Как кодекс о здоровье изменит качество медицинских кадров в Казахстане
Опубликовано:
В действующую систему подготовки медицинских кадров, которая практикуется в Казахстане последние семь лет, необходимы изменения для улучшения качества медицинских кадров. Такие нормы предусмотрены в новом Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Об этом и других интересных моментах в интервью NUR.KZ заявил доктор медицинских наук, профессор, глава столичного медицинского университета, экс-министр образования и науки Литовской Республики, обладающий большим опытом в практической и научной медицине, Дайнюс Павалкис.
Добрый день, господин Дайнюс Павалькис. Разрешите поздравить Вас с прошедшим днем рождения. И для начала могли бы Вы высказать свое отношение к ситуации по пандемии COVID – 19 в мире и в Казахстане в частности.
Казахстан, я думаю, принял строгие меры, похожие отчасти на меры КНР, о которых изначально рекомендовали в ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Поэтому не зря ВОЗ очень положительно оценил действия казахстанских властей, в частности, Министерства здравоохранения в управлении этой пандемией. Как мы видим не так много больных в Казахстане, как можно было ожидать.
Мы знаем несколько стран, которые пошли по другому пути (Швеция, Белоруссия…), где не приостановили всю экономику, не закрыли социальное общение – к примеру, шведы как ходили в рестораны, так и ходят. Конечно, у них поведенческая культура чуть-чуть отличается, нет вот этих объятий, нет такой привычки целоваться, как у французов и итальянцев. Это может и объясняет очень разные кривые заболеваемости в Швеции, Норвегии и Италии, Испании, Франции.
Думаю, через год-полтора у нас будет ясная, научно обоснованная картина, какой путь был правильным. Но мне лично больше импонирует шведский вариант - предотвращение остановки экономики, что позволило людям избежать внутреннего стресса из-за изоляции, отсутствия внешнего общения, когда дети и взрослые постоянно дома, все закрыто, ничего не работает.
То есть создается социальная определенная напряженность. Но «цыплят по осени считают», думаю, на этот вопрос мы ответим не этой осенью, а скорее всего следующей.
Как Вы думаете будет ли эпидемия коронавирусной инфекции повторяться в дальнейшем?
Не хотелось бы делать преждевременные прогнозы, для начала следует увидеть сравнение заболеваемости ОРВИ и COVID-19. Пока таких данных нет. Если их суммировать в одно целое, я думаю, что заболеваемость очень будет похожа на сезонную, гриппа весной не было в мире.
Пошел коронавирус и все изолировались, руки помыли, с масками походили и вот эта эпидемия гриппа не состоялась. Так что будут ли они сочетаться или будут они конкурировать между собой, я ответа научно обоснованного пока не видел, но время покажет.
Позвольте узнать Ваше мнение по новой редакции проекта Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Насколько, по вашему мнению, стоит ли данный документ принимать в таком варианте? Требуются доработки?
Если можно я ограничусь той стороной, которой я занимаюсь больше, то есть образовательной и научной подготовкой врачей. Я думаю, что Кодекс принимать надо, потому что вопрос качественного медицинского образования неоднократно поднимался Первым президентом Нурсултаном Назарбаевым, также этому большое внимание уделяет и нынешний Президент Касым-Жомарт Токаев.
Согласен, что за 6-7 лет невозможно выучить профессионального врача, а только подготовить «полуфабрикат», главная проблема здесь недостаточно практики.
Например, американцы учат в среднем 11-12 лет, в Европе стандартная подготовка 11 лет. Сделать это за более короткий срок, за два года обучения в резидентуре, практически не возможно и нельзя требовать того, чему обучаются в резидентуре других стран за 5 лет. Во-первых, мы в бакалавриате даем теоретическую часть с какой-то незначительной практической нагрузкой.
Вся остальная основная база врачевания уже получается в резидентуре. Он практически работает как врач под присмотром старшего. На мой взгляд, именно обязательная резидентура важна для подготовки врача и является одним из главных интересов казахстанского общества. Потому что после нескольких лет работы в практическом здравоохранении в качестве резидента, он уже будет знать, с кем и как поступать, какие исследования делать, как направлять лечебное дело и все остальное.
