Алматинка много лет терпела издевательства от супруга, боясь лишиться детей
Опубликовано:
Женщины, страдающие от бытового насилия со стороны своих близких, зачастую, мужей или сожителей, как правило, вынуждены терпеть из-за того, что им некуда пойти. Нередко родственники женщин не принимают их обратно и не поддерживают морально, считая, что семью нужно сохранить, несмотря ни на что, передает NUR.KZ.
Тем не менее, в Алматы действуют разного рода приюты, где женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут найти временное пристанище. А два года назад в городе появился государственный Кризисный центр для жертв бытового насилия.
Официально Центр работает с 1 июня 2017 года, но принимать женщин стал с 20 октября 2017 года. За это время уже немало казахстанок побывало здесь, несмотря на то, что агрессорами могут быть не только мужья, но и другие ближайшие родственники или даже опекуны, чаще все же за помощью приходят жены.
На сегодня в приюте, рассчитанном на 50 мест, находятся 46 человек - женщин и детей. Конечно, детей практически всегда больше, ведь потерпевшие нередко приходят не с одним, а с двумя-тремя, пятью детьми, и даже был случай, когда женщина пришла с 8 детьми.
Каждая история потрясает, хоть они и кажутся весьма похожими. Например, заместитель руководителя Центра Татьяна Анатольевна Мидо рассказала про алматинку, которая много лет терпела унижения и издевательства от мужа.
Многодетная мама не могла уйти от агрессора - мешал страх. Набравшись смелости, женщина однажды все же ушла от мужа-тирана, придя в Центр, но он продолжал преследовать супругу, несмотря на защитное предписание.
Он угрожал и требовал вернуться, забирая детей и шантажируя этим женщину. И даже подавал в суд, требуя привлечь супругу к уголовной ответственности за клевету. Трижды женщина подавала заявление на развод и трижды забирала его, боясь, что будет лишена возможности воспитывать своих детей.
На данный момент проблема не разрешилась, пока женщина проживает в другом приюте, но, если ничего не изменится, сможет вернуться в этот.
Случаев, когда женщины вновь приходят в Кризисный центр, немало, говорит Татьяна Анатольевна.
"Женщины могут находиться в Центре до шести месяцев, бывает, что проблемы разрешаются быстрее. Порядка 30% обратившихся женщин возвращаются в семью, но 12% из них возвращаются обратно в Центр.
Ради детей женщины жертвуют собой, чтобы малыши были обеспечены и жили в комфортных условиях. Бывает, женщина приходит ночью с 2 детьми с отекшим лицом, избитая, а на следующий день приходит муж, просит прощения, и она уходит с ним", - говорит заместитель руководителя Центра.
Розе (имя изменено - прим.ред.) пришлось однажды вернуться к мужу-тирану, чтобы забрать ребенка и вновь скрыться.
"С мужем мы прожили шесть лет, почти все это время он не работал, в последние несколько лет работала я. Скандалы возникали на почве ревности - из-за того, что я работала преимущественно в мужском коллективе, и, как ни странно, из-за денег - в его семье принято считать, кто и на кого сколько потратил, и требовать возврата.
Якобы я должна была возместить все, что он когда-то на меня потратил. Он поднимал на меня руку, в полицию я не обращалась, потому что хотела сохранить семью, сейчас об этом жалею. Зато обращалась в больницу, мне диагностировали сотрясение, травмы, гематомы", - говорит Роза.
Скандалы и рукоприкладство стали происходить при ребенке. Муж, по словам Розы, ставил ей условие - в случае развода вернуть потраченные когда-то на нее средства, оставить ребенка и уходить. В один прекрасный момент Роза действительно ушла, правда, с сыном. Долго прятаться не получилось, муж нашел ее и сумел забрать ребенка.
Тогда ей пришлось вернуться и изобразить примирение. Но лишь на время.
"Рано утром мы ушли, в чем были, теперь живем здесь, хотя мне есть, куда идти, и есть, где работать. Просто я понимаю, что я ничего не смогу сделать дома, если он приедет с разборками и скандалами. Также здесь мне оказывают юридическую поддержку, так как это необходимо - сейчас у нас идут судебные заседания", - рассказывает девушка.
В Центре оказывают не только юридические услуги, но и другие - социально-медицинские, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-экономические, социально-культурные, всего их восемь.
Нередко в Центре оказываются женщины-иностранки, им помощь оказывают совместно с консульствами. Нередко это - восстановление документов. Например, у Алины (имя изменено - прим.ред.) не то, что нет документов - у нее нет гражданства.
