Альмира Жукубаева: Мы решаем главную проблему страны – обеспечиваем регионы компетентными кадрами
Опубликовано:
О том, какую роль играет ННОЦ в подготовке высококвалифицированных кадров, рассказала NUR.KZ начальник отдела образования ННОЦ Альмира Жукубаева.
- Альмира Асетовна, расскажите подробнее про образовательный отдел. В чем ваша главная задача?
- Образовательная деятельность в нашей клинике является важной составляющей, которая включает триединство клинической и научной практики. Благодаря своему статусу научно-исследовательского центра, организация признана образовательным учреждением.
Одним из основных направлений работы отдела является реализация послевузовского образования, то есть подготовка выпускников интернатуры по клиническим направлениям резидентуры.
Второе направление – дополнительное образование. Это непрерывное профессиональное развитие, а именно повышение квалификации для специалистов региональных служб здравоохранения. Для этого мы реализуем программы: повышения квалификации, сертификационные курсы, семинары и мастер-классы.
Центр, имея статус научного и образовательного, активно занимается научной деятельностью и внедрением передовых технологий. В нашей клинике есть такое направление, как обучение за рубежом. Отдел образования поддерживает проведение научных исследований и внедрение современных технологий, которые развиваются благодаря обучению в лучших клиниках мира.
Также мы работаем над таким направлением, как издание учебно-методических пособий, рекомендаций и учебников, авторами которых являются клинические наставники и профессорско-преподавательский состав ННОЦ. Этот вид деятельности положительно влияет на имиджевые и профессиональные индикаторы клиники. Наш центр выпустил уже более 15 печатных продукций.
- Как происходит процесс обучения по каждому направлению?
- Первое направление – это послевузовское образование. Выпускники высших учебных заведений выпускаются после интернатуры врачами общей практики. Они имеют право работать в поликлиниках или на скорой помощи. Но дальше, чтобы стать хирургом, реаниматологом-анестезиологом, радиологом или онкологом, необходимо пройти послевузовскую программу – обучение в резидентуре.
Врачи-резиденты проходят практическую подготовку в нашем центре под руководством опытных специалистов, что позволяет им получить необходимые навыки и опыт работы в конкретной области медицины. Это важный этап в профессиональном развитии молодых врачей и является одним из приоритетов отдела образования. В процессе обучения резидент осваивает ряд компетенций, практических навыков, а также отрабатывает свое мастерство. Наша задача – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми технологиями и методами диагностики и лечения на современном уровне.
Второе направление – дополнительное образование или непрерывное профессиональное развитие для медицинских работников. Мы организуем и проводим мастер-классы и семинары, на которых специалисты могут обменяться опытом, представить свои потребности в технологиях и получить новые знания в своей области. Это способствует повышению уровня компетентности и профессионализма врачей региональных служб.
Обучение за рубежом является третьим важным направлением в деятельности отдела образования в нашем центре. ННОЦ имеет стратегическое партнерство с ведущими международными центрами в каждом клиническом направлении. Это позволяет нам развиваться и быть на уровне лучших международных клиник, а также внедрять передовые технологии в нашей стране.
Благодаря партнерству с ведущими международными центрами, мы имеем доступ к самым передовым технологиям и методикам в медицинской практике. Мы активно внедряем передовые технологии, чтобы обеспечить нашим пациентам лучший уровень медицинской помощи. Это включает использование новейшего оборудования, применение современных методов лечения и диагностики, а также внедрение информационных технологий для улучшения организации и эффективности работы.
Участие в научных исследованиях и получение новых знаний является важной задачей отдела образования. Ведущие специалисты центра и научные сотрудники, врачи-резиденты клиники активно публикуют свои исследования и научные статьи. Для этого у нас есть свой научный журнал.
- Сколько длится процесс обучения?
- Продолжительность обучения зависит от специальности резидентуры, которая определяется государственным стандартом образования. Учебный процесс в резидентуре по терапевтическим специальностям длиться 2-3 года, а по хирургическим – 3-4 года.
- Как выпускники могут попасть к вам на обучение?
- Каждый выпускник вуза знает, что ежегодно на всех сайтах публикуется информация о размещении госзаказа. Правила приема устанавливаются уполномоченным органом, и они едины для всех. Также каждый год наш центр проводит день открытых дверей, где ведущие специалисты встречаются с выпускниками и отвечают на их вопросы.
Будущие резиденты сдают экзамены, чтобы попасть к нам на обучение. Организуются экзаменационные комиссии по профилю специальности. Выпускники, успешно сдавшие экзамены и набравшие достаточное количество баллов, пройдя конкурс, зачисляются на обучение в наш центр.
При поступлении учитываются знания английского языка и наличие научных работ. Мы стремимся набирать выдающихся выпускников с хорошими базовыми знаниями и практикой.
Также важно, чтобы у резидентов была осознанная мотивация и целеустремленность по выбору будущей профессии. Ведь стать высокоспециализированным врачом, работать в клинике или участвовать в сложных операциях – это физическая, профессиональная и эмоциональная работа. Мы, конечно же, стремимся, чтобы претенденты приходили к нам с хорошей базовой подготовкой и навыками. Это дает возможность для успешного старта и удачного освоения выбранного клинического направления.
