вопросам и набору персонала, так как собственного бухгалтера или HR-менеджера молодое предприятие может позволить себе далеко не всегда.
Плюсы и минусы аутсорсинга
Какие преимущества аутсорсинга? Привлечение сторонних сотрудников на основании аутсорсинга имеет ряд преимуществ:
- Постоянное обслуживание. Благодаря аутсорсингу компания может работать без остановки. По словам Boycewire, это актуально для компаний, которые хотят обеспечить круглосуточное клиентское обслуживание. Наем для контакт-центра сторонних сотрудников из других стран и других часовых поясов обеспечит ночное обслуживание.
- Экспертиза. Аутсорсинговые фирмы одновременно имеют дело с более чем одним бизнесом. Эти фирмы работают изо дня в день над своей конкретной сферой.
- Только ключевые компетенции. Компания, которая прибегает к аутсорсингу, может сконцентрироваться исключительно на основной деятельности. Сторонние специалисты избавят от необходимости администрировать десяток направлений в бизнесе.
- Расширение возможностей. Используя аутсорсинг, фирма получает выгоду не только от опыта партнеров, но и от имеющихся у них ресурсов. Например, охранная фирма может предоставить оборудование и спецсредства, которое небольшая компания не может закупить сама.
- Снижение затрат. При аутсорсинге нет необходимости создавать новую рабочую единицу внутри компании. По словам Forbes, это позволяет экономить на всем — от налоговых вопросов до оплаты обучения.
Несмотря на очевидные преимущества аутсорсинга, у него есть недостатки и риски. В основном они связаны с качеством работ и безопасностью:
- Низкий контроль. При аутсорсинге фирма фактически теряет контроль над тем, что производится, и над его качеством. Компания никак не влияет на промежуточные процессы, а получает только итоговый результат.
- Низкое качество. В результате потери контроля существует вероятность снижения качества выпускаемой продукции или выполненных услуг.
- Культурные трудности. Привлечение для аутсорсинга компаний из других стран может создать межкультурные трудности, например языковой барьер между сотрудниками. Проблемы могут возникнуть из-за разных менталитетов и подхода к выполнению работы.
- Общественное мнение. Аутсорсинг, как правило, враждебно воспринимается обществом. Считается, что из-за найма иностранных работников теряются рабочие места внутри страны. Такие компании часто обвиняют в попытке использовать дешевую рабочую силу.
- Безопасность. При использовании аутсорсинга есть риск утечки важных данных или кражи интеллектуальной собственности. При бухгалтерском, налоговом или юридическом аутсорсе другой компании передается уязвимая информация. Исследование CNBC показало,что в среднем 1 из 5 китайских аутсорсинговых компаний посягала на интеллектуальную собственность заказчика.
Хотя аутсорсинг и распространенная практика, до сих пор не утихают споры сторонников и противников ее применения. Каждый владелец бизнеса или руководитель компании сам выбирает, пользоваться ему услугой аутсорсинга или нет.
Несмотря на широкое применение аутсорса, отношение к нему неоднозначное. С одной стороны, он улучшает работу компаний на рынке и даже снижает цену на продукцию. С другой стороны, может привести к непредвиденным провалам и репутационным рискам.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1728491-cto-takoe-autsorsing-prostymi-slovami/