Факторы успеха борьбы с COVID-19 и ситуация в Казахстане: мнение эксперта
Опубликовано:
COVID-19 кардинально изменил жизнь населения во многих странах и Казахстан не стал исключением. Сегодня эксперты по всему миру пытаются выявить факторы, которые повлияли на успех или провал стран в преодолении пандемии.
Своим мнением по данной ситуации поделилась главный эксперт Института общественной политики Nur Otan Екатерина Беркутова, передает NUR.KZ.
- Расскажите пожалуйста, какие факторы влияют на борьбу с COVID-19 в мире?
- Многие эксперты считают, что одной из определяющих причин, которые влияют на эпидемиологическую ситуацию, является менталитет населения. Существует точка зрения, что в странах с превалированием традиционных ценностей общество более дисциплинированно и готово следовать ограничениям, которые устанавливает государство. Как следствие, распространение инфекции пресекается в более короткие сроки.
Также в расчет берется форма государственного устройства (унитарная или федеративная), как оказывающая влияние на процесс и скорость принятия решений. Однако здесь наблюдаются противоположные тенденции: кризисы и успешное регулирование ситуации с коронавирусом характерны как для федеративных, так и унитарных государств.
К примеру, согласно доклада «World Happiness Report - 2021», подготовленного подразделением ООН по поиску решений стабильного развития, определены причины низкого уровня смертности и эффективности принятых мер по нераспространению коронавирусной инфекции в странах Азиатско-Тихокеанского региона (Северо-Восточная и Юго-Восточная Азия, Океания) в сравнении с Североатлантическим регионом (США, Канада, Великобритания, страны ЕС).
Среди факторов успеха выделено:
- активное применение мер вмешательства не фармацевтического характера (НФВ: строгий пограничный контроль, отправка на карантин прибывающих пассажиров, высокий уровень использования масок, физическое дистанцирование, т.д.),
- жесткая контролирующая политика правительства вкупе с общественной поддержкой принимаемых мер и соблюдением правил безопасности в области здравоохранения;
- готовность региона к появлению новых зоонозных заболеваний. Так, Азиатско-Тихокеанский регион (АТР) активно участвовал в борьбе с SARS в 2003 г. (тяжелый острый респираторный синдром, атипичная пневмония), H1N1 в 2009 г. (вирус свиного гриппа), MERS в 2012 г. (ближневосточный респираторный синдром), лихорадкой денге (Юго-Восточная Азия). Практический опыт этой борьбы заключен в обеспечивающей готовность региона «Стратегии АТР на случай появления новых заболеваний и возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения» (Asia-Pacific Strategy for Emerging Diseases and Public Health Emergencies). Ее разработка координируется региональным подразделением ВОЗ;
- культурные, образовательные и когнитивные особенности: население было более информировано о различных заболеваниях и с большей ответственностью отреагировало на появление пандемии и указания правительств, наблюдалась более высокая готовность адаптироваться к просоциальному поведению в области здравоохранения (гармонично работать над достижением общих целей – носить маски, соблюдать дистанцию, чтобы снизить скорость распространения КВИ в обществе).
Следует отметить, что среди вышеупомянутых факторов, Казахстан активно применяет меры вмешательства не фармацевтического характера для нераспространения КВИ.
- Здесь хотелось бы остановиться подробнее. Какие меры по борьбе с коронавирусной инфекцией, принятые в Казахстане Вы бы выделили?
- В марте 2020 года пандемия стала беспрецедентным вызовом для страны. Впервые государственные органы и казахстанцы работали и жили в условиях режима ЧП и карантинных ограничений.
Была проделана большая работа по стабилизации ситуации с инфекцией: создана соответствующая межведомственная комиссия, введены контроль и ограничения для пассажиров, прибывающих из-за рубежа, применялись карантинные ограничения в регионах, созданы мобильные мониторинговые группы и другие меры.
- Тем не менее, в самом начале не удалось избежать ошибок. Как Вы считаете, что послужило этому?
- В самом начале пандемии часть населения поддалась панике по поводу происхождения самой коронавирусной инфекции, часть – не верила в ее существование (некоторые до сих пор не верят), хлынул поток фейков о способах лечения КВИ. Ввиду этого наблюдалось определенное недоверие официальной информации.
Одноразовые маски превратились в дефицитный товар, на них значительно выросла цена. Отсутствовала единая позиция среди представителей госорганов о необходимости и порядке их ношения для различных возрастных категорий граждан. В дальнейшем государством постепенно устанавливался предел розничных цен на одноразовые маски, что позволило повысить их доступность.
