Первые на линии: как коронавирус повлиял на работу скорой помощи
Опубликовано:
Почти 20 тысяч вызовов, из которых 640 – с подозрением на коронавирус, поступило в диспетчерскую Костанайской областной станции скорой неотложной медицинской помощи. Подтверждено 47 случаев, по которым медработники получили надбавки через Фонд социального медицинского страхования. О том, как работает в условиях пандемии бригада скорой помощи, читайте в материале NUR.KZ.
Работники «скорой» – первые, кто приходит на помощь больным в любое время дня и ночи. В эти неспокойные дни они находятся в зоне риска, но продолжают честно и самоотверженно делать свою работу.
- Здравствуйте, что с больным? Какая температура? Как давно? Назовите адрес, подъезд и этаж? Фамилия? Сколько лет? Хорошо, ждите. Бригада скоро будет.
Телефон в колл-центре службы 103 Костанайской областной станции скорой неотложной медицинской помощи почти не умолкает. Условия карантина внесли изменения и в привычную работу диспетчеров: у каждого обратившегося в службу 103 выясняется эпидемиологический анамнез, наличие признаков заболевания COVID-19 (температура, кашель, боль в горле).
Выездная бригада, в которой работает фельдшер линейной бригады №4 Андрей Мыхликов, только заступила на смену, которая продлится ровно сутки. Перед тем, как выехать на первый вызов, бригада с утра проходит инструктаж. После планерки каждому выдают набор средств индивидуальной защиты (СИЗ). Обязательная экипировка - часть новой реальности, в которой сегодня работают медики на скорой.
«Есть определенный порядок надевания защитных костюмов. Мы проходили специальные тренинги, где нас этому учили. Сначала идет обработка рук, затем одевание перчаток, повторная обработка рук и далее по алгоритму очки, маска, костюм, защитный экран. Проверка после одевания СИЗ – и к работе готовы». После переодевания он принимает смену – проверяет аппаратуру, уровень заправки кислорода, а также наличие всех необходимых препаратов в сумке-укладке и дополнительных СИЗ.
Андрей Мыхликов работает на скорой 5 лет. Последние 3 месяца он выезжает на вызовы по COVID-19, его бригаде часто приходится перевозить пациентов с положительным результатам анализов на коронавирусную инфекцию в специальной капсуле. Молодой фельдшер – один из тех, кто в этот опасный период работает на передовой.
«Именно первый случай выезда к больному КВИ не помню, но помню, что было страшно, переживал и за себя, и за своих близких. Потом стало поспокойнее, вызовов с подозрением на COVID-19 в день бывает несколько – главное, соблюдать все необходимые меры предосторожности. И потом, кому-то же надо работать, правильно? Кто-то должен это делать», - рассказывает Андрей Мыхликов.
Он не помнит самую первую встречу с зараженным, но точно помнит самых тяжелых больных.
«В основном, случаи бессимптомные. Некоторые – схожи с ОРВИ. Но были и такие, когда у человека кислородная гипоксия, дыхательная недостаточность, он мог дышать только с аппаратом на кислороде. В такие моменты очень страшно, страшно потерять пациента», - вспоминает фельдшер.
К больному КВИ его бригада выезжала в прошлую смену.
«Это был выезд в район. Дорога неблизкая – 3 часа. Мужчину 47 лет с COVID-19 выявили на границе. Был взят анализ, который оказался положительным, вызвали бригаду для госпитализации в инфекционное отделение в Костанае. Причем никаких жалоб у пациента не было. Он просто ехал домой в Нур-Султан из Кургана», - рассказывает Андрей Мыхликов.
Первым делом, прибыв на выезд, он должен выяснить жалобы пациента, собрать анамнез, обязательно выяснить эпидемиологические особенности (откуда и когда прибыл пациент, с кем контактировал). Далее идет обычный стандартный осмотр: температура, уровень сатурации крови, осмотр горла, аускультация легких и сердца, пальпация живота и т.д. Очень важно мониторирование состояния пациента (число дыханий, сатурация крови, уровень артериального давления) во время доставки пациентов в стационар. Вначале было непривычно перевозить пациентов с положительным анализом на вирус в специальной капсуле.
«Бывает, что пациенты не хотят в нее ложиться. Приходится объяснять, что это безопасно, работает вентиляция. Капсула закрыта и герметична. Все время, пока мы везем пациента в стационар, он также находится в защитной маске», - говорит медик.
