Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Психолог ННОЦ Инесса Казмалы рассказала о специфике работы с онкопациентами

Опубликовано:

Инесса Казмалы
Инесса Казмалы. Фото: Пресс-служба ННОЦ

Постановка онкологического диагноза практически всегда сопряжена с серьезным психологическим потрясением. Человеку непросто принять болезнь и согласиться со своим текущим положением. В Национальном научном онкологическом центре работает сектор социально-психологической реабилитации, специалисты которого всегда готовы оказать пациентам необходимую помощь.

О работе сектора нашему порталу рассказала психолог ННОЦ Инесса Казмалы.

- Инесса, расскажите, пожалуйста, о вашей деятельности.

- Служба социально-психологической реабилитации представлена врачом-психотерапевтом, психологами и специалистом по социальной работе. Врач-психотерапевт осуществляет динамическое наблюдение за психоэмоциональным состоянием особо сложных пациентов, проводит психотерапевтические интервенции с целью облегчения воздействия дистресса, связанного с болезнью, и при необходимости применяет психофармакотерапию.

В задачи специалистов-психологов входит психологическое сопровождение пациента на всех этапах лечения. Работа по психологической поддержке проводится, как на догоспитальном этапе, так и после госпитализации пациента. Каждый психолог курирует определенное количество отделений. Поэтому любой пациент, поступающий в центр, так или иначе будет контактировать с психологом или с врачом-психотерапевтом. Совместно мы определяем, нужна ли больному психологическая помощь, и если нужна, то в каком объеме. Один из обязательных принципов нашей работы – добровольность и ориентированность, прежде всего на интересы пациента. При контакте с больными мы стараемся руководствоваться индивидуальным подходом.

Специалист по социальной работе осуществляет весь спектр консультативной помощи пациенту касательно социальных услуг, необходимых для стабилизации состояния и выздоровления пациента.

Кроме того, психотерапевтическую, психологическую и социальную помощь можно получить после обращения в консультативно-диагностический центр – на платной основе или в рамках ОСМС. Также наши пациенты могут получить ее по телефону, то есть уже после выписки из стационара.

Пациенты
Фото: Пресс-служба ННОЦ

- Психологи задействованы во многих профессиональных сферах человеческой деятельности, и везде есть свои особенности. В чем особенность работы онкопсихолога?

- Здесь можно провести параллель с экстремальной психологией. Пациент, который узнает, что у него есть онкологическое заболевание, находится в экстремальной ситуации. Вне зависимости от стадии заболевания и прогноза у него, как правило, появляется страх смерти и страх боли. Это уже зафиксировалось в человеческом сознании – данный факт необходимо принять. Специфика онкологических заболевании такова, что там нет такого этапа, когда человеку можно сказать: "Ты полностью выздоровел, можешь жить как прежде". В любом случае необходим постоянный контроль, потому что сохраняется вероятность рецидива.

Мы не можем готовить человека к тому, что через год-другой он полностью излечится. Наша задача – адаптировать пациента к изменениям, которые имеют место в настоящем и произойдут в будущем. Мы не скрываем того, что риск для его здоровья и жизни будет всегда. Работа онкопсихолога направлена на то, чтобы помочь нашим пациентам выстроить жизнь таким образом, чтобы ее уровень был максимально качественным. Человек должен не просто продолжать жить, а жить без страха, получать от жизни удовольствие. Пожалуй, это можно назвать основной целью работы онкопсихолога.

Кроме того, очень важным направлением в работе онкопсихолога является помощь в психологической подготовке пациентов к различным этапам диагностики и лечения. Пункции, биопсии, хирургическое лечение, химиотерапия и другие процедуры нередко являются причиной возникновения неблагоприятных психоэмоциональных состояний пациента, и психологическое сопровождение на данном этапе также необходимо.

- Что можно сказать о методиках, которые вы используете в своей работе?