Летом 2020 года произошел перегруз системы медицинских учреждений, многие столкнулись с дефицитом лекарств. Минздрав РК менял подходы к учету симптомных, бессимптомных больных, а также случаев пневмонии. Это затрудняло объективную оценку ситуации. Озвучивалась критика механизма выплаты компенсаций и надбавок медработникам, возникали сложности с прохождением ПЦР-тестирования.
Важным инструментом поддержки выступила выплата 42500 тенге гражданам, потерявшим доход из-за пандемии. Однако появились проблемы с внедрением механизма подачи заявки вследствие несогласованности действий госорганов.
Кроме того, хотя и было объявлено о переходе на дистанционное обучение в IV четверти 2020 года, позднее выяснилась неготовность инфраструктуры для его обеспечения.
Это был первый опыт преодоления потрясений подобного масштаба. Поэтому всех ошибок избежать не удалось.
- Удалось ли, на Ваш взгляд, исправить ситуацию? И как это отразилось на обществе?
- Да, государство постепенно выровняло ситуацию: стало более открытым и оперативно реагирующим, обеспечило граждан необходимой информацией о принимаемых мерах по борьбе с КВИ, внедрило телеуроки, медицинские онлайн-консультации, наладило поставку лекарств, увеличило количество коечных мест, приняло ряд мер поддержки граждан и бизнеса.
Во многих случаях работа велась Президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в ручном режиме. Мы увидели, как на деле реализуется концепция «Слышащего государства».
Наряду с этим, пандемия осуществила встряску государственного аппарата, придала импульс для его развития в более тесном взаимодействии с обществом. За недобросовестное выполнение своих обязанностей были уволены руководители различных ведомств.
Интересной практикой для Казахстана стало внедрение самостоятельности для главных санитарных врачей в регионах – это позволило более эффективно регулировать ситуацию с инфекцией на местах.
Может прозвучать странным, но пандемию также следует «поблагодарить» за своеобразное восстановление справедливости в обществе. В условиях перехода на дистанционное обучение, готовности сотрудников медицинских организаций рисковать собственным здоровьем для оказания помощи заболевшим мы наконец-то оценили всю сложность труда учителей, преподавателей и медицинских работников.
Как результат, заслуженно вырос их авторитет в глазах населения, а властью реализуются меры по повышению оплаты труда. За этим логично должно последовать ужесточение предъявляемых требований для поступающих на эти специальности абитуриентов и повыситься качество оказания услуг.
Пандемия также позволила проявиться лучшим качествам казахстанского общества. Многие стали объединяться, оказывать волонтерскую поддержку: кто-то организовывал бесплатное питание медицинскому персоналу, развозил лекарства и средства индивидуальной защиты, обеспечивал транспортом медработников, другие – покупали кислородные концентраторы и продукты нуждающимся, создан фонд «Birgemiz».
- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы не повторять ошибок прошлого года?
- Учитывая пройденные трудности, важно продолжить реализацию мер по сдерживанию коронавируса для обеспечения возможности работать для бизнеса и недопущения нагрузки на медицинскую систему, подобную той, что была летом 2020 года.
Определяющим условием в этом вопросе выступает поддержка принимаемых государством мер со стороны казахстанцев. Конечно, в обществе накопилась усталость от ношения масок, периодического ужесточения/смягчения карантинных ограничений, хочется вернуться к привычной жизни, к той, которая была до пандемии, тем более по мере приближения лета.
Но сейчас мы наблюдаем очередной всплеск числа заболевших, и только системная работа госорганов в совокупности с ответственным поведением казахстанцев поможет быстрее вырваться из замкнутого круга ограничений. Однако здесь следует прислушиваться к мнению неправительственного сектора и простых граждан.
Значимым аспектом выступает укрепление взаимодействия и доверия между властью и обществом, не только в условиях распространения коронавируса, но и в целом. Понимая это, ведется работа по исполнению поручений Президента о создании института онлайн-петиций и законопроекте «Об общественном контроле в РК».
Ключевым моментом для республики также является продолжение работы над ошибками, изучение успешного международного опыта по борьбе с КВИ и закладка фундамента для борьбы с подобными угрозами в будущем.
В последнем вопросе может быть крайне полезен опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, целесообразно вместе с ВОЗ и государствами-соседями Казахстана выработать стратегию действий по устранению угроз, аналогичных пандемии COVID-19.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/coronavirus/1913134-faktory-uspeha-borby-s-covid-19-i-situatsiya-v-kazahstane-mnenie-eksperta/