Все могут подвергаться критике из разных источников. Она бывает как уместной, так и необоснованной. NUR.KZ узнал у психологов и из профильных изданий, как реагировать на замечания.
Слушайте внимательно и активно
Критика — естественная часть нашего существования среди людей. Мы работаем в команде, общаемся с друзьями, живем с родными, публикуем посты в соцсетях, и все это может подвергаться критике и вызывать неприятные ощущения. Но есть способы, которые помогут переживать ее менее болезненно и извлечь из замечания то, что ценно.
Не реагируйте мгновенно и эмоционально на критику. Не перебивайте того, кто ее говорит, не настраивайтесь враждебно и не занимайте оборонительную позицию. Это будет воспринято как неадекватная реакция. В таком состоянии вы и правда не сможете здраво оценить сказанное. Наоборот, слушайте внимательно и активно, не перебивайте оппонента. Кивайте головой, показывайте свою включенность, поддерживайте зрительный контакт, советует в комментарии NUR.KZ сертифицированный лайф-коуч Смита Дас Джайн.
Попросите разъяснений
В процессе слушания постарайтесь понять точку зрения критика, советует в эксклюзивном комментарии NUR.KZ психиатр, психолог и сексолог, эксперт по психическому здоровью в ClinicSpots Кетан Пармар:
Если вы не уверены в критике, не стесняйтесь просить разъяснений. Выражайте свои мысли и чувства уверенно, не проявляя агрессии или пассивности.
Один из способов сделать это — запросить дополнительную информацию, говорит доктор философии, клинический психолог из Центра тревожных и связанных с ним расстройств Бостонского университета Эллен Хендриксен. Спросите:
- Что заставляет вас так говорить?
- Что вы имеете в виду?
- Расскажите подробнее, что именно вас беспокоит.
Вам может показаться, что кто-то ведет себя намеренно грубо, когда высказывает критику, но, возможно, это ваша интерпретация, а на самом деле вас не хотят обидеть. Не спешите с выводами, нужно понять намерения человека.
Подумайте, прежде чем ответить
Сохраняйте спокойствие и самообладание, глубоко дышите, чтобы избежать импульсивных реакций, напоминает Смита Дас Джайн:
Прежде чем ответить, потратьте немного времени на то, чтобы собраться с мыслями.
Не нужно рубить сгоряча, нет ничего капитулирующего в том, чтобы попросить у оппонента немного времени на обдумывание услышанного, понять его точку зрения. Особенно это важно в разговоре с коллегой или начальником. Если это друзья или близкие люди, вы всегда можете тут же дать обратную связь.
Например, если коллега сделал небрежный комментарий о качестве недавней презентации, вы, конечно, можете ответить ему эмоционально, потому что гордитесь своей работой. А можете сделать паузу, признать свои чувства, которые вызвал комментарий, и отказаться от ответа на него, как предлагает руководство по карьере Indeed.
Дистанцируйтесь от критики
Как воспринимать критику? Если эмоционально вам тяжело выдерживать критику, не принимайте ее на свой счет, советует доктор психологии, лицензированный психолог в Crestone Wellness Каролина Эстевес:
Важно помнить, что критика не направлена на то, чтобы лично нападать на вас, а скорее на то, чтобы помочь вам расти и совершенствоваться. У всех нас есть слабости, поэтому сосредоточьтесь на конструктивных аспектах обратной связи и используйте ее как возможность улучшить себя.
Чтобы не воспринимать критику слишком серьезно, попытайтесь представить ее в виде слов на экране, а не в своей голове, и наблюдайте, как она проходит, предлагает доктор Эллен Хендриксен. Эти слова можно пропевать. Так сможете контролировать их влияние. Поймите, что критика — это не истина и не Евангелие, это просто слова, говорит Эллен Хендриксен.
Отделите сообщение от посланника
Если не нравится человек, который высказывает критику, тогда почти наверняка отнесетесь к его замечанию скептически. Но важно различать содержание критики и то, кто именно ее высказывает.
Сама критика может быть ценна, даже если ее подача не идеальна. Сосредоточьтесь на ней, а не на том, кто критикует. Если критика конструктивна, вы сможете извлечь из нее полезные идеи, не увязая в негативных эмоциях, которые испытываете по отношению к критику. Поэтому подумайте о намерениях другого человека, поразмышляйте над его комментариями, чтобы увидеть, правдивы ли его слова, советует лайф-тренер Мишель Шахбазян. Конструктивная критика направлена на то, чтобы помочь, а деструктивная — чтобы причинить боль.
Признайте критику и поблагодарите
Если способны рационально и бесстрастно судить, уверены, что критика неверна, тогда поймите, что у человека, который ее предлагает, есть свои проблемы. Слова критика больше свидетельствуют о его собственной ситуации, чем о вашей. Деструктивная критика не должна вас расстраивать, объясняет магистр в области образования, автор книги «Воспитание четырехмерных детей в двухмерном мире» Тим Маккарти.
Как достойно ответить на критику? В любом случае поблагодарите человека, который сделал замечание, советует Тим Маккарти. Если критика была конструктивной, так показываете, что вы зрелый человек, который способен учиться и расти. Если это была деструктивная критика, благодарность не только покажет, что неприятные замечания вас не задели, но и продемонстрируете лучший способ обращения с другими.
При деструктивной критике благодарность лишает возможности критикующего увидеть, как его слова повлияли на вас, объясняет в комментарии NUR.KZ тренер-консультант Деррик Шевалье.
Расскажите критикующему, что чувствуете
Если критические замечания обидели, особенно если они прозвучали со стороны близких людей, коллеги, расскажите об этом критику. Так высвободите эмоции, которые могли застрять в голове, говорит лицензированный терапевт Мэтью Белл. Делать это необязательно сразу после критики, подождите, когда представится удобный случай. Возможно, когда скажете человеку, что критические замечания было неприятно слышать, он ответит, что это не входило в его намерения.
Наша психика так устроена, что когда мы не хотим на чем-то сосредотачиваться, например на негативных эмоциях, мы заостряем на этом внимание еще больше. Если проговорить эту ситуацию, чувства уйдут, потому что мы им не сопротивляемся, объясняет Эллен Хендриксен. Так вы быстрее забудете о неприятном замечании.
Совершенствуйтесь, развивая устойчивость
Критика без действия — упущенная возможность. Проговорите в конструктивном диалоге, что нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию, сформулируйте задачи и цели для самосовершенствования. Отмечайте выполненное, давайте отчет себе и критику, празднуйте свои достижения и победы. Это покажет, что вы серьезно настроены на личностный рост.
Чтобы действовать при столкновении с критикой и восстанавливаться после неудач, необходимо развивать устойчивость. Она подразумевает позитивный настрой, сосредоточение на своих сильных сторонах, извлечение уроков из каждого опыта. Устойчивые люди с большей вероятностью рассматривают критику как потенциальный шаг вперед, а не как неприятность и угрозу.
Критику стоит рассматривать прежде всего как возможность личностного роста. Правильные способы реагирования в таком случае со временем привьют навык слушания критики.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1902070-bez-obid-kak-reagirovat-na-kritiku/