Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Кайдзен: что это, суть и основные принципы

Опубликовано:

Люди совещаются
Что такое кайдзен: Pixabay

При грамотном производстве любая компания способна достичь высоких результатов. Практика кайдзен позволяет не только оптимизировать рабочие процессы на всех уровнях бизнеса, но и улучшить жизнь человека. Поэтому важно разобраться, что такое философия кайдзен, в чем ее суть и главные принципы.

Что такое кайдзен?

Это японская практика или философия, которая сосредоточена на постоянном совершенствовании процессов в бизнесе и жизни человека. Доктор философии, клинический психолог, писатель Роберт Маурер в книге «Шаг за шагом к достижению цели. Метод кайдзен» определяет кайдзен как стратегию мелких шагов, которые ведут к постоянному совершенствованию.

Страна происхождения термина — Япония. Изначально он означал комплекс связанных действий, которые приводят к повышению качества производственных процессов, систем управления и готовой продукции. Сегодня философия кайдзен предполагает, что на непрерывном совершенствовании должны быть сориентированы все сферы жизни человека (общественная, трудовая и частная).

В бизнес-сфере система сфокусирована на усовершенствовании персонала (от руководства до рядового рабочего), от которого зависит качество услуг и выпускаемой продукции. Все сотрудники компании на регулярной основе предлагают незначительные улучшения, которые преимущественно не имеют глобального характера. Персонал может не ограничиваться определенной областью и вносить предложения на изменения в любой сфере деятельности, где можно достичь совершенствования.

Впервые философия кайдзен была применена после выхода в 1986 году книги консультанта в сфере управления персоналом Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». В числе первых компаний, которые внедрили систему, была крупнейшая сегодня автомобилестроительная корпорация Toyota. Кайдзен стал популярен во всем мире и обозначил одну из важнейших концепций менеджмента.

Какова суть системы кайдзен?

Она заключается в непрерывном потоке небольших улучшений во всех сферах бизнеса (управление, производство, продажи) и жизни человека без потерь. Главная цель — бережливая эффективная деятельность без утери средств, усилий, времени и личного потенциала.

Кайдзен исходит из того, что на любом предприятии невозможно обойтись без проблем. При этом организация положительно воспринимает затруднения, ведь они стимулируют улучшения.

Например, как пишет в книге «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» предприниматель, писатель Эрик Рис, на фабриках Toyota любой рабочий мог без опасений остановить поточную линию, если замечал брак или другие проблемы, которые могут привести к ухудшению качества продукции.

Люди работают на автомобильном заводе
В чем суть кайдзен: Pixabay

Что дает применение кайдзен?

Внедрение и практика философии кайдзен в бизнесе при минимальных затратах средств приводит к значимой положительной динамике в деятельности компании в целом и каждого сотрудника в частности.

Система помогает решать мелкие и глобальные задачи путем усовершенствования культуры труда. Мышлением компании руководит не наказание за прошлые ошибки, а возможность улучшения общего будущего предприятия и его работников.

Внедряя кайдзен в жизнь, люди находят свежие идеи, осваивают навыки, совершенствуются, реализуют личный потенциал. Философия учит формировать жизненные цели и стратегии, анализировать свою жизнь, становиться осознанным, ответственным и зрелым.

Где применяется кайдзен?

Изначально система использовалась для успешного ведения бизнеса. Кайдзен в бизнесе способствует беспрерывному улучшению:

  • управления и технологий;
  • качества товаров и услуг;
  • корпоративной культуры;
  • производственных процессов;
  • производительности труда;
  • лидерства и надежности всех членов коллектива;
  • других сфер деятельности компании.

Сегодня практика применяется в любой сфере жизнедеятельности человека. Масштабные радикальные или революционные жизненные перемены вызывают у людей страх и поэтому часто неуспешны. Когда человек живет в соответствии с философией кайдзен, он делает шаги, которые смягчают негативную реакцию мозга и стимулируют творческое и рациональное мышление.

Как в книге «Кайдзен. Японский метод трансформации привычек маленькими шагами » объясняет писатель Сара Харви, цель философии кайдзен — определение конкретных целей и их достижение легко осуществимыми маленькими шагами. Используя в частной жизни систему кайдзен, которая учитывает препятствующие достижению цели психологические причины, человек легче:

  • избавится от вредных привычек;
  • улучшит состояние здоровья;
  • изменит отношение к себе и жизненным целям;
  • обустроит комфортное жилище;
  • сможет увидеть окружение в новом свете.

