Директор метрополитена Алматы: На каждой станции метрополитена работают дежурные по обслуживанию пассажиров
Опубликовано:
Директор КГП "Метрополитен" города Алматы Алмасбек Орынбеков рассказал в интервью детали инцидента, произошедшего с незрячим пассажиром на станции "Абай", помощи его родным, а также мерах безопасности, которые планируется предпринять после происшествия.
- Алмасбек Орынбекович, прошла уже неделя, наверняка у вас уже есть полноценная картина того дня, подскажите, как так получилось, что незрячий пассажир оказался на перроне без сопровождения?
- В инциденте 10 декабря 2024 года слабовидящий пассажир ввел в заблуждение работника предприятия – дежурную по вестибюлю, устно сказав, что он с сопровождением и отказался от обращения к дежурному. Как позже выяснилось, по видеозаписям, это были случайные попутчики, которые помогли ему спуститься до перрона-платформы. Видеозаписи по более ранним датам показывают, что он был постоянным пользователем метро и всегда приходил со своим сопровождающим его человеком.
- Должен ли дежурный сам распознавать незрячих и предложить свою помощь?
- Нет, такого в правилах нет. Если пассажир в сопровождении, то дежурный не предлагает свою помощь. Правила перевозок пассажиров городским рельсовым транспортом города Алматы, утвержденные в 2017 году, содержат общие указания по управлению пассажиропотоком.
При этом в предприятии для маломобильной категории пассажиров предусмотрен внутренний документ по эксплуатации устройств, предназначенных для перевозки маломобильных пассажиров ПТД М И СД-007-2024 (далее инструкция - прим.ред).
В соответствии с пунктом 5.5 инструкции дежурный по обслуживанию пассажиров обязан по указанию дежурного по станции, при обращении к нему людей с ограниченными возможностями, встречать маломобильных пассажиров в вестибюле станции, либо у лифта и обеспечивать сопровождение до посадки в вагон, своевременно уведомив дежурного по обслуживанию пассажиров той станции, на которую направляется данный пассажир.
- Многие пишут, что в метро нет условий для маломобильных пассажиров. Насколько это соответствует действительности?
- Хочу отметить, что на каждой станции метрополитена работают дежурные по обслуживанию пассажиров, которые с помощью специализированных устройств помогают маломобильному пассажиру беспрепятственно передвигаться на территории (станциях) метрополитена.
На входе каждой станции имеется кнопка "вызова" дежурного, при нажатии которой, в зависимости от глубины станции, дежурный по обслуживанию пассажиров придет на оказание услуг маломобильному пассажиру максимально в течении 5 минут.
Все станции метрополитена оснащены оборудованием для обслуживания лиц с ограниченными возможностями: устройство для перемещения маломобильных пассажиров, находящихся в кресло-колясках, подъемник на гусеничном ходу и наклонные подъемники. По станциям "Жибек жолы" и "Алмалы" в 2019 году внутри станции дополнительно установлены платформы с наклонным перемещением, а также на входной группе станции "Жибек жолы" установили платформу с вертикальным подъемом для удобства пассажиров в инвалидном кресле. Также имеются лифты на станциях "Сайран", "Москва", на станциях "Райымбек батыра" и "Алатау". На станции "Сарыарка" имеются 2 лифта и на "Бауыржан Момышулы" - 6 лифтов.
Кроме того, все станции метрополитена оборудованы тактильной навигацией в 2-х направлениях движения для слабовидящих и незрячих пассажиров. У входа на станции метро установлены информационные стенды, выполненные шрифтом Брайля, где полностью показаны маршруты по метрополитену. Также установлены напольные направляющие полосы вдоль пути прохода пассажиров для определения направления движения с помощью трости.
- Какие меры безопасности планируете принять на станциях в будущем?
- Одним из путей предотвращения подобных инцидентов в будущем является установка дверей (screen doors) на перронах метрополитена. Двери на перроне повышают безопасность пассажиров. Эта система защищает от падения на рельсы или несанкционированного проникновения к рельсовому пути.
- Вы связались с родственниками пострадавшего?
- Да, конечно, мы сразу же связались с родственниками и несмотря на то, что сейчас ведется следствие и ничья вина не доказана, мы по человечески оказали им всю возможную поддержку.
- Понесли ли наказание виновные лица?
- Сейчас правоохранительными органами проводится расследование. В отношении виновных будут приняты меры в рамках закона. Мы, в свою очередь, проводим свое собственное служебное расследование, по итогам которых обязательно примем меры. Это первый в истории метро инцидент, поэтому мы сделаем все, чтобы впредь такого не повторялось.