Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Характеристика с места работы: образец, как составить в 2024 году

Опубликовано:

Мужчина заполняет бумаги
Характеристика с места работы: образец, как составить: Pixabay

В советское время характеристика с места работы была весомым документом при трудоустройстве и не только. И сегодня многие организации и госучреждения могут затребовать этот документ. Правильно составленная рекомендация — дополнительный плюс в решении многих вопросов.

Для чего нужна и какие бывают виды характеристики с места работы

Характеристика с места работы — рекомендательное письмо, которое содержит анкетные данные работника, описание его трудового пути и оценку работодателя личных и профессиональных качеств сотрудника. На основе характеристики можно сделать предварительный вывод о компетенции человека и его личных качествах.

Запросить рекомендацию может сам работник, государственные органы и учреждения. Выдачу характеристики регламентирует Трудовой Кодекс РК. В статье 62 п. 2 сказано, что документ предприятия и организации выдают по требованию настоящему или бывшему сотруднику в течение пяти рабочих дней с момента обращения.

Для чего нужна характеристика с места работы в Казахстане? Рекомендательное письмо с прежнего места работы поможет трудоустроиться. Характеристика может понадобиться в таких случаях:

  • при получении кредита;
  • для поступления в вуз;
  • при прохождении воинской службы;
  • для суда, органов опеки и других государственных структур.

Характеристика с прежнего места работы считается хорошим тоном, как отмечает Тахмина Босшалова, бизнес-тренер по деловой переписке. При выборе кандидата на вакантную должность при равных позициях рекрутер отдаст предпочтение сотруднику с рекомендательным письмом.

В зависимости от того, куда требует документ, выделяют внутреннюю и внешнюю характеристику. По содержанию характеристика может быть положительной и отрицательной. Рассмотрим подробнее каждый вид характеристики с места работы.

Мужчина пожимает руку улыбающейся женщине
Рекомендательное письмо с прежнего места работы поможет трудоустроиться: iStockphoto

Внутренняя характеристика

Внутреннюю рекомендацию запрашивает вышестоящее руководство организации, в которой работает человек. Составляет ее непосредственный руководитель на своего подчиненного.

Вот когда нужна внутренняя характеристика:

  • чтобы оценить способности для выполнения той или иной задачи, при повышении сотрудника или переводе в другой отдел, подразделение;
  • для оценки поведения в стрессовых ситуациях, выяснения уровня доверия непосредственного руководства к работнику;
  • чтобы проверить профессиональные навыки и повысить качество выполняемой работы;
  • в случае поиска основания для увольнения.

В такого рода рекомендациях акцент делают на деловых и профессиональных качествах сотрудника.

Внешняя характеристика

Внешняя характеристика — это отзыв о человеке. Если он положительный, то поможет быстрее найти новое место работы или решить некоторые бюрократические, налоговые вопросы, получить разрешительные документы.

Составить рекомендацию может попросить сам сотрудник, в том числе бывший, или инстанции, куда нужен документ: правоохранительные органы, суд, банк, органы опеки. Обычно организации уточняют, какого рода информация о человеке им нужна.

При самостоятельном запросе документа также нужно уточнить, куда и для чего нужна рекомендация, чтобы правильно расставить акценты. Например, если характеристика понадобится для получения кредита, тогда более важны не профессиональные навыки, а личностные качества: ответственность, дисциплинированность.

Если документ нужен в орган опеки, при составлении характеристики обратите внимание на положительные личные качества и финансовую обеспеченность. От того, насколько правильно в документе подана информация и расставлены акценты, зависит, какое впечатление сложится о человеке. Это может иметь непосредственное влияние на исход дела.

В зависимости от содержания, внутренняя и внешняя характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными. Работодатель должен представить правдивую информацию, которую не обязан согласовывать с сотрудником. Достоверность документа фиксируется печатью, подписью официального лица и датой. После этого рекомендация обретает юридическую силу.

Ставится печать на документ
Характеристика с места работы должна быть с датой, подписью и печатью : iStockphoto

Как составить характеристику с места работы

Как пишет журнал «Директор по персоналу», установленного образца характеристики с места работы нет. Каждая характеристика — уникальный документ, подчеркивает специалист в сфере экономики и управления Олеся Куур. В зависимости от места требования рекомендации, могут быть вариации ее написания. Однако обязательные пункты и определенные правила для составления документа существуют.