- В психологии вообще есть масса направлений, которые предполагают коррекцию психоэмоционального состояния и восприятия процессов, происходящих в жизни человека. Есть методики, основанные на когнитивно-поведенческой терапии, которые имеют научную доказательную базу. Также существует телесно-ориентированная терапия, дающая очень хороший результат, если мы работаем с посттравматическими состояниями.

Любые виды психотерапии, имеющиеся на вооружении психолога, в той или иной степени могут быть полезны. Здесь важно обращать пристальное внимание на потребности пациента и находить к нему индивидуальный подход.

Пациенты
Фото: Пресс-служба ННОЦ

- Что чувствует человек, которому поставили онкологический диагноз?

- Первое – это, конечно, страх. Страх смерти и боли. Онкологическое заболевание очень часто никак не заявляет о себе, поэтому здесь присутствует элемент неожиданности. В течение короткого отрезка времени жизнь человека кардинально меняется. Когда человек только узнает диагноз, но не владеет в достаточной степени информацией, а плана лечения еще нет, в этот момент появляется полная уверенность в том, что он умрет, и что ему будет очень больно. Здесь определенную роль играют многочисленные мифы, стереотипы, которые касаются онкологии. В медийном пространстве имеется очень много негативной, тяжелой информации с достаточно ярким видеосопровождением, что несомненно влияет на восприятие диагноза.

К принятию заболевания пациент приходит не сразу, и у каждого пациента своя история. Но здесь можно выделить определенные этапы, которые пациент проходит на пути к принятию болезни.

Первая стадия — это шок, отрицание. На этой стадии возможны паника, слезы, различные физиологические реакции. Часто этому состоянию сопутствует отрицание, когда человек не верит в поставленный ему диагноз, ставит под вопрос достоверность результатов анализов. Это естественная реакция человеческой психики.

Следующая стадия – стадия гнева – характеризуется сильной эмоциональной реакцией, злостью, обращенной к обществу, родственникам, врачам, непониманием причин болезни. Эта стадия очень болезненна, но психологически совершенно нормальна. Негативное воздействие на проживание этой стадии может оказать социум и семья, в частности, когда родственники начинают обманывать, инвалидизировать или заранее прощаться с больным. В это время очень важно, чтобы рядом были люди, способные разделить страхи и переживания, передать свой позитивный настрой и поддержку.

На стадии торга происходит своеобразный диалог человека с самим собой и высшими силами, попытка договориться о том, какие изменения должен он произвести, чтобы выздороветь (быть примерным семьянином, выполнять все предписания врача, уверовать в Бога). На этом этапе важна надежда и вера в себя, в свои силы.

На стадии депрессии человек понимает и осознает сложность своей ситуации. Он чувствует усталость, избегает друзей, оставляет свои обычные дела, отгораживается от окружающего мира, у него опускаются руки. Это один из самых тяжелых этапов переживания болезни, но и эти эмоции нормальны и их нужно пережить. В это время человеку как никогда важно знать, что он не один. И помощь психолога на этом этапе незаменима.

Последней идет стадия принятия – на этом этапе человек мобилизует свои внутренние силы для будущей жизни, ставит новые цели, находит новые смыслы. Происходит осознание своих истинных потребностей, отделение важного от второстепенного. Это время духовного роста и позитивных перемен в душе человека.

Пациенты
Фото: Пресс-служба ННОЦ

- А вы оказываете психологическую помощь родственникам пациента?

- Да, такой формат работы у нас есть. Мы можем принимать участие в беседах с родственниками пациента на стадии обсуждения тактики лечения. На первом этапе мы сами предлагаем свою помощь – через пациента или в беседе с родственниками. Также можно получить психологическую поддержку по телефону или в консультативно-диагностическом центре.