После того, как больной доставлен в инфекционную больницу, сотрудники бригады скорой помощи проходят обработку и отдают свою экипировку на утилизацию. Костюмы предварительно разрезают, и только потом сжигают – это делается для того, чтобы никто не воспользовался ими вторично. Там же обрабатывается санитарная машина.
По словам Андрея, в последнее время вызовов стало меньше.
«Может, это потому, что люди перестали звонить на 103 по пустякам», - размышляет он.
В отличие от Андрея, его коллега Оксана Светлакова, не сталкивалась со случаями КВИ. Она – врач-педиатр выездной бригады. И тоже, заступая на смену, переодевается в защитный костюм. Это требование для всех без исключения.
Не всегда вызывающие скорую помощь могут сообщить диспетчеру все эпидемиологические особенности, бывает, что люди их просто не знают и тогда все выясняется уже на вызове. Поэтому установка: воспринимать каждый случай, как потенциально возможный пациент с COVID-19.
«Не имеет значения, по какому поводу нас вызвали, будь то рвота, температура, или боль в животе – на все вызовы мы выезжаем в полной экипировке. Конечно, дискомфорт есть, особенно в жаркие дни. Но мы понимаем, что безопасность на первом месте», - говорит Оксана Светлакова, готовясь к выезду на первый за смену вызов.
По словам врача-педиатра, которая работает на скорой 22 года, вначале она переживала, что в таком обмундировании маленькие дети будут пугаться медиков – ведь для них это непривычно.
«Но вместо этого, мы видим искреннее детское любопытство. Малыши подолгу нас разглядывают, иногда стучат по защитному экрану. Но совсем не боятся. Взрослые больше пугаются, от неожиданности», - улыбаясь, рассказывает Оксана Светлакова.
Обычно на один вызов уходит 30-40 минут. Если речь идет о госпитализации, то может уйти до одного часа. Перед тем, как ехать на следующий вызов, бригада проводит полную обработку экипировки – для этого в машине есть специальное дезинфицирующее средство.
За смену ее бригада успевает обслужить до 12-15 вызовов. На удивление, с введением карантина их количество снизилось примерно на 10%. Здесь это объясняют тем, что люди стали более сознательно подходить к вызову скорой помощи, относиться к нагрузке врачей с пониманием и не вызывают по незначительным поводам, как это было раньше.
Очередной звонок от диспетчера: ребенок 2,5 лет, высокая температура. Едва переведя дыхание, карета едет по очередному адресу. У малыша ОРВИ и фолликулярная ангина, его госпитализируют в провизорный центр, откуда бригада вновь возвращаются на станцию скорой неотложной помощи. Впереди еще 20 часов работы.
«Я сама пока ни разу не сталкивалась с больными коронавирусом, но конечно, мои дети и муж за меня волнуются. Знаю, что много моих коллег, которые работают в инфекционных больницах, неделями не видят свои семьи. Это, конечно, тяжело. Ведь мы хотя бы после каждой смены возвращаемся домой, нас это питает, дает силы», - говорит Оксана Светлакова.
Однако и ее коллеги по станции тоже были вынуждены около месяца провести вдали от дома.
«В Житикаринской районной больнице обнаружили пациента с положительным тестом на COVID-19, из-за чего больница отправилась на карантин. Можно сказать, целый город мог остаться без какой-либо медпомощи. Когда наши фельдшеры и водители об этом узнали, то самоотверженно вызвались помочь городу, в кратчайшие сроки мы выбрали лучших из лучших и отправили их в незнакомый город, чтобы оказать помощь людям. Они достойно справились с этой задачей», - сообщил заместитель главного врача Костанайской областной станции скорой неотложной медицинской помощи Давид Саркисян.
По его информации, в период с 15 марта по 29 мая в службу 103 в Костанайской области поступило почти 20 тысяч вызовов, из которых 640 – с подозрением на коронавирус. Подтверждено 47 случаев. Сотрудники станции обследованы, случаев заражения нет.
Также сообщается, что сотрудникам выездных бригад, непосредственно столкнувшимся с больными COVID-19, в течение 2-х прошедших месяцев выплачена надбавка к зарплате в размере до 425 тысяч тенге. Из собственных средств предприятия выплачены премии и остальному персоналу: сотрудникам колл-центра, младшему медицинcкому и техническому персоналу.
Все выплаты надбавок производились Фондом социального медицинского страхования, средства на это выделены из республиканского бюджета.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/coronavirus/1858278-pervye-na-linii-kak-koronavirus-povlial-na-rabotu-skoroj-pomosi/