Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Характеристика с места работы: в каких случаях нужна и как правильно составляется

Опубликовано:

Мужчина с радостью рассматривает документ
Мужчина рассматривает документ: Freepik

Характеристика с места работы — это деловой и профессиональный портрет работника. Она часто играет весомую роль при приеме на новую работу. Этот документ составляется с соблюдением особых требований.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
close
Данный текст создан автоматически при помощи ИИ и не проходил проверку редактора, поэтому может содержать фактологические или грамматические ошибки. Подробности в публикации
  • Характеристика с места работы - официальный документ, дающий профессиональный портрет работника, который составляется руководителем или кадровиком и оформляется на бланке организации с печатью.
  • Существуют внутренние характеристики (для повышения, аттестации, награждения) и внешние (для новой работы, учебы, суда), которые должны содержать анкетные данные, описание трудовой деятельности и оценку профессиональных качеств сотрудника.
  • В отличие от рекомендации, характеристика может включать как положительные, так и негативные отзывы, оценивая деловые качества, компетентность, взаимоотношения в коллективе и соответствие корпоративной культуре.

Характеристика с места работы — официальный документ

Характеристика с прежнего места работы не входит в перечень обязательных документов при трудоустройстве. Но трудно представить прием на ответственную работу без отзыва о деловых и профессиональных качествах работника.

Каждый имеет право получить с прежнего места работы документ, который характеризует его как работника. В Трудовом Кодексе РК (ст. 62, п. 2) определено, что по требованию работника работодатель обязан в течение 5 рабочих дней выдать ему характеристику, в которой будут сведения о квалификации и его отношении к работе.

Составляет такую характеристику непосредственный руководитель подразделения, в котором трудился человек, руководитель организации, учреждения или специалист по кадрам. Главное условие: составитель документа должен хорошо знать квалификацию сотрудника и как он справлялся со своими обязанностями.

Характеристика с места работы — официальный документ. По правилам документирования и управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, принятых в РК, этот документ должен оформляться на бланке организации или учреждения, иметь дату и печать. Документ составляется в двух экземплярах: один вручается сотруднику, другой хранится в архиве организации.

Требуется в разных случаях

Характеристика работника может потребоваться по месту нынешней работы или в разных жизненных ситуациях. Поэтому характеристики по виду бывают внутренними и внешними.

Внутренняя характеристика составляется там, где человек трудится. Такой документ хранится в его личном деле и нужен в таких случаях:

  • При повышении в должности, при направлении работника представителем в другую компанию.
  • При выборе на руководящую должность.
  • При аттестации, которую работники проходят регулярно.
  • При представлении к награде или поощрению.
  • При сокращении штатов.

Внешняя характеристика имеет статус официального документа и бывает востребована в таких ситуациях:

  • При переходе на другую работу.
  • При поступлении в учебное заведение.
  • При установлении опеки или усыновлении ребенка.
  • В банке для получения кредита или оформления ипотеки.
  • Для представления в суде при рассмотрении дела этого человека.
  • Если работника привлекают к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что характеристика не единственный источник информации о работнике. Сведения о нем могут быть запрошены новым работодателем по другим каналам, кроме получения характеристики.

Женщина слушает мужчину
Деловой разговор между мужчиной и женщиной: Pixabay

Должна отвечать общепринятым требованиям

Для оформления характеристика с места работы нет единого формата, но как официальный документ она должна быть оформлена по общепринятым правилам. Они представлены в электронном журнале «Делопроизводство в Казахстане», который издает Международный центр финансового и экономического развития (МЦФЭР). Документ оформляется на бланке организации или учреждения.

Как пишется характеристика с места работы? В ней должны быть такие основные элементы:

  • Название документа — «Характеристика».
  • Анкетные данные работника, которому выдается характеристика: полные фамилия, имя, отчество, дата рождения.
  • Описание трудовой деятельности.
  • Характеристика личностных и профессиональных качеств работника.

Дополнительно в документе могут быть представлены сведения о службе в армии, о семейном положении, основном и дополнительном образовании, повышении квалификации. Если работник отличался, имеет награды, поощрения, то это тоже отражают в характеристике. При составлении документа следует помнить, что работодатель несет ответственность за все данные, которые в нем указаны. Характеристику подписывает тот, кто ее составил, а также руководитель организации.

Дает оценку деловых и профессиональных качеств

Характеристика с прежнего места работы становится для нового работодателя гарантией, что соискатель на трудоустройство действительно работал в организации соответствующего профиля, имеет опыт выполнения определенных работ. Поэтому в характеристике хочет видеть не только название организации, но и в каком подразделении человек работал, как продвигался, какое время исполнял свои должностные обязанности. Это особенно важно, если новая работа связана с высоким уровнем ответственности.

В описании профессиональных качеств работника следует указать уровень его квалификации и компетентность, способности и умения, уровень сложности его задач и качество выполняемых работ. Оцениваются также деловые качества работника, взаимоотношения с руководителями, подчиненными, коллегами.

Оценивая личностные качества человека, учитывают его социальную активность, инициативное или пассивное отношение к работе. Обращается внимание, насколько человек соответствует корпоративной культуре, принятой в организации.

Отличается от рекомендации

Характеристика работника отличается от рекомендации. Первый документ может содержать как положительные, так и негативные отзывы, рекомендация же всегда положительна. Сайт о развитии карьеры Indeed напоминает, какие черты характера ценят работодатели при приеме на работу новых сотрудников и на что желательно указать при составлении документа:

  • Обладает ли работник такими качествами, как надежность, ответственность, добросовестность.
  • Умеет ли решать самостоятельно поставленные задачи.
  • Обладает ли лидерскими качествами.
  • Умеет ли работать в команде, понимать коллег и адекватно с ними общаться.

Освещение таких аспектов можно использовать и при оценке профессиональных и деловых качеств в официальной характеристике. При трудоустройстве в другую организацию становятся популярными запросы на рекомендации, хотя они и не имеют такого официального статуса, как характеристики.

Подпись на документе
Документ заверяют подписью: Pixabay

Характеристика с места работы дает общее представление о работнике. Это весомый документ, который может повлиять на репутацию человека и стать пропуском к новой интересной работе.

HR-специалист тратит на изучение резюме несколько секунд, прежде чем отложит его или заинтересуется претендентом. Только уникальное резюме он прочтет до конца. Как составить качественный документ?

https://www.nur.kz/family/self-realization/2166405-9-glavnyh-pravil-dlya-idealnogo-rezyume-chtoby-poluchit-rabotu-mechty/

Хвалить себя считается некорректным, пока дело не касается составления резюме для поиска работы. Какие личные качества нужно в нем указать? Кандидаты педагогических наук Евгений и Екатерина Полицинские и автор книг о карьере и профессиональном росте Джойс Лейн Кеннеди рассказали, что и как указывать в резюме.

https://www.nur.kz/family/self-realization/1712592-horosie-kacestva-celoveka-dla-rezume/

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1761179-harakteristika-s-mesta-raboty-obrazec/