Как устроена работа скорой помощи: репортаж с подстанции Есиль
Опубликовано:
Несчастные случаи, травмы, отравления, приступы – в ситуациях, требующих экстренного медицинского вмешательства, все мы первым делом набираем заветный номер 103. Служба скорой помощи – часто единственная надежда человека на спасение. О героях в красной униформе, внутренней кухне «скорой» и интересных фактах, читайте в материале NUR.KZ.
Айгуль Егимбаева - старший фельдшер подстанции Есиль. Именно она отвечает за то, чтобы все 23 бригады, которые обслуживают районы Есиль и Нура (22 суточные и одна ночная) были полностью укомплектованы и четко отработали свою смену. Бывает, что некоторые из фельдшеров или водителей берут больничные или уходят в отпуск – в такие моменты ей важно оперативно найти замену и не допустить простоя. Участок большой – почти 600 тысяч человек. Нельзя, чтобы люди остались без своевременной медпомощи.
«Я работаю на «скорой» 16 лет, и если честно, как бы сложно порой не было, больше нигде себя не вижу. Без любви к делу здесь надолго не задержишься – не многие выдерживают. Это тяжелый труд, особенно морально – пациенты бывают разные, случаи тоже, и смертность, конечно, с ней мы сталкиваемся едва ли не каждый день», - рассказывает старший фельдшер.
Ежесуточно на подстанцию Есиль поступает свыше 3 тысяч вызовов, треть из которых – устные обращения, не требующие выезда. К примеру, люди часто спрашивают, к какому специалисту или в какое медучреждение можно обратиться с теми или иными симптомами.
По словам исполняющего обязанности заведующего подстанцией Есиль Сабыра Анаркулова, в летнее время в разы вырастает количество вызовов, связанных с артериальной гипертензией и сердечно-сосудистыми заболеваниями среди лиц старше 50 лет. Не обходится и без экстренных случаев, присущих этому времени года – утопление, падение детей из окон.
«У нас на подстанции работают 202 человека, 180 из которых обслуживают вызовы. Кадрового голода как такового нет, но хотелось бы увеличить врачебный состав, так как 80% бригад – фельдшерские. Вся надежда на выпуск местного медуниверситета, где готовят врачей неотложной помощи. В этом году дипломы получат 18 молодых специалистов, надеемся, часть из них пополнит наши ряды», - отмечает Сабыр Анаркулов.
Заглянули в закулисье службы скорой помощи – диспетчерскую, куда поступают звонки от населения. Все вызовы делятся на четыре категории срочности, от которых и зависит скорость прибытия медиков. К примеру, случаи первой и второй категорий - это состояния, угрожающие жизни пациента, они обслуживаются в первую очередь. Время прибытия «кареты» - 10 и 15 минут соответственно. Время ожидания для тех, чьи случаи относятся к третьей категории (представляющие потенциальную угрозу для здоровья) – 30 минут. До часа скорую помощь могут ожидать пациенты, чье состояние вызвано обострением хронического заболевания. Как правило, в дневное время их обслуживают бригады неотложной помощи при поликлиниках.
Казалось бы, работа у диспетчера «скорой» - не бей лежачего, отвечай себе на звонки да задавай вопросы как по шаблону. На самом деле, по уровню стресса она едва ли может сравниться с любой другой. Так, например, иногда девушкам за пультом приходится спасать жизни прямо в прямом эфире!
«Если поступают вызовы 1-й и 2-й категории срочности, диспетчер приема делает удержание звонка и находится на связи с вызывающим до приезда бригады. В случае, если человек находится без сознания, то он по телефону инструктирует родственников, как провести сердечно-легочную реанимацию, или к примеру, объясняет, как действовать, если у пациенты судороги», - разъясняет старший фельдшер отделения информационно-диспетчерской службы Гульнара Искандарова.
Акмарал Бекетаева работает диспетчером на «скорой» 11 лет. График – день, ночь, два выходных. Дневная смена длится по 10 часов, ночная – 14. Через каждые 45 минут непрерывного общения по телефону – 15-минутная передышка. Можно отлучиться на перекус, в туалет или отдохнуть в специальной комнате отдыха. За день Акмарал успевает обработать до 170 вызовов, за ночь – до 250.
«Диспетчеры скорой должны быть психологически устойчивыми, бывает так, что с другой стороны провода приходится выслушивать нецензурную брань, из-за нежелания вызывающего ответить на очень важные уточняющие вопросы о подъезде к адресу, где находится пациент. Все это для нас большой стресс и поэтому с нами регулярно работают психологи, обучают навыкам работы с вызывающими в состоянии паники», - делится Акмарал.
Службу скорой помощи нередко ругают за задержки. Однако зачастую это связано с тем, что многие вызывают медиков на дом без острой необходимости.
