Рак органов головы и шеи: хирург-онколог рассказал о факторах риска, методах лечения и профилактике заболеваний
Опубликовано:
Опухоли органов головы и шеи – это большая категория заболеваний, которая включает образования, расположенные в полости рта, гортани, глотки. Сюда же относят онкологические заболевания слюнных желез, носа, придаточных пазух и рак щитовидной железы. Хирург-онколог Национального научного онкологического центра Айбар Нуржанов рассказал в интервью о том, почему ранняя диагностика спасает жизни, в каких случаях требуется реконструктивная операция, и что нужно знать о профилактике этих опасных заболеваний.
– Айбар Адайулы, какие факторы риска наиболее способствуют развитию опухолей органов головы и шеи?
– Большинство пациентов с раком органов головы и шеи имеют отягощенный анамнез в виде употребления алкоголя или курения. Среди основных факторов риска: курение, чрезмерное употребление алкоголя, жевательный табак, недостаточная гигиена полости рта, генетическая предрасположенность, воздействие вируса Эпштейна-Барра и вируса папилломы человека. Также негативное влияние оказывают химические вещества, радиоактивное и ультрафиолетовое излучения.
– Какие наиболее распространенные типы рака органов головы и шеи вы встречаете в своей практике?
– Чаще всего мы сталкиваемся с раком щитовидной железы. Только за прошлый год в Национальном научном онкологическом центре были проведены около 300 операций, связанных с этим заболеванием.
– Какие симптомы должны насторожить людей?
– Большинство опухолей органов головы и шеи – это видимые патологии, которые можно увидеть глазами или почувствовать. Это могут быть язвы или уплотнения, которые длительно не заживают, болезненность при глотании, охриплость голоса, затруднение дыхания, деформация лица или шеи, постоянная заложенность носа и ушей.
Если говорить про щитовидную железу, то она не всегда поддается визуальному осмотру, поэтому ее патологии чаще всего выявляются во время плановых чекапов и скринингов.
– Многие онкологические заболевания проявляются на поздних стадиях. Вы говорите, что опухоли органов головы и шеи можно заметить визуально. Возможно ли выявить их на ранней стадии?
– Несмотря на то, что это видимая патология, к сожалению, пациенты часто боятся врачей, особенно онкологов. Услышав слово "онкология", многие начинают избегать обращения за медицинской помощью. Вместо этого они идут к народным целителям и занимаются самолечением. Из-за этого опухоли начинают расти, кровоточить, и пациенты приходят к нам уже на более запущенных стадии. В таких случаях опухоль часто поражает близлежащие органы. Например, опухоль корня языка может прорастать в окружающие мягкие ткани или нервы. То же самое касается рака десны, когда процесс затрагивает костную структуру или распространяется на региональные лимфатические узлы.
– Опухоли органов головы и шеи поражают один орган или несколько сразу?
– Обычно поражается только один орган: язык, десны, нижняя челюсть, пазухи носа. Как я говорил ранее, каждый из этих видов опухолей — отдельная патология. Однако бывает, хоть и редко, что у пациента выявляются опухоли в двух разных органах, которые не связаны между собой. Например, рак ротоглотки и рак гортани могут диагностироваться у одного пациента как первично множественный метахронный рак. Это связано с факторами риска. Опухоль мы можем вылечить, но не всегда можем устранить причину ее появления.
– Существуют ли группы людей, которые более подвержены этим заболеваниям?
– Опухоли органов головы и шеи чаще встречаются у мужчин старше 50 лет. Однако в последние годы, к сожалению, число случаев среди женщин также увеличивается. Что касается рака щитовидной железы, то он, напротив, чаще встречается у женщин, чем у мужчин. Также можно выделить генетическую предрасположенность и наличие подобных диагнозов у родственников.
– Какие методы диагностики применяются в вашем центре для выявления рака органов головы и шеи?
– В наше время, в 21-м веке, технологии не стоят на месте, и диагностика, а также лечение рака в разных странах мира придерживаются единых стандартов и протоколов. Мы не ограничиваемся только казахстанскими методами, но также используем европейские, американские и российские протоколы диагностики и лечения, чтобы найти наилучший подход к лечению. Основные протоколы друг от друга не сильно отличаются, и они постоянно обновляются в соответствии с новыми клиническими данными.
