«Это такое счастье - спасти жизнь человека!»: интервью с донорами костного мозга
Опубликовано:
Галина по профессии медик и в разные годы работала в детской реанимации, хирургии, куда попадали дети после ДТП или с осложнениями. На ее руках не раз умирали малыши. И каждый раз, когда видела тяжелобольных детей, всеми силами старалась помочь им. Она долгие годы выступала в качестве донора крови и ее компонентов, и готова была стать даже донором органов, поэтому, когда в 2015 году ей предложили вступить в Национальный регистр костного мозга, согласилась, не задумываясь. Более того, по ее приглашению в регистр вступили две ее дочери и их мужья.
Галина признается, что с нетерпением ждала случая, когда сможет выступить донором, и когда, в 2017 году раздался долгожданный звонок и ей предложили сдать гемопоэтические стволовые клетки для 11-летнего мальчика, больного лейкозом, очень обрадовалась.
«Прошло два года, как я вступила в регистр, и раздался звонок. Мне сказали, что мои клетки подходят одному мальчику из Нур-Султана, и что у него очень тяжелое состояние. Я сразу же согласилась. Я молилась лишь об одном: чтобы мои клетки подошли ему. Приехала в столицу, в Центре материнства и детства меня обследовали и, после того, как выяснили, что все хорошо, я стала донором. Мне на тот момент было 55 лет. У меня были уже сопутствующие заболевания, артериальная гипертензия, но мы справились. Мальчик жив, к этому часу обучается на дому и на следующий год родители планируют отдать его в общеобразовательную школу. Я очень рада, что мои клетки подошли ему. Ведь он уже и химию получал, и не помогала она ему, у него организм уже ослаб», - говорит она.
Галина заявляет - теперь у нее трое детей, хотя она еще лично не встречалась с ним: согласно правилам, их встреча может состояться только через 3 года после пересадки, когда будет точно известно, что болезнь побеждена.
«Во время этой операции, меняется группа крови у реципиента. У меня II группа положительная, а у мальчика до трансплантации была I положительная и мне врачи говорили, что после операции, у него должна поменяться группа крови. Это показатель того, что все прошло хорошо. И у него сейчас моя группа крови. Он теперь частичка меня! И мне интересно, что ему сниться, какие у него вкусы, что он любит, может, у него поменялся характер, может, в нем совершенно что-то переродилось. Это все немыслимо и не верится, что такое чудо происходит. Это такое счастье - спасти жизнь человека!», - подчеркнула собеседник издания.
А сама процедура ее нисколько не пугала: ведь она знает о донорстве крови все, а когда предложили стать донором костного мозга, изучила материалы, посмотрела интервью людей, которые в других страна выступали донорами костного мозга. Тот факт, что к этому часу процедура облегченная, успокаивала и одновременно давала надежду на благоприятный исход.
«Это не операция, никто не долбит косточки, пункцию не берут. Это все происходит внутривенно - аппарат забирает эту кровь, клетки фильтруются, забирают только стволовые клетки, а остальное назад возвращают человеку. Процедура продолжалась в течение 5 часов под наблюдением медиков. Я своими глазами видела, какого цвета стволовые клетки - они цвета кофе с молоком. Там сразу считают, сколько клеток мой организм отдал», - пояснила донор.
После этой донации ей дали двухнедельный больничный, в течение этого времени организм ее полностью восстановился, и она вышла на работу.
Зухра в регистр доноров костного мозга вступила волею случая: муж, донор крови со стажем, предложил и она согласилась.
«В 2017 году я стала донором для 9-летнего мальчика с лейкемией. Муж еще не был донором. Но когда мне позвонили и сказали, что мальчику мои клетки подошли на 95%, хотя я неродственный донор, я сказала ему, что хочу помочь ему. Муж поддержал меня и 27 декабря, накануне Нового года сдала гемопоэтические стволовые клетки. Вся процедура забора клеток прошла легко, это совсем не больно», - говорит она.
Сейчас мальчик, для которого она выступила донором, чувствует себя удовлетворительно. Он уже дома. Теперь врачи буду за ним наблюдать до его совершеннолетия.
«Я его еще не видела, трех лет еще не прошло, но я с нетерпением жду встречи с ним. Я каждый раз справляюсь о его здоровье. Я молюсь, чтобы он выздоровел и забыл об этой страшной болезни. И если я еще кому-то подойду, я с радостью соглашусь. Здесь ничего такого страшного нет. Я прошла это, и я знаю», - добавила она.
Своего счастливого часа ждет и Анна - она вступила в регистр этим летом, в период пандемии. Решение она приняла после того, как прочитала пост Олега Денькова о том, том процедура сдачи костного мозга проще, чем многие ее представляют. При этом во многом это единственный шанс на здоровье для тех, у кого рак крови.
