Диляра Кайдарова: У нас достаточный потенциал, чтобы не уезжать лечиться за рубеж
Опубликовано:
Диляра Кайдарова, директор Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии Министерства здравоохранения РК, рассказала о том, как система обязательного медицинского страхования повлияет на врачей, пациентов и научный потенциал института.
Диляра Радиковна, расскажите о состоянии онкологии в Казахстане.
За последние 25 лет в Казахстане наблюдается рост онкологических заболеваний. Если 20 лет назад число пациентов составляло около 19 тысяч, то в 2018 году было выявлено 35 тысяч новых случаев. При этом на учете состоит 185 тысяч пациентов. На первом месте по заболеваемости среди мужчин – рак легких, среди женщин – рак молочной железы.
Какой аспект влияет на картину заболеваемости?
Для нас актуален вопрос ранней диагностики, потому что всего 26% пациентов выявляют болезнь на первой стадии. Трое из четырех больных приходят к врачу на второй, третьей, четвертой стадиях заболевания. В таких случаях мы можем только предоставить химиотерапию, лучевую терапию – попытаться продлить жизнь.
Нужно отметить, что для больных с первой стадией рака у нас имеется соответствующее оснащение, и мы можем вылечить пациента. Нужная аппаратура и технологии – в нашем резерве.
От профилактики и ранней диагностики зависит дальнейшее лечение и состояние пациента. В онкологии есть такой показатель как «пятилетняя выживаемость пациента». Сейчас он находится на 50%, в то время как в других странах ОЭСР он колеблется в районе 70-80%. Это происходит потому, что там болезнь выявляется на ранней стадии. Люди сами знают, что нужно ходить к врачам, проходить регулярные обследования. Они не боятся слова «рак». Казахстанцам нужно понимать, что лучше узнать о диагнозе раньше, чем не знать до последнего, когда может быть поздно.
Есть ли какие-либо проблемы в процессе диагностики заболевания?
У нас есть некоторые затруднения с предоставлением высокотехнологичных услуг – они очень затратные. Проведение лапароскопических операций предполагает использование очень дорогих расходных материалов. Сейчас тарифы высокие, а подобные операции убыточные.
Введение системы ОСМС поможет получить дополнительное финансирование, которое покроет расходы. Сейчас Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии Министерства здравоохранения РК совместно с Фондом социального медицинского страхования занимается разработкой тарифов и увеличением стоимости одного случая. То есть, мы сможем получать больше средств для лечения каждого пациента по этим тарифам. Эта мера позволит нам активнее применять технологии.
С внедрением системы медицинского страхования, по направлению от онколога все пациенты получат возможность бесплатного обследования на аппаратах МРТ и КТ. Сейчас же бесплатно получают эти услуги только пациенты из числа социально-защищаемых категорий. Это позволит выявлять заболевания на первом этапе и безотлагательно приступать к лечению. На сегодняшний день шансы на выздоровление у таких больных в Казахстане примерно 50%, в Европе около 70%. Но с новыми диагностическими возможностями этот показатель увеличится.
Какие направления работы Института требуют дополнительной поддержки?
В нашем Институте работает единственное в стране отделение, которое занимается протезированием больных онкологическими заболеваниями. Врачи проводят замены протезов, например, при саркоме костей. Подобные манипуляции требуют приобретения дорогостоящих протезов из Турции, США. Это убыточное направление, но очень важное. Оно тоже требует дополнительных финансов, и мы надеемся, что сможем их получить.
Другое отделение – реконструктивно-пластическое – мы только открываем. Туда пациенты обращаются, когда после лечения, удаления опухоли, им требуются протезы – глаза, челюсти, грудь. Такой подход, когда достаточное внимание уделяется виду пациента, соответствует общемировым стандартам. На развитие этого направления мы бы тоже хотели получить достаточное количество финансов, потому что сейчас мы покрываем эти расходы либо сами, либо это делают пациенты, а такого не должно быть. Мы хотим продолжать делать такие операции.
Казахстанцы уезжают за границу, чтобы провести эти операции, а у нас достаточный кадровый потенциал, чтобы удовлетворить все их потребности – не нужно уезжать. Фонд поможет нам дальше развиваться, потому что мы хотим расти и быть конкурентоспособными среди других мировых клиник.
Можете ли вы обозначить перспективы развития врачей и оказываемых услуг?
В России ввели систему страхования, в Молдове также успешно реализовали такой проект. Больницы стали получать хорошее финансирование. В их онкологических центрах улучшилось техническое обеспечение, пропала текучесть кадров, а врачи стали получать хорошую зарплату.
Сейчас врачи только лечат больных и выживают сами. Имея зарплату в 80-120 тысяч тенге, никто из врачей никто не хочет заниматься разработками и исследованиями. Глобальные разработки упираются именно в финансовую часть.
Казахстанские специалисты онкологи практикуются в мировых клиниках, изучая те направления, над которыми работают. Врачи выезжают за рубеж: в Японию, Южную Корею, Израиль, Беларусь, Россию и другие страны, набираясь опыта, внедряя его у нас.
Мы уверены, что пациенты, понимая квалификацию наших врачей, будут выбирать наш Институт, и мы будем развиваться еще активнее.
К тому же, это поможет нам развить научный потенциал казахстанских врачей. Как известно, врачи должны всегда быть в курсе новых методов лечения, читать, постоянно учиться и обучать. Именно повышение заработной платы и обновление оснащения станут хорошим подспорьем для роста научных исследований. Опыт коллег из Великобритании показал нам, что, благодаря системе, наука быстро и эффективно развивается. Имея финансовые возможности, мы можем закупить реактивы, выделить целую команду, которая будет заниматься разработкой противоопухолевых препаратов.
Благодаря системе медицинского страхования, пациенты смогут получать препараты нового поколения. Дело в том, что каждый год появляется два-три инновационных препарата, но бюджет на их покупку закладывается заранее, и мы не можем приобрести что-то новое. Сейчас, например, в США разработали иммунопрепарат, который могут применять при меланоме. Он подходит для 30% казахстанских пациентов, но он стоит 1,5 миллиона, и сейчас, без системы страхования, он недоступен. ОСМС – это большая помощь для онкобольных.
Почему система медицинского страхования – это социальное явление, которое касается каждого?
Система обязательного медицинского страхования – это нормальная практика по всему миру. Тогда, когда работодатель или сам человек платит налоги, он начинает понимать важность своего здоровья.
Некоторые казахстанцы считают, что незачем платить налоги и иметь страховку, если они не болеют. Но стоит понимать, что эти деньги позволяют проходить важные регулярные проверки здоровья не только налогоплательщику, но и его семье, а также помогают тысячам больных по всей стране получить достойное лечение. Система медицинского страхования – это не пожертвование в коробочку или перевод средств на карту больному, это реальная система, которая дает возможность вылечиться.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1811067-dilara-kajdarova-u-nas-dostatocnyj-potencial-ctoby-ne-uezzat-lecitsa-za-rubez/