"Видела обезглавленные тела": казахстанки рассказали о жизни в Сирии (фото)
Опубликовано:
Казахстанка рассказала, что думала, что едет отдыхать с мужем в Турцию, но вместо этого оказалась в Сирии, где ее супруг примкнул к рядам террористов Исламского государства, передает The New York Times.
Она призналась, что не проходила обучение в ИГИЛ, но казахстанские психологи решили не рисковать. Они зачислили Аиду Сарину и других женщин в программу лечения от исламисткого экстремизма.
"Они хотят знать, опасны ли мы", - говорит 25-летняя Аида Сарина.
К слову, у Аиды есть маленький сын.
Аида рассказала, что вскоре после приезда в Сирию ее муж умер. Ее поместили в так называемый дом вдов в Ракке, столице Исламского государства.
Боевики приезжали, чтобы выбрать себе жен, но Аида отказывалась выходить замуж.
Когда боевые действия усилились, представитель ИГИЛ, отвечающий за эвакуацию вдов, оставил их в пустыне, сказала она. Чтобы выжить, приходилось есть траву. Некоторые дети замерзали ночью.
Сарина говорит, что она стала наставником для других возвращающихся в Казахстан женщин, говоря им, что ИГИЛ не защитил их, поэтому они должны доверять правительству.
«Я хочу, чтобы мир знал, что реабилитировать нас совершенно реально», - сказала она.
Сейчас профессор-теолог Кеншилик Тышхан пытается убедить вернувшихся из Сирии женщин принять умеренную форму ислама. Он рассказал, что некоторые из них «считают, что неверующий может быть убит». Многие демонстрируют небольшое раскаяние.
31-летняя Гульпари Фарзиева, рассказывая о шестилетнем проживании в Сирии и замужестве за боевиком ИГИЛ, сказала, что каждый имеет право на ошибку.
Она вспомнила, что однажды в Сирии она принимала гостей. Приготовив пельмени и торт, она отправилась на рынок за скатертью.
На рынке она увидела страшную сцену - «пять или шесть безголовых тел» на земле вместе с «большим количеством крови». Это оказалось последствием публичной казни. Женщина отвела глаза и все же купила скатерть, а вечеринка прошла совершенно спокойно.
В другой раз, говорит Фарзиева, боевику, живущему по соседству, подарили порабощенную наложницу - езидку. Женщина отмечает, что ей было жаль девушку. Но из-за того, что она была немусульманкой, девушка не имела тех же прав, что и мусульманки.
Фарзиева говорит, что не встречала больше девушек с "какой-то идеологией, оставшейся внутри". По ее словам, вернувшиеся женщины понимают, что были неправы.
Отмечается, что Казахстан, в отличие от стран Запада и большей части мира, принимает вернувшихся из Сирии женщин, хоть и с осторожностью, и не арестовывает их - вместо этого работает программа дерадикализации.
В маленьком отеле в Актау собраны женщины, которых другие страны обвинили бы в терроризме.
Мужчинам тоже разрешено вернуться, но они немедленно будут арестованы и получат 10 лет тюрьмы. Немногие из них решаются вернуться.
В реабилитационном центре женщинам предоставляют няню для детей, горячее питание, медицинскую и психологическую помощь.
По словам Аиды Сариной, условия здесь далеки от тех, что были в лагере на северо-востоке Сирии, который контролировали курды.
Свои впечатления Аида описывает так: "Как будто мама забыла вас в садике, а потом вспомнила и вернулась".
Вместо того, чтобы относиться к женщинам, как к преступникам, специалисты реабилитационного центра побуждают женщин рассказывать о своем опыте.
«Мы учим их прислушиваться к негативным ощущениям внутри себя», - рассказывает о методе психолог Ляззат Надиршина.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1810471-videla-obezglavlennye-tela-kazahstanki-rasskazali-o-zizni-v-sirii-foto/