Как пишется характеристика с места работы в Казахстане?

Вот как правильно составить документ:

  1. Оформляйте характеристику на официальном бланке организации с указанием всех ее реквизитов. Если бланк не предусмотрен, тогда на листе формата А4.
  2. Пишите от третьего лица в настоящем или прошедшем времени.
  3. Первое слово — «Характеристика», затем полные Ф. И. О. и должность работника.
  4. Далее укажите дату рождения и образование, степени и звания сотрудника, если имеются.
  5. После заполнения анкетных данных следует основной текст — сведения о работе. Здесь раскройте профессиональные навыки: напишите время принятия на работу, стаж, кадровые перемещения, какую работу выполняет / выполнял, какие имеет профессиональные достижения и навыки. Если направлялся на учебу, повышение квалификации, не забудьте упомянуть об этом. Также дайте сведения о наличии заслуг (поощрений, благодарностей) или дисциплинарных взысканий.
  6. Личные качества. Отметьте степень ответственности, организаторские качества, готовность выполнять задание, принимать решения, требовательность к себе и окружающим. Если речь идет о руководителе, отметьте его целеустремленность, инициативность, работоспособность. Обратите внимание на взаимоотношения работника с трудовым коллективом: коммуникабельный ли он, пользуется ли авторитетом и уважением или отношения с коллегами не складываются из-за сложного характера, конфликтности, замкнутости или других причин.
  7. Укажите место предоставления рекомендации либо напишите, что характеристика составлена для предоставления по месту требования.
  8. Поставьте дату, подпись и печать организации (если таковая имеется).

Ограничений по объему характеристики с места работы нет. Старайтесь писать только о том, что существенно. Желательно поместить характеристику на одном листе.

При составлении характеристики избегайте:

  • эмоциональных определений и оскорбительных выражений;
  • недостоверных данных;
  • обнародования личных взглядов сотрудника, которые не имеют отношения к работе;
  • грамматических ошибок и сокращений.

Образец характеристики с места работы

ТОО «ТДМ»

г. Алматы

20 февраля 2021 года

ХАРАКТЕРИСТИКА

на директора по персоналу

Иванову Татьяну Петровну

Иванова Татьяна Петровна, 1979 года рождения, в 2001 году окончила с отличием Казахский государственный университет по специальности «Организационная психология», в 2005 году окончила Академию экономики и права по специальности «Финансы и кредит».

В ТОО «ТДМ» работает с 2 февраля 2015 года. Принята на должность менеджера по персоналу. С 1 августа 2017 года переведена на должность директора по персоналу.

За время работы проявила себя как дисциплинированный и ответственный сотрудник. Поставленные задачи выполняла качественно и в установленные сроки. Умеет грамотно планировать рабочее время и работать с большим объемом информации. Соблюдала трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка. Проявляла инициативу, активно стремилась к своевременному завершению проектов. Способна контролировать ход выполняемых задач в целом и брать ответственность за принятые решения.

Организовала активную группу сотрудников, ответственную за психологический климат в коллективе. Разработала и провела пять корпоративных мероприятий.

После нескольких замечаний по оформлению кадровой документации проявила инициативу и организовала обучение для сотрудников с привлечением стороннего учебного центра.

Имеет ярко выраженные лидерские качества, умеет общаться и продуктивно работать с персоналом. Иногда в сложных ситуациях проявляет излишнюю эмоциональность. В целом зарекомендовала себя как ответственный и целеустремленный сотрудник, готовый вести коллектив за собой. Дружелюбна и внимательна к сотрудникам.

Характеристика выдана для предъявления по месту требования.

Директор подпись Ю. Асканов

Составляйте характеристику так, чтобы она была не простой формальностью, а действительно содержала ценные сведения о профессиональных и личных качествах сотрудника. Учитывайте как положительные стороны человека, так и недостатки в его работе, если они есть. Составитель несет ответственность за предоставленную информацию.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1761179-harakteristika-s-mesta-raboty-obrazec/