Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Прозрачность медуслуг: о новшествах в сфере здравоохранения рассказала Ажар Гиният

Опубликовано:

Ажар Гиният
Ажар Гиният. Фото: Министерство здравоохранения РК

В скором времени медицинское освидетельствование водителей будут проводить в электронном формате, а лекарства в поликлиниках выдавать через QR-код. О том, как это будет работать и о новых мерах по пресечению коррупционных рисков в медучреждениях рассказали в Министерстве здравоохранения РК.

По словам главы ведомства Ажар Гиният, особое внимание в сфере здравоохранения уделяется противодействию коррупции. В целях реализации Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы и антикоррупционного законодательства Министерством на постоянной основе проводится работа по профилактике, предупреждению и недопущению коррупционных проявлений в сфере здравоохранения.

Превентивные меры

Так, на регулярной основе проводятся совещания с участием представителей Агентства РК по противодействию коррупции, подведомственных организаций, комитетов и их территориальных департаментов, а также семинары, где поднимаются вопросы исключения коррупционных рисков.

Вместе с тем, с начала года Министерством в рамках выездов в регионы проведены встречи с населением в 10 регионах страны, где было охвачено более 2,5 тысяч человек.

"В рамках выездов посещены организации здравоохранения, проведены встречи с жителями и медицинской общественностью, брифинги и личные приемы граждан. Встречи были проведены в свободном формате "вопрос-ответ". Жителям регионов предоставлялась возможность поднять актуальные проблемы, на которые незамедлительно даны ответы, при необходимости - приняты в работу", - рассказала Ажар Гиният.

Она отметила, что для обеспечения прозрачности и открытости министерством ведется информационно-разъяснительная работа по вопросам профилактики, предупреждению и недопущению коррупционных проявлений в сфере здравоохранения на официальных страницах Минздрава и его подведомственных организаций в социальных сетях и СМИ. Наряду с этим, территориальными департаментами комитетов совместно с уполномоченными органами регулярно проводится разъяснительная работа по вопросам противодействия коррупции среди медицинских организаций на местах.

Цифровизация – ключ к решению проблемы

"К сожалению, на сегодняшний день имеются факты нарушения законности в сфере здравоохранения, которые придаются огласке в СМИ. Министерство борется с этой проблемой. Здесь одним из ее решений является переход на цифровизацию здравоохранения", - сказала министр здравоохранения РК.

Она рассказала о новом инструменте – медицинском освидетельствовании факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения водителей в электронном формате. Эта мера позволяет исключить человеческий фактор при коррупции, обеспечивая прозрачность и эффективность процесса.

На данный момент над этим проектом работают совместно Минздрав, Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и Министерство внутренних дел РК при участии ТОО "Республиканский медицинский институт".

Интеграция систем позволит реализовать безбумажный документооборот в плане направления на медицинское освидетельствование и получения акта медицинского освидетельствования. Пилотный проект уже запущен в Павлодарской области. Здесь уже было сформировано более 2000 электронных направлений и электронных актов медицинского освидетельствования. На сегодня к пилотной фазе проекта готовы также Алматинская, Северо-Казахстанская и Жамбылская области. В дальнейшем планируется участие всех регионов страны.

Также Министерство совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК запустили пилот по выдаче лекарств посредством идентификации QR-кода.

"Концепция пилота подразумевает, что пациент, используя QR-код в мобильном приложении, получит лекарственное средство согласно выписанного рецепта, при этом фармацевту не придется вносить вручную номер рецепта для выдачи лекарственного средства, а гражданину не придется с собой иметь бумажный вид рецепта", - поделилась министр.

Данный пилот позволяет обеспечивать прозрачность на всех этапах получения услуги гражданами.

Наряду с этим, в рамках снижения коррупционных рисков в сфере здравоохранения и в целях информирования населения об оказанных медицинских услугах, снижения приписок реализована функция рассылки пяти видов SMS-уведомлений:

  • о выписке рецепта в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения, в котором указаны номер рецепта и дата назначения лекарства;
  • о выписке пациента из стационара с указанием необходимых сведений;
  • о дате плановой госпитализации;
  • о планируемой дате планового осмотра беременных женщин;
  • об изменении прикрепления к медицинской организации, в целях исключения прикрепления лица без его уведомления.

Кроме того, в мобильном приложении eGov mobile реализован новый раздел "eDensaulyq", который содержит в себе расширенную информацию по медицинским данным для населения: статус донорства (прижизненное), электронные рецепты, сведения о медотводах, учет по беременности, диспансерный учет, факты госпитализации, информация о вакцинации, сведения о результатах лабораторных исследованиях, оказанные клинико-диагностические услуги (прием врача и тд.), больничные листы, сведение о госпитализации и предоставление услуг медорганизаций, сведение о прикреплении к медорганизаций.

Таким образом, информация касательно здравоохранения консолидирована в одном разделе и доступна населению. Гражданин уже сегодня имеет быстрый доступ к своим медицинским данным, что обеспечит прозрачность оказания медицинских услуг.

Еще одной мерой противодействия коррупции является работа по вопросам портала "Е-лицензирование". Здесь разрабатываются, исправляются технические ошибки портала, выявляемые в ходе выдачи разрешительных документов.

По 4 услугам - сертификация менеджеров здравоохранения, аккредитация независимых экспертов, лицензирование медицинской деятельности, сертификация специалистов для допуска к клинической практике - проведена интеграция с информационной системой Министерства труда и социальной защиты населения РК, Министерством науки и высшего образования РК и Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. Согласно статье 25 Закона РК "О государственных услугах" и статьями 73 и 91 АППК УСЛМД рассматривает жалобы от услугополучателей на оказанные государственные услуги (лицензирование, сертификация), в том числе путем заслушивания.

По информации Минздрава, в настоящее время совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и АО "Национальные информационные технологии" проводится работа по модификации порталов в части интеграции с базами данных других учреждений. В дальнейшем это позволит предотвратить коррупционные риски при оказании государственных услуг.

"В целом, система электронного здравоохранения позволяет улучшить доступность и качество медицинских услуг, повысить прозрачность и открытость в сфере здравоохранения. Механизм цифровизации помогает создать более честную и прозрачную систему здравоохранения, которая будет служить интересам всех граждан", - подчеркнули в МЗ РК.

Обратная связь – помощь в противодействии коррупции

Для противодействия коррупции в сфере здравоохранения, по мнению главы Минздрава, необходимо принимать меры, как на уровне государства, так и на уровне граждан. Только совместными усилиями можно обеспечить качественное и доступное здравоохранение для всех граждан нашей страны.

"Граждане должны быть бдительны и не стесняться обращаться за помощью и защитой своих прав, если они столкнулись с коррупционной ситуацией в сфере здравоохранения", - призвала Ажар Гиният.

На официальных страницах Министерства здравоохранения РК указаны контакты call-центра 1424, куда можно обратиться в случае возникновения такой ситуации.

Вместе с тем, при Министерстве функционирует Telegram-аккаунт https://t.me/Dsm_QR, на который граждане могут направить сведения о коррупционных проявлениях в сфере здравоохранения.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/2038430-prozrachnost-meduslug-o-novshestvah-v-sfere-zdravoohraneniya-rasskazala-azhar-giniyat/