Для окончательной постановки диагноза злокачественного процесса необходимо провести биопсию. Если мы обнаружили опухоль, мы берем небольшой образец ткани, который называется биоптат, для гистологического исследования. По результатам этого исследования ставится диагноз и определяется тип опухоли. Затем мы проводим дальнейшие обследования, включающие все органы и системы человека, чтобы исключить наличие метастазов.
Если это требуется, мы назначаем ПЭТ-КТ, позволяющий сканировать весь организм. Если у пациента есть сопутствующие заболевания, он должен пройти консультацию узких специалистов. При подозрении на метастатическое поражение, например, лимфоузлов шеи, обязательно проводится тонкоигольная аспирационная биопсия лимфоузла.
– Какие существуют основные методы лечения рака органов головы и шеи?
– Основные методы лечения опухолей органов головы и шеи включают оперативное лечение, химиотерапию, лучевую терапию и радиойодтерапию. Если говорить о раке органов головы и шеи, то при не запущенных опухолях лучше всего начинать с операции.
Первый этап — это хирургическое вмешательство, а затем могут добавляться химиотерапия и лучевая терапия, причем лучевая терапия иногда комбинируется с химиотерапией. При выборе тактики лечения всегда все решается мультидисциплинарной группой, в состав которой входят онкологи, хирурги, химиотерапевты, лучевые терапевты и другие специалисты.
– То есть операции всегда занимают первое место в этой цепочке лечения?
– Да, в большинстве случаев при опухолях органов головы и шеи, а также при раке щитовидной железы, первым этапом всегда является оперативное лечение. Однако при раке щитовидной железы химиотерапию и лучевую терапию мы использовать не можем, так как опухоль к ним нечувствительна. Вместо этого применяем радиойодтерапию как второй этап лечения.
– Работа на лице очень деликатная — возможно ли, что останутся какие-то дефекты или царапины после операции?
– Верно, работа с органами головы и шеи часто приводят к функциональным и визуальным дефектам. Бывает, что необходимо удалять части, например, нижнюю челюсть, где проводим его сегментарную резекцию. В таких случаях мы проводим реконструктивно-пластические операции.
– Как пациенты реагируют на диагноз онкологического заболевания, особенно на рак органов головы и шеи?
– Пациенты очень болезненно воспринимают такие онкологические диагнозы, и рак органов головы и шеи — это особенно специфическая тема. Каждому человеку присущее индивидуальный психотип, поэтому реакция на информацию о болезни может сильно отличаться. Наша задача — найти подход к каждому пациенту и объяснить ему, чего стоит ожидать от лечения. Мы должны не только рассказать об операции, но и настроить пациента на предстоящее дальнейшее лечение.
Позитивное мышление очень важно. Пациент должен быть настроен на борьбу с раком и желание излечиться. Конечно, мы должны открыто говорить о рисках, связанных с операцией — таких как возможные функциональные нарушения. Например, после удаления гортани пациенту потребуется трахеостомическая трубка для дыхания. Мы заранее обсуждаем все возможные последствия.
– Какие еще функциональные нарушения могут возникнуть после операций?
- В зависимости от объема операции это могут быть нарушения акта глотания, дыхания, голоса и даже зрения. При операциях на слюнных железах может пострадать лицевой нерв, что приведет к искажению лица, при операциях на щитовидной железе есть риск повреждения возвратно гортанного нерва, отвечающего на голос.
– Каковы прогнозы для пациентов в зависимости от стадии заболевания?
– Прогноз зависит от множества факторов — стадии заболевания, локализации опухоли, состояния органов. Например, рак щитовидной железы имеет хороший прогноз, особенно высокодифференцированные формы, где 5-летняя выживаемость составляет более 90%.
В случаях рака органов головы и шеи все сложнее, здесь все зависит от того, насколько далеко распространился процесс. Если у нас чистый край резекции после удаления опухоли и пациент проходит дальнейшие этапы лечения, шансы на выздоровление довольно высоки.
– Напоследок, порекомендуйте несколько шагов, которые казахстанцы могут предпринять для профилактики этого заболевания и подобных болезней.
– Важно избегать факторов риска. Например, необходимо отказаться от курения, а также сократить потребление алкоголя. Кроме того, стоит избегать жевательного табака и различных химических смесей. Регулярно проходить обследования у стоматологов. Если вы трудитесь в условиях вредного производства, следует соблюдать меры предосторожности, избегать воздействия солнечных лучей. Людям с предрасположенностью к опухолям рекомендуется регулярно проходить медицинские обследования и следить за своим здоровьем.