Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Централизация амбулаторного лекарственного обеспечения: больно, но нужно

Опубликовано:

С января 2018 года произошла централизация амбулаторного лекарственного обеспечения. Важный шаг, продиктованный экономическими интересами, и, по большому счету, здравым смыслом.

Централизация амбулаторного лекарственного обеспечения: больно, но нужно

Тем не менее, как любое новшество, инициатива нашла как горячих сторонников, так и критиков.

Усугубило ситуацию то, что именно закуп лекарств 2018 года в силу целого комплекса причин прошел для Единого дистрибьютора в крайне стрессовых условиях. С лета прошлого года весь фармацевтический рынок пристально наблюдал за драматическими событиями, происходящими как в Комитете фармации МЗ РК, так и в ТОО «СК-Фармация». Замершая в ожидании развязки событий отрасль на месяцы была фактически обездвижена.

Позднее согласование нормативных и подзаконных актов государственными органами также не способствовало быстрому решению вопроса с закупом лекарств на 2018 год. В итоге тендерные процедуры проводились в заведомо критических сроках – в декабре, когда в обычные годы медикаменты уже активно поступают на склады Единого дистрибьютора. В итоге, несмотря на все усилия Министерства здравоохранения урегулировать ситуацию, некоторые препараты доходят до пациентов с опозданием, вследствие чего возникает недовольство населения, активно подогреваемое заинтересованными акторами.

Такое фатальное стечение обстоятельств, безусловно, сыграло на руку игроков рынка, настроенных критически в отношении централизации амбулаторного лекарственного обеспечения. А реальные преимущества, ощутимые уже сейчас, и обретающие все большее значение в долгосрочной перспективе, остаются за рамками всеобщего внимания.

Справедливости ради, стоит остановиться на тех преимуществах, которые и государство, и население, и игроки фармацевтического рынка получат от централизации. А их немало.

Прежде всего, централизация закупа в первую очередь обеспечила экономию бюджетных средств за счет консолидации объема потребности в медикаментах со всех регионов и эффективных механизмов закупа, позволяющих снижать цены в ходе процедур. По недавно опубликованным данным Единого дистрибьютора, экономия уже сейчас превысила 15 млрд. тенге. И эта сумма будет увеличиваться по мере увеличения объемов закупа. Сэкономленные деньги направляются на дополнительный закуп лекарств, что позволит еще шире охватить пациентов лекарственным обеспечением.

Кроме того, многие регионы отказались от услуги учета и реализации лекарств, решив отпускать медикаменты населению по рецептам через аптеки при поликлиниках. Такое решение не только порадовало пациентов, которым теперь не приходится ездить в аптеки в разных концах города за лекарствами, а получать их тут же, на месте, сразу по выписке рецепта, но и позволило дополнительно сэкономить деньги. Высвобожденные средства, которые ранее направлялись на оплату услуг частным аптекам, теперь пойдут на дополнительный закуп лекарств.

Нужно отметить, что централизация закупа обеспечила равную доступность лекарственного обеспечения для всех граждан страны во всех регионах. Эта причина, хоть и была неочевидна для пациентов, все же существовала: результаты закупа препаратов в разных регионах были различными, и деньги, затрачиваемые на лечение пациентов с одним и тем же заболеванием в разных областях, тратились разные. Централизация амбулаторного лекарственного обеспечения выровняла ситуацию.

Для того, чтобы система амбулаторного лекарственного обеспечения заработала в полной мере, пришлось интегрировать две разные информационные системы – Информационную систему лекарственного обеспечения, по которой всегда работали медицинские организации и аптечные сети при отпуске лекарств, и Единую фармацевтическую информационную систему, через которую работает Единый дистрибьютор. Разрозненность систем препятствовала и статистическому учету, и усложняла работу, а работа в каждой из них по отдельности отнимала значительно больше времени. Сейчас работа систем отлаживается, а в дальнейшем интегрированность электронных систем позволит в режиме реального времени отслеживать весь маршрут лекарств от производителя до пациента.

Значительные преимущества от централизации амбулаторного лекарственного обеспечения получили и отечественные производители. Дело в том, что правила, регулирующие закупки лекарств через систему единой дистрибуции, предусматривают мощные инструменты поддержки для казахстанских фармпроизводителей, в то время как закупки лекарств на региональном уровне безусловных преференций ОТП не предписывали. То есть теперь казахстанские производители оказались в значительном выигрыше, ведь в рамках привычной им работы через систему единой дистрибуции объем закупаемой у них фармацевтической продукции возрастет в разы. В то же время внимание к качеству препаратов, отпускаемых в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения со стороны населения крайне пристально, что потребует от фармпредприятий еще большей ответственности за производимую продукцию. Опять же в выигрыше окажутся все.

Среди других преимуществ централизации нужно отметить возможность заблаговременного проведения закупочных процедур, хотя, справедливости ради нужно сразу оговориться, что исключением стал именно решающий текущий год, когда в силу уже обозначенных выше фатальных причин закуп просто не мог быть произведен своевременно. Но ведь проблемы с перебоями в амбулаторном лекарственном обеспечении в январе – феврале возникали регулярно. Это происходило в связи с тем, что региональные управления здравоохранения, занимавшиеся организацией амбулаторного лекарственного обеспечения, имели возможность проведения тендерных процедур и заключения договоров только после начала финансового года. Решением проблемы была призвана стать именно передача функций по закупу и доставке лекарств для амбулаторного лекарственного обеспечения населения в систему единой дистрибуции, механизмы которой позволяют проводить процедуры закупа заблаговременно, к началу года обеспечивая поставку лекарств в медицинские организации.

Не надо забывать о том, что Министерство здравоохранения и «СК-Фармация» прилагает все усилия для обеспечения прозрачности закупа лекарств, и, соответственно, доверия к системе как со стороны участников рынка, так и населения.

И, в конце концов, нельзя пройти мимо того факта, что централизация закупок вскрыла целый ряд проблем. Так, из года в год не удавалось выявить причины перебоев в получении лекарств пациентами в начале и в конце года. Не всегда верное планирование и связанный с этим недостаточный охват лекарственным обеспечением населения страны, нивелировался благодаря тому, что отпуск лекарств, производимый через частные аптечные сети, в течение нескольких месяцев года производился бесперебойно, а вот к перебоям в первые и последние месяцы каждого года население было уже приучено.

Так что же мы видим в сухом остатке? Да, отрасль трясет. Как трясло ее при передаче лекарственного обеспечения стационаров тому же Единому дистрибьютору в 2010 году. Как трясет при внедрении любых нововведений и инноваций.

Конечно, сейчас сложно всем: и пациентам, и врачам, да и всей отрасли в целом. Но перемены не бывают без стресса. Зато в долгосрочной перспективе каждое из перечисленных направлений должно стать значимым преимуществом. А вскрытые в такой болезненной форме проблемы определенно найдут свое скорейшее решение, чем если бы они замалчивались и нивелировались хоть сколько-нибудь дольше. В конечном итоге, такой тяжелый, но важный шаг будет не только оценен на государственном уровне, но и станет ощутим для всех пациентов.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1724683-centralizacia-ambulatornogo-lekarstvennogo-obespecenia-bolno-no-nuzno/