В Казахстане могут снизиться цены на лекарства: меняются ставки наценки
Опубликовано:
Минздрав РК в скором времени утвердит новые правила регулирования цен и наценок на лекарственные средства, учитывая международный опыт и опыт соседних стран. Ожидается изменение наценок, что должно повлиять на удешевление цены для конечного потребителя. Подробности корреспондент NUR.KZ выяснил в Национальном центре экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий.
Как это работает сейчас?
Регулирование цен в Казахстане введено с 2014 года. В 2020 году утверждены ныне действующие Правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, а также медицинские изделия в рамках ГОБМП и в системе ОСМС (приказ МЗ РК от 11 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-247/2020). Они ежегодно актуализируются.
При ввозе лекарства на рынок Казахстана, фармацевтическая компания подает его на регистрацию цены в НЦЭЛС и указывает цену завода-изготовителя, свои расходы. К этим данным добавляется определенный процент наценки.
Наценка бывает трех видов: оптовая (для дистрибьюторов) – до 21%, розничная (для аптек) – до 55%, а также для препаратов, закупаемых государством в рамках ГОБМП и в системе ОСМС – до 20%. Это максимально допустимая наценка, ее размер зависит от стоимости препарата: чем ниже его цена, тем больший процент наценки допускается. Такой подход объясняется целью сохранить на рынке простые дешевые лекарства.
Как складывается цена
По действующим нормам:
Заявитель предоставляет заявление на регистрацию цены в НЦЭЛС. Это делается посредством портала "Референтного ценообразования", разработанного IT-специалистами национального центра. Таким образом исключается влияние человеческого фактора при рассмотрении заявок и обеспечивается прозрачность процессов.
Заявитель предоставляет при этом подтверждение цены производителя (цена завода для Казахстана) контрактом, ценой в инвойсе и грузовой таможенной декларации. Также он должен доказать, что эта цена ниже, чем в референтных странах. В нынешнем приказе 16 таких стран, которые макроэкономически схожи с Казахстаном.
Далее к цене производителя добавляются расходы. Для иностранных производителей – это таможенные, транспортные, расходы на оценку качества и маркетинговые расходы (до 30% от цены производителя для оптово-розничной реализации). Так складывается зарегистрированная цена.
К ней добавляется оптовая наценка по регрессивной шкале (в зависимости от стоимости). В итоге формируется проект предельной цены для оптовой реализации (утверждение предельной цены – в компетенции Министерства здравоохранения РК). А когда на эту цену добавляется розничная наценка (также по регрессивной шкале) образуется проект предельной цены для розничной реализации.
Для препаратов в рамках ГОБМП и в системе ОСМС маркетинговые расходы исключены. К цене завода прибавляют расходы, кроме маркетинговых, и получается зарегистрированная цена. А затем добавляется наценка по регрессивной шкале (не более 20%).
По новому формату:
Заявитель предоставляет цену завода, и к ней сразу добавляется соответствующая наценка. Отдельно расходы не прибавляются, так как они уже включены в размер наценки.
Как пришли к такому решению?
В текущем году Высшая аудиторская палата и Агентство по противодействию коррупции Республики Казахстан проводили аудит эффективности деятельности Министерства здравоохранения РК и его подведомственных организаций за 2 прошедших года. По итогам рекомендаций, Минздрав приступил к разработке новых механизмов формирования цен на лекарственные средства и медицинские изделия. Они должны, среди прочего, позволять выявлять факты необоснованного завышения цен на лекарства.
Для этого при Министерстве здравоохранения РК была создана рабочая группа, куда вошли представители государственных органов, фармацевтических ассоциаций, бизнеса. И эта команда специалистов несколько месяцев вела скурпулезную работу по совершенствованию механизмов ценообразования на лекарственные средства и созданию проекта приказа.
В основе работы было изучение международного опыта. При этом в расчет берутся референтные страны – это страны Европы и Центральной Азии, макроэкономическая ситуация в которых сопоставима с Казахстаном. В перечень вошли Азербайджан, Беларусь, Болгария, Венгрия, Кыргызстан, Польша, Россия, Словения, Турция, Узбекистан.
Так, в Турции запрещены маркетинговые расходы, определена единая регрессивная шкала наценок. Розничные наценки там допустимы на уровне 28%, во Франции – до 10%, Узбекистане – до 20%, Польше и Швеции – до 41%. В итоге анализ показал, что все расходы уже должны быть включены в наценку, а не прибавляться дополнительно.
Какие изменения планируется внести?
Стоит отметить, что методика ценообразования пересматривается ежегодно, учитывая современные условия и вызовы. Но сейчас, с учетом рекомендаций по совершенствованию существующей методологии расчета цен, задача Министерства здравоохранения РК – создать условия для развития фармацевтической отрасли и при этом не ущемлять интересы потребителей. И основная цель этих изменений – экономия средств при закупке лекарств по ГОБМП и ОСМС, а также повышение доступности препаратов для граждан.
Итак, по новым правилам, оптовая наценка предусмотрена до 25% и включает все расходы дистрибьютора, отдельно добавлять их к цене завода-производителя он не сможет. Розничная наценка, составляет до 30%. По ГОБМП и ОСМС же она остается на прежнем уровне – до 20%. Однако, важно понимать, что в целом конечная цена снизится, несмотря на повышение ставок или установление на прежнем уровне, поскольку теперь к цене не добавляются суммы расходов.
Кроме того, ожидается снижение цены на генерики (препарат, основанный на том же действующем веществе, что и оригинальное лекарство, но под другим торговым названием) на 30% от цены на оригинальный препарат. А при ввозе препаратов от иностранных производителей будет возможность подтвердить ввозную цену благодаря интеграции с порталами Комитета государственных доходов.
Реакция бизнеса
Учитывая исключение возможности добавлять к цене свои расходы, вполне резонно опасение, что такие изменения могут не понравиться бизнес-сообществу. Однако, прежде чем вносить изменения в какой-либо нормативный правовой акт, их обсуждают и согласовывают с профильными ассоциациями, НПП "Атамекен". После размещения проекта приказа на портале "Открытые НПА" Министерство здравоохранения РК получает замечания и предложения от заинтересованных сторон. То есть до направления в Министерство юстиции РК документ проходит несколько этапов рассмотрения и согласования. Все эти процедуры были соблюдены.
Более того, в состав рабочей группы, как было отмечено выше, вошли представители крупных ассоциаций фармпроизводителей. А разработка проекта приказа велась на основе предоставленных ими отчетов с реальными расходами фармацевтических компаний. И если изначально предполагались более низкие ставки наценок, то после обсуждения они были повышены. Таким образом, учитывая все расходы, дистрибьюторы и аптеки будут иметь возможность получать прибыль при реализации лекарств. Кроме того, в новых правилах регулирования цен учтены рекомендации Высшей аудиторской палаты и Агентства по противодействию коррупции Республики Казахстан.
Главная задача проводимой работы – формирование эффективных механизмов ценообразования на лекарства, что позволит сдерживать необоснованное завышение цен. Ожидается, что проект приказа с новым механизмом ценообразования утвердят до конца года. И новые правила приведут к снижению цен для конечного потребителя.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/healthcare/2201858-v-kazahstane-mogut-snizitsya-ceny-na-lekarstva-menyayutsya-stavki-nacenki/