Свидетеля Иеговы заподозрили в недонесении о тяжком преступлении в Алматы (видео)
Опубликовано:
Осенью 2019 года СМИ Казахстана облетела шокирующая новость – член религиозной организации Свидетели Иеговы подозревался в совершении тяжкого преступления – развращении несовершеннолетнего. Подозреваемым оказался алматинский бизнесмен, которого год спустя осудили и отправили отбывать наказание за преступление.
Однако недавно история всплыла вновь – один из членов этой же организации оказался тоже причастен к делу – правда, по уголовной статье о недонесении о преступлении.
О преступлении в свое время умолчали и члены Свидетелей Иеговы, ссылаясь на тайну исповеди. Однако бывший участник организации Михаил Замятин уверяет – никакой исповеди нет и быть не могло.
Михаил попал в религиозную организацию в 20 лет, в начале 90-х. Молодой человек тогда еще служил в армии в Ашхабаде, когда в одну из увольнительных познакомился со Свидетелями Иеговы.
«Я приходил к ним домой и, как они утверждали, мы изучали Библию. На самом деле это была их литература и идеология, якобы основанная на Библии. У меня было много вопросов, на которые они не могли ответить. Они говорили, что я ребенок в духовном плане, «когда «вырастешь», поймешь», - вспоминает он.
Михаил пытался сам искать ответы на вопросы. А когда закончил службу и вернулся в Алматы, его данные организация передала в Казахстан. Парня встретили тут, и «работа» продолжилась уже на родине.
«Руководство находится в Америке, и, говорят, что они «помазаны святым духом», они пойдут на небо, а мы останемся на земле. У меня возник вопрос – а кто сказал, что они помазаны святым духом? Никто так и не ответил», - рассказывает мужчина.
Кроме того, приходилось жертвовать деньги – делалось это не открыто, но в каждом журнале, которые предлагались адептам, так или иначе встречались довольно откровенные намеки на это.
«Например, во времена Иисуса бедная женщина пожертвовала две лепты, две копейки. А у тебя же больше, она все свое пропитание отдала, а тебе жалко? Или пример мальчика, который сам вырастил курочку, продал за доллар и пожертвовал эти деньги. Это нужно, чтобы надавить на совесть – у тебя больше, чем одна курочка. Человеку становится стыдно – у него же деньги есть. И дает – не только деньги. Я знал бабушку, которая переписала дом на них. У нее есть дети, внуки, но, так как они не в организации, - они враги», - говорит он.
Свидетели Иеговы занимали все больше места в жизни Михаила. В организации же он познакомился и с супругой, где она оказалась вместе с родителями.
«Весь мир у них делится на белое и черное. Самые хорошие, самые праведные – это мы, в организации, все, что вне – жулики, убийцы, наркоманы, пьяницы. О тех, кто выходит, в статьях пишут – у них с головой не в порядке, они пошли за сатаной.
Если ты не в организации, значит, ты во власти сатаны, дьявола. Но если ты был и ушел – категорически запрещается общаться, звонить, смс отправлять. Даже ближайшие родственники полностью теряются. Ушел – он отступник, за сатаной пошел, нельзя есть вместе, нельзя даже здороваться», - объясняет Михаил.
По словам Михаила, в 90-е "Свидетели" пользовались популярностью – когда адепты проводили лекции в парке, вокруг них сразу образовывалась толпа.
«Когда я начал задавать вопросы, я стал сомневаться. Я сам искал ответы, начал изучать иврит, чтобы разобраться и прочитать Библию в оригинале, греческий язык стал изучать. Тогда я увидел - что написано в оригинале и то, что они говорят – перевод, подогнанный под их идеологию, - небо и земля. Стал спрашивать, почему так, - я стал отступником.
Меня сразу отправили на правовой комитет - судилище. Если на настоящем суде тебе дается право защиты, то тут три судьи и никакого адвоката. Три судьи смотрят, раскаялся ты или нет, и решают, как с тобой поступить. Они решают судьбу человека – если его исключат из Свидетелей Иеговы, то у него может семья разрушиться. Могут с работы уволить, потому что работодатель, как правило, – член организации. Потом объявляют на собрании, чтобы никто больше не общался со мной», - говорит Михаил.
Жена поддержала Михаила. Она формально осталась в организации, так как ценой за «непослушание» мог стать отказ общения ее родителей с ней. Сын пары, хоть и вырос среди «Свидетелей», тоже оказался на стороне отца.
Однако, говорит мужчина, так бывает не всегда – случалось, что в других семьях супруга подавала на развод, как только муж выходил из организации. Поэтому существует запрет на брак члена организации с человеком, кто в ней не состоит.
Несмотря на то, что Свидетели Иеговы считают себя праведными и верующими людьми, случались ситуации, из ряда вон выходящие.
«Приходят письма – всем советам старейшин. Там написано, как поступать в таком-то случае. Когда попадались письма – как поступать, если в собрании - педофил, было написано – сообщить в юротдел в филиале, а не в полицию. И все говорили – откуда педофилы, такого не бывает, мы же святой народ. А когда это произошло, это оказался не посторонний человек, он - заместитель районного надзирателя, обучал старейшин», - говорит мужчина.