Внедрение кайдзен способствует саморазвитию и самосовершенствованию, успешности в личной и профессиональной жизни.

Счастливые люди
Где применяется кайдзен: Pixabay

Принципы и элементы кайдзен

Основная идея концепции кайдзен — бережливое производство, которое основано на устранении убыточных процессов, упоре на потребностях потребителя и оптимизации профессиональной деятельности каждого сотрудника.

Какие принципы подхода кайдзен?

Вот наиболее важные из них:

  1. Сосредоточенность на клиентах. Товары и услуги должны целиком удовлетворять потребности потребителя.
  2. Беспрерывные изменения к лучшему во всех сферах организации. Они носят не эпизодический, а непрерывный характер.
  3. Проблемы — путь к совершенствованию. Организация признает, что улучшения невозможны без затруднений и выносит их на открытое обсуждение.
  4. Малая степень обособленности, максимальная открытость между рабочими местами и отделами.
  5. Создание рабочих команд и кружков качества, где членом становится каждый работник вне зависимости от должности.
  6. Управление проектами посредством межфункциональных команд. С принципом связана ротация, свойственная японскому менеджменту.
  7. Создание «поддерживающих взаимоотношений». Хорошие отношения между работниками и их вовлеченность в деятельность компании неизбежно приведет организацию к повышению результатов.
  8. Развитие самодисциплины. Каждый работник способен к самоконтролю и самоуважению, умеет уважать других сотрудников и компанию в целом.
  9. Развитие по горизонтали. Личный опыт каждого сотрудника должен стать достоянием всей организации.
  10. Самосовершенствование. Обучение широким умениям, навыкам, многим специальностям. Служащие компании учатся определять сферу личной ответственности и начинать с решения своих задач.
  11. Информирование сотрудников. Каждый работник должен иметь полную информацию о компании.
  12. Делегирование полномочий персонала. Каждому сотруднику передается обозначенный объем полномочий.
  13. Грамотное управление. Начинать деятельность с планирования и сопоставлять план с результатом.
  14. Анализ происходящего в организации и действие на основе достоверных фактов.
  15. Встраивание качества в процесс на самых ранних этапах.
  16. Стандартизация. Методы и механизмы, дающие возможность закрепить приобретенный успех.

Чтобы все принципы кайдзен работали и стали мощным инструментом повышения качества, в организации требуется создать определенные условия.

Люди в офисе радуются успеху
Принципы и элементы кайдзен: Pixabay

Какие ключевые элементы кайдзен?

Вот наиболее важные из них:

  1. Командная работа. Для достижения цели и улучшений в работе сотрудники всех уровней работают как одна команда и делают все, что могут для блага компании и коллег. Командная работа включает взаимное обучение, постоянный обмен информацией, своевременное выполнение обязанностей.
  2. Персональная дисциплина. На любой должности каждый сотрудник повышает самодисциплину, учится управлению временем, соблюдению регламентов и требований, качеству исполнения, расходованию ресурсов.
  3. Высокое моральное состояние. Вне зависимости от успеха реализации изменений персонал сохраняет высокий моральный дух. Руководство внедряет в работу мотивационные инструменты (учет заслуг, хорошие условия труда, система вознаграждений и поощрений, оплата медицинских услуг, др.).
  4. Кружки качества. В состав кружка входят служащие разных уровней. Здесь сотрудники могут обмениваться навыками, технологиями, идеями и другими ресурсами. Взаимодействие персонала дает возможность работникам оценивать свою эффективность, что способствует улучшению персональной деятельности.
  5. Предложения по улучшению. Вне зависимости от ранга, все сотрудники имеют возможность свободно предлагать методы улучшения, которые должны быть рассмотрены и учтены.

Практика кайдзен — это эффективная стратегия, которая позволяет достичь успеха в профессиональной и личной жизни человека. Изучите принципы системы и возьмите на вооружение ключевые элементы философии. Это станет первым шагом к процветанию во всех жизненных сферах.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/833200-kaydzen-upravlyaem-zhiznyu-po-yaponski/