Top.Mail.Ru
Здоровье

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Психолог Ярослав Савченко рассказал об азартных играх: Зависимость – это хаос

Опубликовано:

Человек у игрового автомата
Иллюстративное фото: depositphotos.com

Корреспондент NUR.KZ поговорил с руководителем отделения реабилитации Ярославом Савченко об игровой зависимости в Казахстане. Читайте в материале об этапах лечения лудомании, для чего зависимому нужен распорядок дня и какую роль играет семья в формировании тяги к играм.

– Какие есть основные этапы лечения лудомании?

– В основные этапы выздоровления от зависимости входит восстановление ценностей и принципов, работа с защитными механизмами и выстраивание здоровых взаимоотношений с близкими. Также мы прорабатываем психологическую тягу к влечению. Весь курс разбит на несколько этапов и общая длительность – до пяти месяцев. Есть отдельные случаи, когда лечение может длиться и дольше.

Мы используем только психокоррекцию, работаем в психологическом формате, то есть без медикаментозного вмешательства. Среди специалистов есть и те, кто имеет опыт зависимости, успешно с ней справившись.

В стационаре проходят психотренинги, индивидуальные консультации, разбирается полностью причина возникновения зависимостей. Используем такие методы, как транзактный анализ, гештальт и когнитивно-поведенческая терапия. Помимо терапии, у нас идет максимальная изоляция от социума, насколько это возможно – минимальное количество звонков и встреч.

Транзактный анализ – это метод психотерапии, основанный на идее, что каждый человек в общении проявляет одно из трех эго-состояний:

  • Родитель. Заботливое, контролирующее или критическое эго-состояние, которое перенимается нами от родителей и других значимых взрослых.
  • Взрослый. Рациональное, аналитическое и объективное эго-состояние, используемое для принятия решений и решения проблем.
  • Ребенок. Эмоциональное и спонтанное эго-состояние, сохраняющее в себе черты нашего детства.

Анализ помогает людям понять, как их эго-состояния влияют на общение и взаимодействие с другими. Целью терапии является достижение более сбалансированного и здорового функционирования во всех трех эго-состояниях.

Гештальт-терапия – это метод психотерапии, основанный на фокусировке на настоящем моменте и осознании своих чувств, ощущений и мыслей. Название происходит от немецкого слова "gestalt", означающего "целостность" или "форма". В гештальт-терапии клиент исследует незавершенные ситуации из прошлого, которые могут влиять на его настоящее. Цель терапии помочь человеку стать более осознанным, принять себя и свои чувства, а также научиться жить более спонтанной и наполненной жизнью.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это метод психотерапии, основанный на идее, что наши мысли, чувства и поведение взаимосвязаны. В КПТ клиент работает с терапевтом над тем, чтобы осознать и изменить негативные мысли и убеждения, которые приводят к деструктивному поведению и эмоциональным проблемам. Терапия также помогает развивать более адаптивные навыки копирования и поведения.

– Как проходит обычный день зависимого в период лечения?

– Как правило, у наших подопечных очень насыщенный режим дня. В 7:30 подъем, утренние процедуры: умываются, делают зарядку. После зарядки приводят свои комнаты в порядок, в 9:00 у нас завтрак. Далее начинается утреннее собрание, где каждый подробно расписывает свой предстоящий день, все записываются на консультации, на сдачу индивидуальных работ, домашних заданий. Затем начинается психотренинг, который длится около двух часов, в 13:00 обед, а после идет свободное время: на выбор либо тихий час, личные консультации, индивидуальная работа или же спортзал. В 16:30 полдник и после очередной тренинг. В 19:00 начинается творческий вечер, далее ужин и крайний вечерний тренинг, где подводятся итоги: разбираем, что в течение дня происходило, с чем столкнулись, какие было сложности. В 23:00 отбой. По воскресеньям у нас выходной день, полностью свободный: просмотр фильмов, игра в шахматы, нарды, спортзал, сауна.

Такой плотный распорядок необходим лудоманам для того чтобы держать себя в рамках, потому что зависимый человек, как правило, не бывает дисциплинирован. Зависимость – это хаос. Что получилось сделать, то и сделал, что-то запланировал, так же и передумал. Структура дня, к сожалению, у зависимых отсутствует, и мы ее формируем заново, учимся планировать день вместе и проводить рефлексию – итоги дня. Если дать свободу действий зависимому человеку, там будет очень много безделья и бесполезных действий, не помогающих терапии. Расписание дня помогает дисциплинировать человека и формирует ответственность. Во время рефлексии мы смотрим, какой результат это дает, выбирая, хочу ли я так жить или нет.

– Как можно описать общий образ лудомана Казахстана?

– В 80% случаев игромана можно описать как мужчину от 20 до 40 лет в среднем. Это могут быть совершенно разные люди, даже довольно статусные, имеющие высшее образование и семью. Стаж игры бывает от полугода до 10-15 лет, но каждый из них всегда с огромными долгами. Чаще всего к нам обращаются родственники зависимых. К сожалению, зависимые люди целиком и полностью принять проблему не могут, только с помощью родственников, которые обращают внимание на ряд поступков и действий, разрушенных обещаний и ценностей.

– Как часто к вам обращаются с игровой зависимостью, увеличиваются ли цифры?

– Я бы не сказал, что проблема растет, но она стала более явной. Этот вопрос начали замечать и перестали игнорировать. “Сезонности” у этой проблемы тоже не бывает – лудоман вовлечен в азартные игры постоянно, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

– Как вы понимаете, что лудоман вылечен? Что является показателем?

– На протяжении всего пребывания в центре клиент проходит различные тестирования, проходит так называемую систему оценки выздоровления. Все проанализировав, в процентном соотношении мы можем сказать, насколько человек умеет управлять своей психологической тягой, насколько он может взаимодействовать с людьми, как он получает удовольствие от обычных, рутинных событий. Также смотрим на то, насколько у него здоровая самооценка.

– Сколько стоит лечение в центре?

– К сожалению, пока родственники могут рассчитывать только на свои силы, реабилитация по системе ФСМС не представляется возможной. Конкретно в нашем центре лечение стоит 350 тыс. тенге в месяц, в стоимость входит проживание, питание, работа психологов и консультантов по вопросам зависимости, а также работа с родственниками как онлайн, так и офлайн. Психоэмоциональная поддержка родственников очень важна, так как зависимость – это проблема не только самого лудомана, но и его близких. Сама проблема возникает в среде, сама лудомания – это плод семьи. Родным мы рассказываем, как формируется зависимость, это нужно для того, чтобы они не давили больные точки, которые сформировали, не провоцировали зависимость заново, чтобы не произошел срыв. Помимо этого, даем как базовые рекомендации, так и индивидуальные, оказываем психологическую поддержку. Входит в стоимость также спортзал, сауна и другие развлечения при центре, все, что касается реабилитационного процесса.

– Как вы относитесь к работе государства в борьбе с лудоманией?

– Так как активная работа началась совсем недавно, пока сильных изменений у своих подопечных мы не наблюдаем. Те законопроекты, которые введут на блокировку и ограничение игр, а также запрет рекламы, думаю, в скором времени положительно повлияют на наше общество.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/health/medical-conditions/2128926-psiholog-yaroslav-savchenko-rasskazal-ob-azartnyh-igrah-zavisimost-eto-haos/