В ЗКО люди записываются к врачу через мобильное приложение
Опубликовано:
В пилотном режиме проходит в Западно-Казахстанской области цифровизация здравоохранения. Выбрали ее, так как в регионе имеется хорошая инфраструктура, все медицинские учреждения подключены к единой информационной системы. И сейчас уже полмиллиона записей к врачу и вызовов на дом оформлено жителями через мобильное приложение K-vrachu.kz. О том, каково быть первыми и что принесут пациентам новые технологии, корреспонденту NUR.kz рассказал руководитель управления здравоохранения ЗКО Канат Тосекбаев.
Все учреждения здравоохранения региона оснащены компьютерной техникой, причем 70% из них имеют доступ в Интернет. Исходя из наличия хорошей инфраструктуры, Минздрав решил реализовывать пилотный проект цифровизации в Западно-Казахстанской области.
"Для использования всех возможностей цифровизации мы провели обучение всех медицинских работников. Поэтому можно сказать, что изменения в медицине именно в нашем регионе проходят относительно гладко и легко. Реализация этого масштабного проекта осуществляется в рамках поручения Главы государства Нурсултана Назарбаева по программе "Цифровой Казахстан". Сначала в пилоте было задействовано всего 4 региона страны, но до конца 2019 года к проекту подключатся все остальные. Думаю, что первым быть всегда нелегко, но если подходить к своим обязанностям со всей ответственностью и знанием дела, то любая задача будет посильна, и мы это доказали", – говорит Канат Дуйсенбаевич.
Когда речь заходит о базе данных, конечно, возникает вопрос о надежности ее хранения. Не будут ли потеряны истории болезни, медицинские исследования, ведь речь идет о здоровье граждан.
"Мне понятно ваше опасение и беспокойство граждан на этот счет, но компания-разработчик системы гарантирует безопасность и защищенность данных пациентов. И это не просто слова – они подтверждены сертификатом по информационной безопасности, полученным от Комитета национальной безопасности. Еще одной линией защиты можно считать электронно-цифровую подпись (ЭЦП), с использованием которой работает автоматизированная система. Помимо этого, данные защищены от каких-либо корректировок. Все действия отражаются в системе – можно посмотреть, кто когда входил, какие операции совершал, – объясняет собеседник.
Как рассказал глава облздрава, из 39 объектов здравоохранения 32 уже перешли на систему безбумажного документооборота. В поликлиниках ведутся электронные амбулаторные карты пациентов, которые содержат всю историю болезни. Туда же вводят результаты лабораторных исследований. Как уверяют в управлении, необходимости в бумажных амбулаторных картах, а тем более дублировании записей туда, теперь нет.
"Цифровизация дает большой толчок для развития всей системы здравоохранения, и первые плоды мы можем наблюдать уже сейчас. Благодаря интеграции информационных систем и введению безбумажного документооборота, в частности "электронного паспорта здоровья", врачи освободились от рутинной бумажной работы и могут больше времени уделять своим пациентам, что в свою очередь повысит качество оказываемых услуг. Теперь нет необходимости повторных анализов и вся история болезни сохраняется. Благодаря внедрению системы "электронной очереди" значительно сократилось время ожидания пациентов. Всю отчетность врачи также сдают в электронном виде, это тоже помогает высвободить время для приема пациентов", – перечисляет преимущества реформы Тосекбаев.
Сами пациенты тоже оценили удобство современных технологий и предпочитают не приходить в поликлинику для записи на прием, а делать это из дома – с начала года уже более 500 тысяч записей к специалистам осуществлено через специально разработанное мобильное приложение K-vrachu.kz и аналогичный медицинский портал.
"На сегодняшний день удобство приложения оценили более 8 тысяч человек, и их количество ежедневно растет. Пользователи довольно лестно отзываются о приложении, отмечая его функционал и надежность. Электронную амбулаторную карту, назначения, результаты анализов никто кроме самого пользователя посмотреть не может, так как для этого нужна ЭЦП. В поликлиниках размещена информация о возможностях приложения, рассказывают о нем и сами врачи, желающим помогают установить его, объясняют правила пользования", – говорит Канат Дуйсенбаевич.
Чтобы обучать население цифровой грамотности и популяризировать информационные системы, в медицинских учреждениях открыты специальные кабинеты, проводятся различные флешмобы.
В ЗКО проведена также модернизация скорой медицинской помощи. Благодаря введению автоматизированной диспетчерской информационной системы сократилось время обработки и передачи вызовов, а также время поездки до пациента с 12 до 9 минут.
На вопрос, не возникало ли проблем с реализацией проекта, глава облздрава отметил, что для того он и запущен в пилотном режиме, чтобы выявить моменты, требующие доработки.
"Конечно, были определенные сложности, но это нормальный процесс. В результате совместной работы управления здравоохранения ЗКО, разработчиков, Министерства здравоохранения и Республиканского центра электронного здравоохранения все недочеты были устранены в рабочем порядке".
Поскольку Канат Тосекбаев обучался в США по направлению "Общественное здравоохранение", мы поинтересовались, чем отличается подход к медицине государства и граждан в Казахстане и Америке.
"Сегодня система здравоохранения нашей страны развивается хорошими темпами, внедряются современные методы диагностики и лечения, передовые медицинские технологии, все процессы автоматизируются и роботизируются. Развитие цифровой системы здравоохранения поможет отойти от старых, изживших себя медэлементов, таких как диспансеризация, бесконечные очереди, бумажная волокита. В Западной медицине есть свои плюсы и минусы, и мы стараемся перенимать только самое лучшее. Например, у них широко применяется дистанционный мониторинг уровня сахара в крови, артериального давления, ЭКГ. В обозримом будущем мы тоже планируем взять это на вооружение. Система здравоохранения Казахстана не стоит на месте. Могу с уверенностью сказать, что мы на шаг опережаем многих наших соседей", - подытожил Канат Дуйсенбаевич.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1731206-v-zko-ludi-zapisyvautsa-k-vracu-cerez-mobilnoe-prilozenie/