"Я родилась в Узбекистане. Когда мне было 16 лет, мама отправила меня к своей подруге в Алматы на школьные каникулы. За то время, что я была тут, мама умерла. Возвращаться мне стало некуда. Потом умерла и ее подруга. Я осталась одна, работала официанткой. Документы сначала боялась делать - думала, что меня за их отсутствие посадят в тюрьму. Потом оказалось, что меня лишили гражданства там и не дали - тут.
Дважды выходила замуж, от первого брака растет дочь, ей 4 года. От второго - сын. Когда я была беременна, муж начал поднимать на меня руку. Он приходил пьяный и я высказывала ему за перегар. Думала, когда я рожу, все изменится, но стало только хуже. Он продолжал приходить пьяный и грязными руками брал ребенка. На этой почве снова начинались ссоры, которые переходили в рукоприкладство", - рассказывает Алина.
Когда малышу было 40 дней, женщина ушла от мужа в приют. Оказалось, она уже не первый раз уходит от него, но ранее он возвращал жену, обещая, что изменится.
Был случай, вспоминает замруководителя Центра, когда женщина с двумя детьми приехала из другого города, скрываясь от мужа-тирана. Поводом для бытового насилия опять же послужила ревность со стороны мужа, при том, что жена не работала и занималась домашним хозяйством.
Когда семья убежала от агрессора, мужчина решил не отпускать жену так просто. Найдя ее, он буквально с другой части страны приехал на собственной машине и ночевал у ворот Центра. В Алматы женщина смогла устроиться на работу, но супруг не давал ей трудиться, закатывая скандалы на рабочем месте, что, конечно, не нравилось руководству.
В конце концов, семья все же вернулась к отцу и мужу. По словам Татьяны Анатольевны, мужчина осознал, что жена вполне справится без него в случае чего, и взглянул на нее другими глазами. С женщиной Мидо держит связь и говорит, что сейчас в семье все нормально.
Впрочем, это, наверное, редкий случай, когда все закончилось практически хэппи-эндом. Нередко в Центр приезжают женщины из других городов, надеясь спрятаться от мужей-деспотов. Несмотря на то, что адреса таких приютов, в том числе, и этого Кризисного центра засекречены, так или иначе мужчинам удается узнать их местоположение. Порой адрес дают сами жены.
Конечно, агрессоров не пускают на территорию Центра, кроме того, его охраняет агентство. При необходимости вызывают полицию. К слову, если женщина обращается за помощью в Кризисный центр, то, по условиям, она должна обратиться за помощью в полицию, написать заявление. Либо сотрудники приюта ставят в известность о произошедшем органы внутренних дел в течение трех дней.
Далее женщинам и детям предоставляются жилье, питание, вещи первой необходимости, социальная помощь, о которой говорилось выше. Детей устраивают в школу - есть соглашение с двумя учебными заведениями, которые принимают учеников.
Самих мамочек направляют на 3-месячные курсы при Центре занятости, а потом трудоустраивают. Для тех, кто не может работать из-за того, что не с кем оставить ребенка, учат ремеслу или рукоделию. Женщины делают поделки или сувениры и сдают их в магазин на продажу - уже есть договоренность с несколькими торговыми точками.
Медицинские услуги женщины и дети получают в близлежащей поликлинике, при Центре есть медработник, который окажет первую помощь при необходимости. Также работают психологи, юристы, соцработники и так далее. Для детей и их мам организовывают культурные программы, досуг, водят на выставки, в театры и кино.
Таким образом, женщинам удается встать на ноги, стать более самостоятельными и быть уверенными в своих силах при борьбе с тираном.
"Если мужчина идет на контакт с психологами, то мы с ним работаем. Кроме того, мы работаем с законодательством, в том числе, и если видим какие-то недоработки, то пишем в Парламент и в правозащитные организации, чтобы вносились изменения и дополнения в законодательство. Мы видим необходимость работать не только с жертвами, но и с агрессорами.
Сейчас мы перенимаем опыт наших партнеров из Германии, где хорошо поставлена работа с агрессорами, но это закреплено на законодательном уровне. В Германии, если человек является агрессором, он привлекается к ответственности - это может быть штраф, лишение свободы или посещение психологов и соцработников. У нас такого нет, поэтому мы можем работать только при добровольном обращении", - рассказала Татьяна Анатольевна Мидо.
Обратиться за помощью в Центр можно, позвонив по номеру горячей линии 150.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1828098-almatinka-sest-let-terpela-izdevatelstva-ot-supruga-boas-lisitsa-detej/