Сейчас и для работодателя, и для работника умение общаться и адаптироваться не менее важно, чем профессиональные навыки. Soft skills — это часто врожденные умения. Но их можно и развить.
- Soft skills - это межличностные навыки и черты характера, дополняющие профессиональные компетенции (hard skills) и важные для эффективного взаимодействия с другими людьми.
- К основным soft skills относятся: командная работа, решение проблем, коммуникация, адаптивность, критическое мышление и тайм-менеджмент. Эти навыки особенно важны в клиентоориентированных профессиях.
- Soft skills можно развивать путем самоанализа, получения обратной связи, выхода из зоны комфорта, прохождения обучающих курсов, улучшения навыков слушания и письма, а также активной практики общения и лидерства.
В чем суть soft skills
В современном бизнесе большое внимание уделяют не только профессиональной компетенции сотрудников. Стрессоустойчивость, хорошие навыки коммуникации и умение решать проблемы стали не только красивыми словами в резюме. Они играют важную роль для каждого работника, от них зависит трудоустройство и дальнейший успех в организации.
Что такое soft skills? По определению сайта об инвестициях Investopedia, soft skills (‘мягкие навыки’) — это черты характера и межличностные навыки, которые характеризуют способность человека эффективно взаимодействовать с другими. На рабочем месте soft skills считаются дополнением к hard skills (‘жесткие навыки’) — знаниям и профессиональным навыкам.
«Мягкие» навыки (soft skills) следует отличать от технических навыков (hard skills). Чем soft skills отличается от hard skills? Как разъясняет сайт о работе Indeed, основные различия между hard skills и soft skills заключаются в том, как они приобретаются и применяются на рабочем месте. Soft skills чаще всего рассматриваются как черты личности или поведения, которые человек развивает всю свою жизнь. Они переносимы и полезны при переходе с одной работы на другую независимо от профессии.
Hard skill преимущественно осваиваются посредством образования или специальной подготовки. Они включают в себя такие компетенции, как написание программного обеспечения, навыки работы на станке или умение написать аудиторский отчет. Для приобретения профессионального мастерства нужно получить образование (степень бакалавра или магистра), пройти практику, стажировку и профессиональные курсы. Hard skills развивают в процессе повседневного выполнения профессиональных обязанностей.
Soft skills важны практически всегда и на любой работе. В то же время hard skills должны быть релевантны профессии. Например, навык писать программный код достаточно сложно приобретается и широко востребован. Однако он не будет иметь практически никакого значения при приеме на работу, не связанную с IT, например менеджером по продажам.
Что относят к soft skills?
Сайт о работе Hays выделяет самые важные soft skills в современном мире:
- Командная работа. Благодаря эффективной командной работе повышается продуктивность, соблюдаются сроки, укрепляются отношения с членами коллектива, происходит обмен опытом.
- Умение решать проблемы. Знание того, как работать над наилучшим решением новых и сложных проблем, обеспечит более успешные личные результаты.
- Коммуникация. Хорошие коммуникативные навыки означают, что человек способен активно слушать и слышать другие точки зрения, эффективно делиться своей позицией. Хорошие коммуникаторы владеют навыками устного и письменного общения, понимают невербальные коммуникативные сигналы.
- Адаптивность. Не все могут естественным образом справляться с изменениями позитивно, поэтому способность быстро и успешно приспосабливаться к ним становится очень важным soft skill.
- Критическое мышление. Навыки критического мышления позволяют эффективно анализировать предоставленную информацию и принимать обоснованные решения. Благодаря этому можно формировать успешные планы, эффективно действовать, использовать возможности и всегда рационально реагировать на ситуации и вызовы.
- Тайм-менеджмент. Знание, как эффективно управлять своим временем на работе, помогает контролировать свой день и расставлять приоритеты в повседневных задачах.
Как подчеркивает финансовый сайт The Balance Money, soft skills особенно важны в клиентоориентированных сферах, поскольку специалисты таких профессий постоянно находятся в прямом контакте с клиентами. Soft skills точно потребуются сотруднику, чтобы уметь слушать клиентов и предоставлять им надлежащее обслуживание. Например, в розничной торговле или гостиничном бизнесе качество обслуживания клиентов напрямую зависит от хорошо развитых soft skills, как и уровень взаимодействия с людьми в публичных должностях, таких как образование и здравоохранение.
Как развивать свои soft skills
Soft skills в какой-то степени врожденные. Некоторые люди от природы лучше налаживают общение с другими. Тем не менее soft skills можно улучшить или даже освоить с нуля. Пути их развития часто интуитивно понятны.
Сайт о самообучении Post University дает 10 советов, как улучшить свои soft skills:
- Определите приоритеты. Уделяйте внимание недостаточно развитым soft skills, но работайте и над личными преимуществами.
- Получайте фидбек. Попросите близкое окружение оценить вас, это поможет адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, найти слепые пятна в самовосприятии.
- Выходите из зоны комфорта. Чтобы эффективно работать над межличностными навыками, нужно выйти из зоны комфорта и попасть в обстановку, к которой, возможно, не тяготеете.
- Занимайтесь самоанализом. Подумайте о причинах ситуаций, когда не получили ожидаемого ответа или что-то в общении пошло не так. Такой анализ ситуации поможет сделать выводы относительно своего поведения.
- Пройдите обучающие курсы. Найдите онлайн-курсы и ресурсы, которые помогут улучшить определенные навыки.
- Слушайте. Умение хорошо слушать — неотъемлемая часть многих soft skills, когда внимательно слушаете и вникаете, чтобы понять позицию другого человека и что он стремится донести.
- Улучшите письмо. Современное общение не ограничивается устной коммуникацией, от умения написать электронное письмо или сообщение в мессенджере может зависеть успех общения.
- Не бойтесь роли лидера. Например, проявите инициативу и попробуйте себя в небольшом проекте.
- Чаще общайтесь. Думайте о коммуникации как о мышце: чем больше ее используете, тем сильнее становитесь.
- Работайте над критическим мышлением. Критическое мышление лежит в основе большинства soft skills.
Уровень своих soft skills можно косвенно измерить. Психологи используют термин «soft skills» для описания коэффициента эмоционального интеллекта (EQ) человека — аналога коэффициента интеллекта (IQ).
Soft skills — это межличностные навыки, например умение строить общение. Они дополняют hard skills — профессиональные навыки. На конкурентном рынке труда люди, которые демонстрируют, что у них есть хорошее сочетание «жестких» и «мягких» навыков, практически всегда пользуются большим спросом. Soft skills можно развивать и улучшать.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/2186973-chto-takoe-soft-skills-i-kak-ih-pravilno-razvivat/