Во-вторых, как я уже выше отметил, в бакалавриате нет крепкой поддержки образовательного процесса практическими навыками. На этом акцентируется и мировое медицинское образовательное сообщество, в том числе World federation of medical education, и с этой целью созданы симуляционные центры и лаборатории.
В некоторых университетах, которые мир считает «крутыми», хорошими, «правильными» по подготовке медицинских кадров, практикоориентированное обучение составляет от 50 % и больше, даже в додипломной подготовке.
И в-третьих, решение проблемы возможно путем создания академической системы здравоохранения. Наши студенты, наши преподаватели в больницах чувствуют себя гостями, они «полу подвешенные». Они не несут полной ответственности за пациентов, так как не имеют правовых отношений с больными и больницей в целом. Поэтому не зря в своем Указе (июнь 2019 года) Президент Касым-Жомарт Токаев говорил о создании университетских клинических баз, чтобы учить на практике студентов, интернов, резидентов, молодых докторов.
Тогда через пять или восемь лет в Казахстане будут врачи, которые полностью соответствуют по своим квалификациям и знаниям коллегам из любой страны мира. Это еще один дополнительный аргумент за то, чтобы принять этот Кодекс.
Получается, действующая система медицинского образования не позволяла выпускать качественные медицинские кадры на практику?
Не совсем так. Резидентура является одним из самых главных этапов подготовки врача. Она есть в Казахстане, но не является обязательной. Представьте, перед вами три врача: 1 вы идете к врачу, которого не знаете – это врач-хирург, который имеет семь лет общего образования, где он учил полу терапевтические дисциплины и обучился два года в интернатуре. 2 следующий врач - терапевт, который прошел курсы переподготовки в течении четырех месяцев и говорит: «Я тебя прооперирую». 3 это врач, который после пяти лет бакалавриата и двух лет интернатуры, пошел в трехгодичную резидентуру и имеет хирургический опыт пять лет.
К кому вы пойдете лично? К третьему, у которого больше опыта. Вот об этом и говорится, для 100 % улучшения качества подготовки врачей в целом по стране в Кодекс внесено требование обязательной резидентуры.
Кстати, в связи с пандемией, пересмотрели ли Вы сейчас методы обучения студентов? А также с возможным принятием Кодекса, как будет меняться методология обучения?
Да. И я могу сказать, что в прошлом году на учебно-методическом совете при МОН РК по направлению «Медицина» мы ввели некоторые изменения в планах. Интернатура предусматривала всего лишь трехмесячную выездную практику. То сейчас 70 % обучения отводится практике. Будущий специалист должен общаться с больным, смотреть его, помогать врачу. Ранее резидентура носила характер теоретически-практической.
Сейчас уже все четко понимают, что резидентура это именно практическое обучение, а теоретическая нагрузка на обучающегося это только 10 % времени, которое мы оставляем на лекции, участие в мастер-классах, конференциях, подготовку к защите отчетов о проделанной за год работе. Таким образом, 90 % времени он сидит в клинике, работает, оперирует, исследует. Такого распределения раньше не было.
Еще один немаловажный вопрос - академическая мобильность и перевод в зарубежные вузы Штатов, Европы и других стран. К примеру, человек, окончивший здесь четыре курса хочет перевестись туда, то его в лучшем случае берут на второй курс, потому что программы не сопоставимы, их невозможно даже оценить.
Поэтому казахстанские врачи на рынке мирового труда не ценятся, так как они прошли не ту цепочку образования, которую требует мировая организация медицинского образования. И вот то, что предусмотрено Кодексом, а именно шесть лет интегрированного медицинского образования, дает возможность будущему специалисту по окончании получить три диплома: квалификация врача, магистр медицины и удостоверение интернатуры, после чего уходит в резидентуру.
Могу сказать по ситуации в Литве — около 90 % выпускников уходило в резидентуру, часть конечно, в фармацевтический бизнес, так как с дипломом врача и общими знаниями о медицине там легче работать, небольшая часть - в докторантуру по теоретическим дисциплинам, по анатомии и другим.