Как оказалось, один из членов организации развращал несовершеннолетнего подростка, который, по словам Михаила, является сыном одного из старейшин.
«Я знал, что за границей давно идут такие суды про педофилию, американка Барбара Андерсен даже создала фонд пострадавшим от педофилии в «Сторожевой башне». Когда она подняла вопрос, ее тоже исключили, она тоже полжизни там пробыла. Я понимал, что это есть, но думал, что у нас нет, так как у нас другая страна и менталитет.
Когда это стало известно всем в Алматы, многие начали оспаривать, что это клевета, бизнес хотят «отжать», что это специально все подстроено, но есть какой-то аноним, который находится в филиале и он пишет, что это не сплетня, и выкладывает в интернете приговор суда. И там подробно, что действительно это было.
Он и квартиру снимал, и баню, сауну заказывал, спаивал малолетних. Это был не один мальчик. Они - дети старейшин, которым он давал работу, поэтому шум не хотели поднимать – папа может работу потерять», - объясняет алматинец.
Михаил отмечает – есть лазейка во внутреннем законе организации, которая позволяет закрывать глаза на такие вещи.
«Почему расцветает педофилия – потому что есть закон, что подобные дела надо разбирать при наличии двоих свидетелей. Если родитель жалуется, что ребенка изнасиловали, они спрашивают есть ли два свидетеля? Если нет – молчите, и в полицию не сообщайте, чтобы не опозорить организацию. Из жертв делают преступников. «Молчите, а вдруг это клевета?». Но какой педофил будет при свидетелях это делать? Благодаря этому закону и процветает педофилия. Старейшины знали, журили, наказывали по-своему. Наказание простое – убрали какие-то обязанности. Это разве наказание? Это же не просто грех», - уверен Михаил.
По его словам, старейшины уверяли – раскрыть такую информацию для «мира» нельзя было из-за тайны исповеди. Впрочем, такой термин алматинец отрицает.
«Когда старейшинам сказали, почему вы не сообщили, они сказали, что это - тайна исповеди. Сидят три судьи, ты не каешься, они тебя обвиняют, ведется протокол – где на исповеди видели, чтобы велся протокол? Если вы отправили протокол куда-то, это не может быть тайной исповеди.
Только одному богу можно каяться, а не человеку. Получается, старейшины дают ложные показания. Исповедь преподносится священнику. Вся идеология утверждает, что прихожане не делятся на духовенство и мирян, нет у нас священников, все равные.
Тайна исповеди, это значит, - дача ложных показаний. Когда припирает, готовы врать и выкручиваться. Они, может, сами бы так и не поступили – руководство сверху приказало. Теперь они готовы сесть в тюрьму, чтобы не опорочить организацию.
Адвокаты их учат врать, что – «вы священники, вы принимали исповедь». На любую экспертизу отдать литературу – ни один эксперт не найдет понятия «священник» или «исповедь». Адвокаты их учат врать, заведомо зная, что, если они сядут – пусть сядут, расходный материал, главное, чтобы организация была «чистая», - считает он.
Михаил подчеркивает – когда правда вскрылась, он уже не состоял в организации, но узнал о ситуации позже. А вот другая алматинка, Светлана Щеголихина, заявила о факте педофилии в полицию, как только узнала об этом.
Она тоже пришла в Свидетели Иеговы много лет назад. К ней «иеговисты» пришли домой, предложив познакомиться с богом. Подарили Библию, принесли журналы и пригласили на собрание. Трижды в неделю Светлана стала их посещать.
Семья женщины была категорически против, но Светлану было не остановить. С гражданским мужем пришлось расстаться – он не разделял взгляды женщины. Старшая дочь поначалу воспротивилась, но в итоге тоже оказалась в «Свидетелях». Позднее девушка встретила там будущего мужа. Однако, как только мать вышла из организации, дочь и зять оборвали с ней отношения. Горько усмехаясь, Светлана отмечает, что даже о свадьбе внука она узнала из соцсетей.
В организации алматинка тоже встретила своего будущего, а теперь уже и бывшего мужа. Так как паре запрещается встречаться до брака, то единственным общим интересом супругов были Свидетели Иеговы, но, отказавшись от них, Светлана поняла – больше этот союз не имеет перспектив.
«Свидетели» вмешивались и в другие жизненные сферы. Например, нельзя было отмечать дни рождения, детям нельзя заводить дружбу со сверстниками на улице, учиться не только не обязательно, но и, например, если речь идет о вузе – крайне нежелательно.
Достаточно получить специальность, которая может прокормить, и только. Занятия спортом тоже не поощрялись, потому Светлане и ее мужу пришлось скрывать, что сын – спортсмен.
«У них был бланк проповеди, сколько у тебя изучений Библии, как они продвигаются, давались рекомендации, если ты застрял на каком-то этапе. Есть ли у тебя интересующиеся. Нужно звонить, говорить – «я бы могла за тобой зайти, ты можешь себя чувствовать себя в безопасности, люди приветливые». Предлагается разных людей приводить на изучение. Мы же говорим мягко, у нас хорошо и любовь, которая кончается, когда проходит посвящение в Свидетели. Ты становишься полноправным членом, любовь пропадает. Через какое-то время ты понимаешь, что попал куда-то.
