Характеристика с места работы — это деловой и профессиональный портрет работника. Она часто играет весомую роль при приеме на новую работу. Этот документ составляется с соблюдением особых требований.
- Характеристика с места работы - официальный документ, дающий профессиональный портрет работника, который составляется руководителем или кадровиком и оформляется на бланке организации с печатью.
- Существуют внутренние характеристики (для повышения, аттестации, награждения) и внешние (для новой работы, учебы, суда), которые должны содержать анкетные данные, описание трудовой деятельности и оценку профессиональных качеств сотрудника.
- В отличие от рекомендации, характеристика может включать как положительные, так и негативные отзывы, оценивая деловые качества, компетентность, взаимоотношения в коллективе и соответствие корпоративной культуре.
Характеристика с места работы — официальный документ
Характеристика с прежнего места работы не входит в перечень обязательных документов при трудоустройстве. Но трудно представить прием на ответственную работу без отзыва о деловых и профессиональных качествах работника.
Каждый имеет право получить с прежнего места работы документ, который характеризует его как работника. В Трудовом Кодексе РК (ст. 62, п. 2) определено, что по требованию работника работодатель обязан в течение 5 рабочих дней выдать ему характеристику, в которой будут сведения о квалификации и его отношении к работе.
Составляет такую характеристику непосредственный руководитель подразделения, в котором трудился человек, руководитель организации, учреждения или специалист по кадрам. Главное условие: составитель документа должен хорошо знать квалификацию сотрудника и как он справлялся со своими обязанностями.
Характеристика с места работы — официальный документ. По правилам документирования и управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, принятых в РК, этот документ должен оформляться на бланке организации или учреждения, иметь дату и печать. Документ составляется в двух экземплярах: один вручается сотруднику, другой хранится в архиве организации.
Требуется в разных случаях
Характеристика работника может потребоваться по месту нынешней работы или в разных жизненных ситуациях. Поэтому характеристики по виду бывают внутренними и внешними.
Внутренняя характеристика составляется там, где человек трудится. Такой документ хранится в его личном деле и нужен в таких случаях:
- При повышении в должности, при направлении работника представителем в другую компанию.
- При выборе на руководящую должность.
- При аттестации, которую работники проходят регулярно.
- При представлении к награде или поощрению.
- При сокращении штатов.
Внешняя характеристика имеет статус официального документа и бывает востребована в таких ситуациях:
- При переходе на другую работу.
- При поступлении в учебное заведение.
- При установлении опеки или усыновлении ребенка.
- В банке для получения кредита или оформления ипотеки.
- Для представления в суде при рассмотрении дела этого человека.
- Если работника привлекают к административной ответственности.
Следует иметь в виду, что характеристика не единственный источник информации о работнике. Сведения о нем могут быть запрошены новым работодателем по другим каналам, кроме получения характеристики.
Должна отвечать общепринятым требованиям
Для оформления характеристика с места работы нет единого формата, но как официальный документ она должна быть оформлена по общепринятым правилам. Они представлены в электронном журнале «Делопроизводство в Казахстане», который издает Международный центр финансового и экономического развития (МЦФЭР). Документ оформляется на бланке организации или учреждения.
Как пишется характеристика с места работы? В ней должны быть такие основные элементы:
- Название документа — «Характеристика».
- Анкетные данные работника, которому выдается характеристика: полные фамилия, имя, отчество, дата рождения.
- Описание трудовой деятельности.
- Характеристика личностных и профессиональных качеств работника.
Дополнительно в документе могут быть представлены сведения о службе в армии, о семейном положении, основном и дополнительном образовании, повышении квалификации. Если работник отличался, имеет награды, поощрения, то это тоже отражают в характеристике. При составлении документа следует помнить, что работодатель несет ответственность за все данные, которые в нем указаны. Характеристику подписывает тот, кто ее составил, а также руководитель организации.
Дает оценку деловых и профессиональных качеств
Характеристика с прежнего места работы становится для нового работодателя гарантией, что соискатель на трудоустройство действительно работал в организации соответствующего профиля, имеет опыт выполнения определенных работ. Поэтому в характеристике хочет видеть не только название организации, но и в каком подразделении человек работал, как продвигался, какое время исполнял свои должностные обязанности. Это особенно важно, если новая работа связана с высоким уровнем ответственности.
В описании профессиональных качеств работника следует указать уровень его квалификации и компетентность, способности и умения, уровень сложности его задач и качество выполняемых работ. Оцениваются также деловые качества работника, взаимоотношения с руководителями, подчиненными, коллегами.
Оценивая личностные качества человека, учитывают его социальную активность, инициативное или пассивное отношение к работе. Обращается внимание, насколько человек соответствует корпоративной культуре, принятой в организации.
Отличается от рекомендации
Характеристика работника отличается от рекомендации. Первый документ может содержать как положительные, так и негативные отзывы, рекомендация же всегда положительна. Сайт о развитии карьеры Indeed напоминает, какие черты характера ценят работодатели при приеме на работу новых сотрудников и на что желательно указать при составлении документа:
- Обладает ли работник такими качествами, как надежность, ответственность, добросовестность.
- Умеет ли решать самостоятельно поставленные задачи.
- Обладает ли лидерскими качествами.
- Умеет ли работать в команде, понимать коллег и адекватно с ними общаться.
Освещение таких аспектов можно использовать и при оценке профессиональных и деловых качеств в официальной характеристике. При трудоустройстве в другую организацию становятся популярными запросы на рекомендации, хотя они и не имеют такого официального статуса, как характеристики.
Характеристика с места работы дает общее представление о работнике. Это весомый документ, который может повлиять на репутацию человека и стать пропуском к новой интересной работе.
HR-специалист тратит на изучение резюме несколько секунд, прежде чем отложит его или заинтересуется претендентом. Только уникальное резюме он прочтет до конца. Как составить качественный документ?
Хвалить себя считается некорректным, пока дело не касается составления резюме для поиска работы. Какие личные качества нужно в нем указать? Кандидаты педагогических наук Евгений и Екатерина Полицинские и автор книг о карьере и профессиональном росте Джойс Лейн Кеннеди рассказали, что и как указывать в резюме.
https://www.nur.kz/family/self-realization/1712592-horosie-kacestva-celoveka-dla-rezume/
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1761179-harakteristika-s-mesta-raboty-obrazec/