Но 90 % идут в резидентуру, потому что без этого он не может приступить к работе с пациентами, за исключением редких случаев. Это мировая практика, в разных странах называется по-разному, но она есть везде и прослеживаются все три части образования.
Касательно изменения образовательных планов, в медицине невозможно всему научить онлайн. Конечно, мы можем часть предметов провести онлайн. Например, фармация, общественное здравоохранение и другие. Но сказать, что мы можем подготовить врача, не допуская его в больницу, это абсолютно не правильно. Следовательно, в этой пандемической ситуации, я думаю, все успокоится, пройдет эта довольно выраженная стрессовая реакция на пандемию и опять начнем запускать и студентов, и интернов в больницы и поликлиники.
Конечно, соблюдая все меры безопасности, включая маски, перчатки, антисептики, мытье рук и другое, иначе нельзя. Могу сказать, что из 570 наших резидентов только около 100 человек не имели работу, причем только в связи со специфичностью своей деятельности. Также не работали лица с повышенным риском заражения коронавирусом, перенесшие различные заболевания и беременные.
Скоро ожидается сезон поступления, какие рекомендации, советы могли бы дать родителям и абитуриентам, которые решили связать свою жизнь с медициной?
Касательно поступления, у нас всегда большое количество абитуриентов, четыре-пять человек на одно место, у нас хорошие клинические базы по сравнению с другими, одновременно с этим у нас высокий проходной балл 120 — 125 баллов, на платные отделения тоже есть конкурс. Мы не можем всех принять. Главное все-таки принять решение абитуриентам — буду ли я посвящать свою жизнь Гиппократу, или просто я иду, так как хотят мои родные.
Раннее практическое погружение в клиническую практику, например, в течении первого курса ты отрабатываешь клиническую практику в доме для престарелых и тогда уже на первый курс, должно прийти понимание, могу я стать врачом или нет. На мой взгляд брезгливым не надо идти в медицину, потому что это тяжелая, грязная, стрессовая специальность, для которой ты должен иметь внутреннюю предрасположенность.
Какие планы развития сейчас у Вашего университета? Предусмотрены ли изменения, связанные с принятием Кодекса?
Наш план развития будет незначительно изменяться. Главное, и это прописано в нашей стратегии, практико-ориентированное образование. Нам Кодекс поможет это воплощать, так как после его принятия, появляются должности в больницах как врач-резидент, обучающиеся будут заходить в медицинские учреждения, входить в лечебный состав, иметь контракт с медицинским учреждением и будет нести ответственность как перед учреждением, так и перед университетом и выполнять практическую работу. В Кодексе заложена поддержка таких направлений.
Важное для нас направление - это строительство университетских больниц. В настоящее время в Казахстане клиники специализированы и рассчитаны на небольшое количество койко-мест. Такие больницы в мире не очень популярны. Тем более, если мы хотим улучшить в целом систему медицинского обслуживания, больница должна быть как фабрика.
Тебя принимают с любым недугом, комплексно обследуют и затем пациент получает лечение, проходит процедуры все в одном медицинском учреждении. В такой структуре должны учиться резиденты, тогда они понимают связь между разными дисциплинами, разными специальностями, учатся коммуницировать на практике, общаться с другими специалистами, как проводить консилиумы для принятия совместных решений. Данные планы воплощаются, создан национальный оператор по строительству ряда клиник, в том числе и для Нур-Султана где будет строиться университетская клиника на восемьсот койко-мест.
Я говорю мало мест, но это лучше чем двести или триста коек. В настоящее время данный проект на стадии проектирования, медико-техническое задание мы дали и сейчас отрабатываем с проектировщиками. Я думаю, это станет фундаментом всей медицины, особенно в сложных случаях, особенно в экстренных случаях, а также при политравмах.
Университетские больницы должны стать центром высоких технологий, потому что учить ребят на старых технологиях непростительно, они должны видеть новейшую аппаратуру, которая возможно еще не производится серийно, но они должны работать с ней.
Спасибо Вам большое за уделенное время!
*На правах PR
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1860845-kak-kodeks-o-zdorove-izmenit-kacestvo-medicinskih-kadrov-v-kazahstane/