Спали по очереди: какие условия ждали попавших в СИЗО алматинцев (фото)
Опубликовано:
Еще недавно здесь гремели тяжелые засовы, замки и ключи, автозаки привозили заключенных, а горожане с опаской поглядывали на мощные голубые ворота. Сюда никто и никогда не хотел попасть добровольно. Сегодня учреждение ЛА-155/1, больше известное как СИ-1 или тюрьма «на Сейфуллина», пустует – тут остались только сотрудники, передает NUR.KZ.
За большими голубыми воротами – монументальное здание красного цвета. Видно – постройка несовременная, оно и неудивительно – транзитно-пересыльный пункт форта Верного возник на этом месте еще в конце 19 века.
«После образования СССР в 1922 году на территории этой царской тюрьмы был образован следственный изолятор, то есть тюрьма номер один НКВД КазССР. Потом был КГБ, далее мы находились в ведомости МВД КазССР, потом в МВД РК, управлении ГСК Алматинской области, потом ГУВД Алматы, потом передали Министерству юстиции, а затем снова МВД.
Тут сидел Токаш Бокин - участник борьбы за установление Советской власти, революционеры. В 1974-1977 годах, когда начальником тюрьмы был Тамендаров, были возведены три четырехэтажных корпуса. Раньше на их месте были одноэтажные деревянные постройки», - рассказывает заместитель начальника учреждения Абдрахман Абдильдин.
Кому как не ему знать историю тюрьмы – подполковник работает здесь уже более 20 лет. Придя в тюрьму в 1996 году в качестве контролера, он дослужился до заместителя начальника учреждения и сейчас исполняет обязанности начальника.
Заключенных автозак доставлял прямо внутрь тюрьмы, откуда они тут же заходили в помещение. Далее – карантин и размещение по камерам. Всего камер в тюрьме 209, вип-камер, говорит руководство, нет.
Камеры рассчитаны на 6-12 человек, в каждой из них – небольшой шкафчик для хранения передач, маленькие и узкие двухъярусные кровати, туалет. Садиться или ложиться на кровать после заправки нельзя.
Можно сесть на скамейки, за стол, разрешалось играть в настольные игры – шашки, шахматы, нарды, домино. Еда подается в маленькое окошко на двери камеры.
На окнах решетки, в стене – глазок для наблюдения за заключенными.
В одних камерах туалет огорожен стеной, в других – ограждение едва доходит до пояса.
Камеры в женском корпусе куда более благоустроенны – там санузел - это отдельная комната, где есть унитаз и душ. Мужчинам приходится мыться раз в неделю в бане.
Баня – это только название, на самом деле, от привычного понятия нет ничего – в помещении есть лишь душевые лейки и тазики. На посещение бани дается 20 минут.
Женский корпус находится отдельно от мужских. К слову, представительниц прекрасного пола в этом страшном месте всегда было значительно меньше мужчин – около 10% от общего количества заключенных, говорит Абдильдин.
Максимальное количество человек, которых мог принять СИ-1 – 805 человек. Раньше было 2000. Но с начала 90-х до середины 10-х годов был перебор – содержалось одновременно более 4000 человек. Заключенным приходилось спать по очереди.
Беспорядков, рассказывает он, не бывало, но изредка случались небольшие конфликты между заключенными. В этом случае их изолируют друг от друга. Особо непослушных ждет дисциплинарный изолятор, ДИЗО, раньше он назывался карцер – название, кстати, до сих пор сохранилось на камере.
Условия там более жесткие, чем в камерах – во-первых, деревянные кровати убираются сразу после подъема в 6 утра, они пристегиваются к стене и прилечь можно только после отбоя в 10 часов вечера.
Все это время разрешается сидеть на скамейке. Посуда и гигиенические принадлежности забираются сразу после использования.
Но, пожалуй, еще страшнее карцера – прогулочный дворик. Это тоже помещение, но практически без крыши – ее заменяет решетка. Вот оно, пресловутое «небо в клеточку».
Для перемещения между корпусами и доставления заключенных в административный корпус используется тоннель. Длинные коридоры под землей соединяют все помещения. Общая длина тоннеля составляет 1,5 километра.
По словам замначальника тюрьмы, это необходимо для обеспечения безопасности, ведь сотрудники несут службу без оружия, при себе у них только аэрозоль, дубинка и наручники.
Абдрахман Абдильдин признается, что в первый день работы сам заблудился в коридорах. Было жутковато, говорит он. Кстати, легенды и байки о привидениях и призраках в СИЗО он слышал, но сам с таким не сталкивался.
А вот попытки побега были. Правда, неудачные. Один раз заключенный пытался бежать через двери, другой – через забор, вытаскивая кирпичи. Однако все попытки удалось вовремя выявить и предотвратить.
В начале лета этого года заключенных перевели в другое учреждение, а ЛА-155/1 решили закрыть. Какая судьба ждет бывший СИЗО, имеющий огромную историю, пока неизвестно.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1766176-spali-po-oceredi-kakie-uslovia-zdali-popavsih-v-sizo-almatincev-foto/