«Я после этого узнала, что у нас есть такой же регистр, приехала в научно-производственный центр трансфузиологии и сдала пробирку крови. Если мая кровь подойдет кому-нибудь, то я готова сдать костный мозг. Меня огорчило то, что в нашем регистре меньше 7 тысяч человек, тогда как, чтобы подобрать донора нужно соотношение 1х10 тыс. чел. То есть, чтобы найти донора одному человеку, надо исследовать 10 тысяч человек. После этого мне тема эта стала близка, я всех своих друзей, знакомых начала призывать вступить в наш регистр и дать нашим тяжелобольным соотечественникам шанс на спасение. Такая цель и миссия. Человек 20-25 после этого вступили в регистр, в том числе мой супруг», - говорит Анна.
Руководитель Национального регистра доноров костного мозга Ажар Шакенова такое положение дел объясняет тем, что многие казахстанцы не знают о существовании такого регистра. Она уверена: если бы люди знали, то список потенциальных доноров был бы гораздо шире.
«Многие люди не знаю о том, что такой регистр существует. Это проблема номер один», - отметила она.
Вторая проблема заключается в страхе: многие люди просто напросто бояться. Они думают, что костный мозг будут вытаскивать из позвоночника. Но на самом деле это не так.
«Костный мозг находится в трубчатых костях, не в позвоночнике, в позвоночнике находится спинной мозг. И гемопоэтические стволовые клетки забираются методом аппаратного цитафереза, то есть как при обычной донации крови через периферическую локтевую вену», - объяснила она.
Для донора риски минимальные, их практически нет, заверила специалист. А для того, чтобы убедится, что его здоровью ничего не угрожает, ему перед процедурой проводят полное медицинское обследование, назначаются анализы и при необходимости осмотр проводят узкие специалисты, делают УЗИ органов брюшной полости и ЭКГ.
«Только убедившись в том, что все показатели хорошие, мы ему даем специальные лекарства, которые целенаправленно влияют на то, чтобы стволовые клетки в большом количестве выбрасывались в кровь, то есть из костей шли в кровь, потому что в самой крови их практически нет. Отмечу, что на функции других органов эти лекарства не влияют. Донор их принимает 3-5 дней и в момент максимального выброса нужных нам клеток, мы стараемся их собрать. Все это занимает по времени где-то неделю. Донору выдается на этот период больничный, чтобы он мог спокойно все эти манипуляции пройти», - пояснила собеседник издания.
Сама же процедура сбора клеток на аппарате требует 4-5 часов.
К слову, у здорового человека гемопоэтические стволовые клетки после донорства самовоспроизводятся организмом в течение 10-15 дней. Тем более что кровь донора на специальном аппарате проходит своего рода фильтрацию, когда забирают только эти клетки, а другие элементы крови - тромбоциты, эритроциты, лейкоциты, «возвращают» назад человеку.
«Мы берем только те клетки, которые нам нужны, иными словами фильтруем кровь. Уже на следующий день донор может приступить к работе, то есть на состоянии его здоровья эта процедура никак не влияет», - добавила глава Национального регистра.
Между тем заведующая отделением клеточных технологий научно-производственного центра трансфузиологии Мадина Оспанова сообщила, что если осуществляют пересадку костного мозга, то его забор производят из тазовых костей, не из позвоночника. Делается это в стационаре, в условиях операционной под общим наркозом. Донор в этом случае боли не испытает. Собранный в одноразовые стерильные мешки биоматериал привозят в Центр. Здесь специалисты его перерабатывают, выделяют нужную фракцию клеток и направляют на трансплантацию.
«Сейчас больше склоняются к тому, чтобы гемопоэтические стволовые клетки собирать из периферической крови. Процедура сбора этих клеток никоим образом не отражается на состоянии здоровья донора. Данная процедура переносится очень легко. Даже у детей маленьких собираем эти клетки. Другие показатели крови не меняются. Самому маленькому донору было 1,5 года, самому возрастному - 75 лет», - сказала она.
Научно-производственный центр трансфузиологии расположен на левом берегу, по адресу ул. Керей, Жанибек хандар 10. Центр работает семь дней в неделю без перерыва на обед, так как здесь важен каждый донор.
Чтобы стать донором достаточно обратиться в Центр, заполнить информированное согласие, оставить свои контактные данные и сдать немного крови для того, чтобы специалисты могли провести исследование фенотипа.
Айгерим Аскарова
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/1891833-eto-takoe-scaste---spasti-zizn-celoveka-intervu-s-donorami-kostnogo-mozga/