У меня уже дочь была там, у нее - муж оттуда. Они там познакомились, я с бывшим мужем познакомилась там, ребенок родился. И я понимаю, что оттуда уйти уже не могу, со мной не будет разговаривать муж, дочь, от предыдущего брака ребенок подрастал - его тоже научат не общаться со мной. Потом бывшего мужа назначили старейшиной, а семья должна быть образцовая», - рассказывает Светлана.
Когда муж стал старейшиной, он начал делиться с супругой некоторыми внутренними моментами. В Светлане зародились сомнения – между реальным положением дел и тем, что преподносится со сцены – большая разница.
Когда она уже вышла из организации, всплыл случай с насилием над несовершеннолетним.
«Я по своей инициативе пошла в органы и заявила. Потому что я точно знаю, что у свидетелей запрещено выносить сор из избы. Те, кто знали - не пошел, мама не пошла. Я уверена – если М. лишили общения, значит, был правовой комитет. Там как минимум трое было. Они знали о факте, и никто не пошел заявлять. Потому что их бы тоже лишили общения.
Они были свидетелями тяжкого преступления и не заявили. Я думаю, там не только трое знали, могли и больше людей знать. Я пошла в полицию с чистой душой и совестью. Я была на суде свидетелем. Если они говорили - «мы все священнослужители», о тайне исповеди, то это должно быть один на один, а если там уже трое, то уже тайны исповеди нет», - считает она.
Центр Свидетелей Иеговы располагается на большой территории в микрорайоне Калкаман. К сожалению, добиться встречи с кем-то из руководства не удалось из-за карантина. Разговор по телефону к прояснению ситуации не привел – пообещав прокомментировать ситуацию, представители организации перестали выходить на связь. Корреспондент NUR.KZ отправил официальный запрос в организацию, но вновь не получил ответа.
Между тем, в департаменте полиции Алматы подтвердили факт того, что дело о недонесении о преступлении действительно расследуется. Сообщается, что в деле имеется подозреваемый Е. Л., а его защитниками являются адвокаты Алимжан Оралбай, Джохар Утебеков и Назерке Ризабекова. Другие данные досудебного расследования не подлежат разглашению.
Ту же информацию о деле сообщили и в прокуратуре города Алматы.
«Он обратился ко мне после того, как его оперативники департамента полиции внезапно выловили на улице и повели в полицию без всякой повестки. Он обратился ко мне через несколько дней», - говорит адвокат Джохар Утебеков.
По словам юриста, его подзащитный объясняет ситуацию тем, что не знал не только деталей происшествия, но и возраста пострадавшего юноши.
«На тот момент, когда подросток обратился к нему, прошло несколько месяцев после его 16-летия. И подросток не объяснял, произошло это до или после 16-летия. К тому же, он не знал о возрасте подростка. Наконец, самый главный аспект заключается в том, что мой клиент работает священнослужителем в общине Свидетелей Иеговы и все это узнал на исповеди.
Узнав на исповеди, доносить в полицию он не мог и не обязан. Здесь были вовлечены родители подростка, он обратил их внимание на произошедшее, так как он не мог знать детали и не был очевидцем интимных отношений. К тому же, у нас есть обратная уголовная ответственность за заведомо ложный донос. Он предложил родителям обратиться, что собственно, они и сделали», - уверяет юрист.
Ему неизвестно, ведется ли на исповеди протокол, но Джохар Утебеков сообщил, что, согласно информации самой общины, как и у всех христиан, у Свидетелей Иеговы институт исповеди имеется.
«Факт такой, что у них заслушивает один священнослужитель, а окончательное решение принимают несколько священнослужителей, такая коллективная исповедь. Самой сути исповеди это никак не изменяет. Исповедался сначала сам мужчина, который сейчас признан виновным осужден за преступление, а в последствии - и сам мальчик.
Тут надо понимать, что, возможно, он не от самых хороших побуждений пошел, потому что орган следствия уже разрабатывал его, были показания свидетелей и велись негласные следственные действия», - рассказывает адвокат.
По его словам, на данный момент следователь назначил религиоведческую экспертизу, чтобы выяснить, есть ли у Свидетелей Иеговы священнослужители.
«У культа веры всегда есть священнослужитель. Сейчас я обратился к уполномоченному по правам человека о нарушении права на соблюдение конституционной свободы человека на вероисповедание и отправление религиозных обрядов. Я считаю, это дискриминация религиозного меньшинства», - сообщил защитник.
Утебеков добавил, что его клиент может в любой момент оказаться под стражей. Получат ли подозрения органов свое подтверждение касательно виновности адепта Свидетелей Иеговы – покажут результаты следствия, а также решение суда.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/incident/crime/1916612-svidetelya-iegovy-zapodozrili-v-nedonesenii-o-tyazhkom-prestuplenii-v-almaty-video/