- Сколько резидентов в год вы принимаете?
- В прошлом году были приняты 52 резидента. После завершения программы обучения в нашем центре они направляются в регионы. Это связано с тем, что областные клиники нуждаются в специалистах. Например, на сегодняшний день не хватает онкологов, гематологов и других специалистов. Сейчас тенденция выпускников такова, что все хотят работать в Астане или Алматы. Мы же как научный образовательный центр решаем главную проблему республики – обеспечиваем регионы компетентными кадрами.
- Много ли претендентов, которые выбирают онкологическое направление?
- Честно говоря, больше молодых специалистов выбирают радиологию, урологию и хирургию. Выбирают и онкологию, но конкурс здесь не такой высокий. Существует нехватка специалистов в области онкологии и интенсивной терапии.
- Как вы можете оценить качество знаний и уровень подготовки начинающих специалистов?
- Уровень профессиональной подготовки студентов может быть разным. Наша цель – поддерживать и развивать талантливых специалистов, независимо от их уровня подготовки при поступлении в резидентуру. На этом этапе важна роль клинического наставника, который должен стать флагманом и мотиватором для будущего врача.
Профессорско-преподавательский состав готов инвестировать время и ресурсы для обучения наших врачей-резидентов, помогая им становиться лучше каждый день.
Резиденты, которые высоко мотивированы и стараются достичь своих целей, могут стать профессионалами при наличии желания и настойчивости. Ключевым фактором успеха является постоянное стремление к профессиональному росту и развитию.
- Как сами молодые врачи оценивают уровень обучения?
- Резиденты выбирают наш центр из-за его хорошей клинической базы и высококвалифицированных наставников. Я думаю, что объективную оценку можно получить с помощью анкетирования, и мы проводим его и получаем 97-98% удовлетворенности. Но также мы получаем положительную обратную связь от главных врачей, куда идут работать наши выпускники.
Хочу отметить, что наши молодые преподаватели также постоянно учатся и совершенствуют свои знания в педагогике и наставничестве. Мы стараемся сделать программу более интересной, чтобы врачи-резиденты получали все необходимые знания и навыки.
- По-вашему мнению какими навыками должен обладать специалист, выбирающий онкологическое направление?
- Надо понимать, что онкозаболеваемость растет с каждым днем, а врачей-специалистов не хватает. Область онкологии развивается очень быстро, осваиваются новые направления и внедряются высокотехнологические методики диагностики и лечения. Например, технологии и подходы, которые использовались 10-20 лет назад, радикально меняются.
Онкологический диагноз – это огромный стресс для пациентов и их близких. Поэтому онкологи должны обладать коммуникативными навыками и уметь устанавливать доверительные отношения с пациентом и родственниками. Важно также быть эмпатичными и уважительно относиться к чувствам и эмоциям пациентов.
В итоге хороший онколог должен объединять в себе клиническое мастерство, профессионализм, чувство ответственности и глубокое понимание человеческого фактора. Только такой специалист сможет дать пациенту надежду, поддержку и качественное лечение.
Молодые специалисты должны понимать, что врачи работают порой и сверхурочно. Они заняты работой 24 часа в сутки семь дней в неделю. А после операции хирургам нужно возвращаться домой и оставаться на связи. Это связано с тем, что у пациента в любой момент могут возникнуть осложнения или ему потребуется консультация.
Ни пилоты, ни врачи не имеют права на ошибку. Однако разница между ними в том, что пилоты могут спокойно отдыхать после посадки самолета. Врачи же после проведения операции испытывают душевное волнение и стресс за своих пациентов. Я считаю, что стрессоустойчивость в сочетание с высокопрофессиональным подходом – один из ключевых факторов успеха лечения больного.
Есть болезнь, врач и пациент. Если врач становится единым целым с пациентом, то вместе они могут преодолеть болезнь. И наоборот, если больной становится единым целым с болезнью, то никакой врач не сможет помочь. Поэтому найти общий язык с любым пациентом, объединиться и создать мультидисциплинарную команду – большая и важная задача.
- Сколько резидентов за все время прошли обучение в ННОЦ?
- С 2010 года мы подготовили 221 резидента. Надо отметить, что треть наших врачей – выпускники ННОЦ. Многие из тех, кто окончил резидентуру в 2010 году, уже имеют богатый опыт и успешно руководят в роли заведующих отделениями и старших ординаторов.
Также хочу отметить, что такое передовое направление, как трансплантация – это результат наших усилий. Врачи научного центра выезжали в Южную Корею, Японию, Беларусь, Россию, Израиль и США, чтобы развить в нашей стране трансплантологию и пересадку костного мозга. Около 400-500 наших специалистов прошли обучение в лучших клиниках мира.
Стажировки за рубежом помогли приобрести опыт и внедрить новые технологии в области ранней диагностики и лечения социально значимых заболеваний, а также в процессе развития образовательной деятельности на современном и высоком уровне.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/2087210-almira-zhukubaeva-my-reshaem-glavnuyu-problemu-strany-obespechivaem-regiony-kompetentnymi-kadrami/