Мы очень часто взаимодействуем с родственниками молодых пациентов. К нам поступают только совершеннолетние больные, но, сами понимаете, для родителей их 20-летний сын или дочь – все еще ребенок. В этом случае психолог может быть практически единственным человеком, с кем можно поговорить о своих мыслях и чувствах, так как в кругу семьи больше принято "держаться", быть замотивированными на успех и так далее. При этом, страхи, негативные мысли не исчезают сами по себе, а продолжают отягощать, что не может не влиять отрицательно на физическое и ментальное здоровье членов семьи пациента.

- Насколько важно для лечащего врача быть хорошим психологом?

- Я бы здесь немного переформулировала: психолог – это отдельная профессия, давайте скажем – "иметь психологические компетенции". Я думаю, проявление эмпатии, сочувствия к пациентам, родственникам и умение налаживать коммуникацию – очень важные психологические компетенции для любого врача. Чем они выше, тем меньше сложностей у него будет возникать при работе с людьми.

Нужно понимать, что одним из стресс-факторов для пациента является отсутствие достоверной и полной информации. Когда врач не может ее донести, это очень сильно травмирует больного. В этом случае мы можем получить конфликтного, тревожного или испуганного пациента. В онкологии значимость психологических компетенций врача возрастает. Кроме того, психологические компетенции очень важны в аспекте самосохранения врача, в профилактике синдрома профессионального выгорания.

Пациенты
Фото: Пресс-служба ННОЦ

- В заключении расскажите о том, как развивается служба психологической поддержки в ННОЦ? Какие планы на будущее у вас есть?

- Можно отметить достаточно устойчивую положительную динамику в этом вопросе. Если раньше у нас в штате был всего один психолог, то сейчас в ННОЦ работают два психолога, один врач-психотерапевт и один социальный работник. Деятельность специалистов социально-психологического, психотерапевтического профиля теперь закреплена в нормативно-правовых документах, то есть существуют определенные стандарты нашего участия в процессе лечения онокопациентов. Кроме того, у нас есть и внутренние стандарты работы психологов.

В настоящее время мы проводим коррекционную работу в групповом формате. В планах – расширить компетенции, когда мы сможем проводить групповую терапию, как для родственников, так и для пациентов – и стационарных, и амбулаторных. На групповой терапии пациент, в первую очередь, избавляется от чувства изолированности – мы хотим показать ему, что он - не единственный с такой проблемой. Кроме того, пациент получает поддержку от людей, которые в одинаковой с ним ситуации, и это очень вдохновляет. Как правило, работа в группах очень эффективна. В целях расширения данного направления, заключен меморандум о взаимном сотрудничестве с общественным фондом "Не сдавайся", в рамках данного меморандума предусмотрено проведение образовательных мероприятий, семинаров, форумов, мастер-классов. На сегодняшний день проведены несколько встреч волонтеров фонда с пациентами нашего центра, для обмена информацией создан специальный чат.

Кроме этого, пациенты с онкогематологической патологией имеют возможность получать информационную поддержку, консультативную помощь от республиканского общественного объединения "Ассоциация инвалидов больных гемобластозами", которое на регулярной основе инициирует проведение школ пациентов в онлайн-формате, оказывает помощь пациентам в получении социальных гарантий от государства, для обмена информацией здесь также создан чат.

Мы планируем внедрить проведение психокоррекционной терапии различных направлений, таких как: арт-терапия или кинотерапия. Также ожидаем внедрения приборов и компьютерных программ для психоэмоциональной коррекции. Так как спектр нашей работы расширится, мы сможем предложить пациентам гораздо больше возможностей для сопровождения и реабилитации.

Узнать больше о работе Национального научного онкологического центра вы можете по ссылкам:

Сайт ННОЦ: https://www.cancercenter.kz

Facebook: https://www.facebook.com/astana.nroc

Instagram: https://www.instagram.com/astana.nroc

Колл-центр КДЦ ННОЦ: +7 (7172) 702-911, +7 (7172) 702-900.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/medical-conditions/1985216-psiholog-nnots-inessa-kazmaly-rasskazala-o-spetsifike-raboty-s-onkopatsientami/