Бейбут Есенбаев: Наша основная цель – сделать цифровые инструменты максимально доступными для населения
Опубликовано:
Вице-министр здравоохранения Бейбут Есенбаев рассказал NUR.KZ о возможностях цифровой системы E-Денсаулық, сотрудничестве с другими ведомствами по части цифровизации, а также о перенятии зарубежного опыта.
Для начала следует отметить, что в рамках структуры Минздрава РК осуществляет свою деятельность департамент развития электронного здравоохранения, координирующий работу по цифровизации отрасли. Совместно с представителями МЦРИАП и Республиканского центра электронного здравоохранения его сотрудники занимаются методологическими и техническими разработками в сфере цифровизации отечественной системы здравоохранения.
"Самый главный бенефициар для нас — это гражданин. В первую очередь мы говорим о реализации права казахстанца на доступ к его персональным медицинским данным. Сейчас в мобильном приложении Egov Mobile есть большой раздел "E-Денсаулық", в свою очередь включающий 13 разделов. Каждый гражданин нашей страны может туда зайти и получить информацию о себе. Здесь есть общие сведения и данные о медицинской организации, к которой человек прикреплен. Кроме того, есть возможность получить информацию об участковом враче, статусе страхования в рамках ОСМС. Также есть разделы, касающиеся клинических данных: туда мы не так давно добавили сведения о лабораторных исследованиях. То есть сейчас, если гражданин пойдет и сдаст какой-либо анализ у себя в поликлинике либо в частной лаборатории, он может в мобильном приложении увидеть результаты исследования", — рассказал Бейбут Есенбаев.
Помимо этого, в "Е-Денсаулық" имеется информация о хронических заболеваниях гражданина, оказанных услугах, нахождении на диспансерном учете, а также выписанных бесплатных препаратах. Бейбут Есенбаев отметил, что к концу текущего года Минздрав планирует отказаться от бумажных больничных листов, переведя их в электронный формат. Это будет удобно как для самих граждан, так и для работодателя, который сможет получать больничный лист сотрудника в электронном виде в личный кабинет.
"В "E-Денсаулық" казахстанцы имеют возможность получить медицинскую информацию о своих детях, просматривая результаты анализов и контролируя их здоровье. Наша основная цель — сделать цифровые инструменты максимально доступными для населения. У цифровизации есть и другие плюсы. Не секрет, что некоторые казахстанцы сталкивались с так называемыми "приписками". Если у человека в приложении Egov Mobile есть данные, что он якобы ходил к врачу, а на самом деле посещения не было, то здесь же он может обратиться с жалобой в фонд социального страхования. Если информация подтверждается, то фонд в отношении медицинской организации применяет меры экономического воздействия, то есть штрафует", — пояснил Бейбут Есенбаев.
Вице-министр здравоохранения также ответил на вопрос о работе приложения Damumed в Казахстане.
"В первую очередь хочу подчеркнуть, что мобильное приложение Damumed не является разработкой Минздрава. Это приложение частной компании, которое распространяется на территории РК бесплатно. В целом, мы поддерживаем подобные приложения, так как они дают возможность гражданам пользоваться цифровыми услугами в сфере здравоохранения. Отличие Damumed от "E-Денсаулық" заключается в том, что мы консолидируем данные со всех медицинских организаций. В случае же с Damumed вполне может быть так, что медорганизация не использует его, а использует другую информационную систему. При этом нельзя не отметить некоторые преимущества данного приложения. К примеру, обратная связь от пациента, то есть когда человек может оценить качество оказанной услуги. В этом году мы планируем внедрить эту функцию в Egov Mobile", – сообщил вице-министр здравоохранения.
Еще Бейбут Есенбаев рассказал о взаимодействии Минздрава и Минобороны. В частности, он ответил на вопрос о том, будет ли создана единая система медицинского осмотра призывников.
"По сути, все дети проходят профосмотр в поликлинике или в школе: это бизнес-процесс системы здравоохранения. Если говорить про Минобороны, то у них свой бизнес-процесс: они проводят медосмотр еще раз, пытаясь выявить текущее состояние здоровья будущих призывников. В какой-то степени это можно назвать дублированием. Определенные шаги для его устранения уже сделаны. Например, мы договорились с коллегами из Министерства обороны, что если у ребенка есть профилактический осмотр с определенными результатами анализов, то они не будут их еще раз перепроверять. То есть Минобороны будет брать за основу данные, которые имеются в системе здравоохранения. Кроме того, мы определили пул хронических болезней, при которых человек не может быть призван на военную службу. Таким образом, в Минобороны сразу исключают этих ребят из списка призывников. Также в скором времени все результаты медицинского освидетельствования будут передаваться в Министерство обороны в электронном формате", – рассказал Бейбут Есенбаев.
В ходе беседы с вице-министром Есенбаевым был затронут вопрос, касающийся скринингов. Как известно, в Казахстане действует несколько видов скринингов, которые следует проходить в определенном возрасте. Для того, чтобы граждане могли своевременно проходить плановые осмотры, им на телефон отправляются смс-оповещения.
"У граждан в зависимости от пола и возраста есть необходимость проходить определенные виды скрининга. На данный момент при поддержке МЦРИАП мы осуществляем смс-оповещение казахстанцев, которым следует пройти скрининг. Кроме того, недавно было запущен другой вид смс-информирования. Если гражданин переехал в другой город, ему приходит сообщение о необходимости прикрепления к медицинской организации по месту проживания. Есть люди, которые забывают об этом или думают, что медицинская помощь им не понадобится. На мой взгляд, в этом отношении лучше не рисковать и прикрепиться заранее", – сказал вице-министр здравоохранения.
В заключение Бейбут Есенбаев назвал страны, опыт которых в сфере цифровизации здравоохранения может пригодиться Казахстану.
"Среди ведущих стран в этой области стоит назвать Эстонию. Мы даже специально изучали их законодательство и методологические подходы: они вообще полностью отказались от бумаги. То есть не только в системе здравоохранения, но и в других государственных сферах. Еще мы изучали южнокорейский опыт: там очень хорошо развиты проактивные форматы работы с населением. То есть они не ждут, пока гражданин сам придет к ним, а стараются мотивировать его на посещение медучреждения. В том числе привлекают население различными бонусами. Думаю, в перспективе мы будем перенимать успешный опыт этих стран", – подытожил Бейбут Есенбаев.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/2039456-beybut-esenbaev-nasha-osnovnaya-tsel-sdelat-tsifrovye-instrumenty-maksimalno-dostupnymi-dlya-naseleniya/