«Бывает, что у человека маленький порез, с которым можно обратиться в травмпункт самостоятельно, или небольшой ушиб, к примеру. Но люди необоснованно звонят на 103 и торопят бригаду. Приезжаем на адрес, спешим, – а там, по сути, ложный вызов. А ведь ровно в этот момент кто-то действительно нуждается в экстренной помощи. Хотелось бы, чтобы население было более сознательным», - сетует старший фельдшер Айгуль Егимбаева.
Сразу после того, как диспетчеры приняли вызов, за дело берутся их коллеги в соседнем кабинете. Здесь расположена служба передачи вызовов, которая работает непосредственно с бригадами четырех территориальных подстанций и ПМСП. Обращения на 103 сортируются по категориям срочности и адресам, после чего автоматически поступают на пульт соответствующего диспетчера. Тот отслеживает местоположение ближайших к месту бригад и направляет их к пациенту.
Здесь же, на одном этаже с диспетчерской службой расположены комнаты отдыха для сотрудников «скорой» . Причем, право на короткий перерыв имеют представители всех подразделений – и операторы, и фельдшеры, и водители. Правда, это как повезет. Часто вызовов настолько много, что времени на передышку попросту не бывает.
Пока одни восстанавливают силы, другие – этажом выше – оттачивают навыки реанимации. Здесь расположен учебно-симуляционный центр, где проводят обучение международные инструкторы.
Сотрудникам скорой помощи даются ситуационные задачи, приближенные к реальной ситуации. Не зря говорят: «Повторение – мать учения».
«У нас предусмотрена обучающая программа, совмещающая в себе теорию и практику. Медики проводят манипуляции по базовому поддержанию жизни с использованием автоматического наружного дефибриллятора, расширенному сердечно-сосудистому поддержанию жизни, оказанию помощи при травмах на догоспитальном этапе, реанимации новорожденных, а также безопасному вождению для водителей скорой помощи», - объясняет руководитель центра Шынтас Касымулы.
Обучение проводится согласно по плану. К примеру, сертификат по базовой сердечно-легочной реанимации действует всего один год, после чего курс нужно проходить заново. Без него фельдшер не имеет права выезжать на вызов.
Между тем, на коммуникатор 50-й бригады приходит сообщение о вызове в ЖК AMAN. В приложении IKomek высвечивается основная информация: женщина, 22 года, беременность сроком четыре недели, угроза выкидыша. Карета «скорой» помощи выезжает через 3 минуты после вызова.
На место приезжаем через 7 минут. Пока едем, успеваем познакомиться с фельдшером Утегеном Базарбай.
«Я пришел работать в скорую помощь в 2018 году, сразу после окончания медколледжа. Профессию выбирал осознанно, всегда хотелось помогать людям, быть полезным. Конечно, иногда работа изматывает морально, чего только не видишь. Но есть в ней и много хорошего – получаешь удовлетворение, когда удается спасти человека, слышишь немало слов благодарности, пожилые люди дают бата. Понимаешь, что все не зря», - откровенничает молодой фельдшер.
Машины на станции скорой помощи обновляются каждые два года. Все они полностью оснащены реанимационными наборами.
Через 13 минут после сбора анамнеза и необходимых исследований бригада принимает решение о госпитализации пациентки в профильное медучреждение – в данном случае в отделение гинекологии второй городской больницы.
В приемном покое регистратуры фельдшер Муратбек Сарбаев регистрирует пациентку. Триажная медсестра проводит ее в доврачебный кабинет на дообследование, после чего женщину осматривает врач.
Бригада скорой помощи задерживается в больнице не более 10 минут и едет дальше. Бывает, что вызов поступает сразу же, если нет, то в коммуникаторе отображается статус «в пути» и «карета» возвращается на станцию.
Если случай тяжелый, то пока один фельдшер производит регистрацию, второй вместе с водителем заносят пациента на каталке в палату интенсивной терапии и лично сдают врачу со всеми подтверждающими гемодинамическими данными о том, как какие манипуляции проведены во время транспортировки.
Муратбек Сарбаев трудится на «скорой» с 2009 года. Говорит, что за годы службы убедился, что легких вызовов не бывает. К слову, за смену их количество может достигать 10-ти.
«Все вызовы сложные. Самый тяжелый период, который мне запомнился – пандемия: шквал вызовов, десятки смертей. Было страшно, к смерти привыкнуть невозможно. Когда ты видишь слезы и стенания родственников погибших, то нельзя оставаться равнодушным. Конечно, мы выгораем. Но если каждый будет опускать руки, то кто тогда будет работать в этой службе?», - задается вопросом фельдшер.
Впереди у него еще 5 часов работы – никогда не знаешь, что тебя ждет на следующей точке. Но в одном Муратбек уверен точно – он вместе со своими коллегами сделает все возможное, чтобы не оставить людей в беде.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/2030310-kak-ustroena-rabota-skoroy-pomoschi-reportazh-s-podstantsii-esil/